Meloci.ru

Сколько контуров в тормозной системе?

Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Виды приводов тормозов (тормозных систем)

Читая о кулибинах переделывающих схему тормозной системы, задумался о видах тормозных систем, об их видах контуров и т.д.
И раз я что-то вычитал, решил поделится 🙂

Как мы знаем, в современных авто, будь то дедушкины жигули, применяются двухконтурная система тормозов.
Если один контур отказал, то всю работу на торможение берет оставшийся контур, хоть и с падением эффективности

Простым примером такого авто со схемой 4+2 параллельная, является “Москвич-2141”. Далее копипаста от сюда:
На автомобиле семейства “Москвич-2141” применена двухконтурная схема привода тормозов, в которой передние цилиндры имеют по 2 поршня — большой и малый, а задние — по одному цилиндру. При этом один контур тормозов (т.наз. передний) работает на большие передние тормозные цилиндры, а второй (т.наз. задний) — на малые передние и задние тормозные цилиндры. При отказе переднего контура достаточно эффективное торможение обеспечивается малым контуром передних колес и задними колесами, при отказе заднего контура — большими цилиндрами передних колес. При этом в обеих случаях обеспечивается эффективность торможения не хуже 60% от исправных тормозов. В связи с разным объемом вытесняемой в разные контуры тормозной жидкости главный тормозной цилиндр имеет поршни разной конструкции для переднего и заднего контуров.

В случае применения на автомобиле однопоршневых передних суппортов нового типа с увеличенным диаметром цилиндра при (примечание, схема 2+2, параллельная)стандартной схеме распределения тормозных приводов (перед-зад) в случае отказа переднего контура тормозов будет происходить торможение только задними колесами, т.е. порядка 30-40% от исходного значения, что не обеспечивает требуемого стандартом минимальной эффективности тормозов в случае их отказа, которая регламентируется величиной не менее 50%.

Для обеспечения требований, предъявляемых к эффективности торможения при отказе одного из контуров, в тормозной системе с однопоршневыми суппортами нового типа применяется диагональная схема распределения привода тормозов (примечание, схема 2+2, диагональная), при которой ГТЦ имеет два одинаковых по конструкции поршня, один из которых работает на контур переднего левого и заднего правого колес, а второй — на контур переднего правого и заднего левого колес. Такая конструкция распределения контуров тормозов используется на переднеприводных автомобилях ВАЗ. Применение такой схемы на автомобилях “Москвич” семейства 2141 вполне допустимо, так как автомобиль имеет отрицательное плечо обкатки управляемых колес [1]. При этом в случае отказа одного из контуров по одному из колес с каждой стороны второго контура обеспечивают торможение без возникновения благодаря отрицательному плечу обкатки разворачивающей силы, а эффективность торможения при отказе одного контура составляет не менее 50% от исходного, что соответствует требованиям стандарта.

При замене стандартного распределения контуров тормозного привода на диагональный необходимо решить ряд технических проблем. ГТЦ желательно заменить на ГТЦ, рассчитанный на одинаковое количество вытесняемой жидкости в контуры, т.к. контуры такой тормозной системы полностью симметричны. При этом давление, создаваемое ГТЦ даже штатного тормозного цилиндра, рассчитанного на различный объем вытесняемый жидкости, в обеих контурах будет одинаковым, поэтому в крайнем случае допустимо оставить штатный ГТЦ, однако в критических условиях (например, при наличии значительного объема воздуха в системе) эффективности малого контура штатного ГТЦ может оказаться недостаточным. Возможно использовать ГТЦ от автомобиля “Нива-Шеви” фирмы Lukas, имеющему конструкцию, аналогичную штатному ГТЦ Lukas, но рссчитанному на одинаковый объем вытесняемой жидкости. При установке этого ГТЦ на штатный вакуумный усилитель Lukas необходимо несколько доработать посадочное место. Несколько проще установить ГТЦ в сборе с вакуумным усилителем фирм Lukas или Delphy от автомобиля “Нива-Шеви”.

При установке диагонального распределения контуров необходимо проложить дополнительную тормозную магистраль к задним тормозам и заменить регулятор задних тормозных усилий (т.наз. “колдун”) на двухконтурный. Двухконтурный регулятор тормозных усилий задних колес можно использовать от автомобиля ВАЗ-2108, установив его с левой стороны задней части кузова автомобиля над задней балкой (в отличие от штатного регулятора, устанавливаемого с правой стороны).

Внимательный читатель, может знал, или не знал, но заметил термин “отрицательное плеча обкатки”, про это можно почитать здесь — www.drive2.ru/c/2112611/

PS: так, что не всем автомобилям можно переделывать схему тормозной системы 🙂

Источник: www.drive2.ru

Цилиндр тормозной: основа тормозной системы вашего автомобиля

В транспортных средствах с гидравлической тормозной системой ключевую роль играют главный и колесные тормозные цилиндры. О том, что такое тормозной цилиндр, каких типов бывают цилиндры, как они устроены и работают, а также о правильном выборе, обслуживании и ремонте данных деталей — читайте в статье.

Тормозной цилиндр — функции, типы, особенности

Тормозной цилиндр — общее наименование управляющих и исполнительных механизмов тормозных систем транспортных средств (ТС) с гидроприводом. Выделяют два разных по конструкции и назначению устройства:

Читать еще:  Армированные тормозные шланги для авто

ГТЦ — элемент управления всей тормозной системы, колесные цилиндры — исполнительные элементы, которые непосредственно приводят в действие колесные тормозные механизмы.

ГТЦ решает несколько задач:

• Преобразование механического усилия от педали тормоза в давление рабочей жидкости, которого достаточно для привода исполнительных механизмов;
• Обеспечение постоянного уровня рабочей жидкости в системе;
• Сохранение работоспособности тормозов при потере герметичности, утечках и в других ситуациях;
• Облегчение управления транспортным средством (при наличии усилителя тормозов).

На рабочие цилиндры возложена одна ключевая функция — привод колесных тормозных механизмов при торможении транспортного средства. Также эти компоненты обеспечивают частичный возврат ГТЦ в первоначальное положение при растормаживании ТС.

Типовая схема тормозной системы легкового автомобиля

Число и расположение цилиндров зависит от типа автомобиля и количества осей. Главный тормозной цилиндр один, но многосекционный. Количество рабочих цилиндров может быть равно числу колес, вдвое или втрое больше (при установке двух или трех цилиндров на колесо).

Подключение колесных тормозных механизмов к ГТЦ зависит от типа привода ТС.

В заднеприводных ТС:

• Первый контур — передние колеса;
• Второй контур — задние колеса.

Возможно комбинированное подключение: при наличии двух рабочих цилиндров на каждом переднем колесе, один из них подключается к первому контуру, второй — ко второму, он срабатывает вместе с задними тормозами.

В переднеприводных автомобилях:

• Первый контур — правое переднее и левое заднее колеса;
• Второй контур — левое переднее и правое заднее колеса.

Могут применяться и другие конфигурации тормозных систем, однако указанные выше схемы наиболее распространены.

Конструкция и принцип работы главного тормозного цилиндра

Главные тормозные цилиндры делятся на две группы по количеству контуров (секций):

Одноконтурные цилиндры сегодня практически не используются, их можно встретить на некоторых старых автомобилях. Абсолютное большинство современных автомобилей оснащается двухконтурными ГТЦ — в сущности, это два цилиндра в одном корпусе, которые работают на автономные тормозные контуры. Двухконтурная тормозная система более эффективна, надежна и безопасна.

Также главные цилиндры делятся на две группы по наличию усилителя тормозов:

• Без усилителя;
• С вакуумным усилителем тормозов.

Современные автомобили оснащаются ГТЦ с интегрированным вакуумными усилителем тормозов, который облегчает управление и повышает эффективность работы всей системы.

Конструкция главного тормозного усилителя проста. Его основу составляет литой цилиндрический корпус, в котором располагается два установленных друг за другом поршня — они образуют рабочие секции. Передний поршень штоком связан с усилителем тормозов или непосредственно с педалью тормоза, задний поршень не имеет жесткой связи с передним, между ними располагается короткий шток и пружина. В верхней части цилиндра над каждой секцией располагаются перепускные и компенсационные каналы, также из каждой секции выходит один или два патрубка для подключения к рабочим контурам. На цилиндре устанавливается бачок для тормозной жидкости, он соединяется с секциями с помощью перепускных и компенсационных каналов.

Функционирует ГТЦ следующим образом. При нажатии на педаль тормоза передний поршень сдвигается, он перекрывает компенсационный канал, вследствие чего контур становится герметичным и в нем растет давление рабочей жидкости. Рост давления заставляет двигаться задний поршень, он также закрывает компенсационный канал и сжимает рабочую жидкость. При движении поршней перепускные каналы в цилиндре всегда остаются открытыми, поэтому рабочая жидкость свободно заполняет образовавшиеся за поршнями полости. В результате давление в обоих контурах тормозной системы растет, под действием этого давления срабатывают колесные тормозные цилиндры, толкающие колодки — ТС затормаживается.

При снятии ноги педали поршни стремятся возвратиться в свое первоначальное положение (это обеспечивают пружины), этому же способствуют и возвратные пружины колодок, сжимающих рабочие цилиндры. Однако рабочая жидкость, поступившая в полости за поршнями в ГТЦ через перепускные каналы, не позволяет поршням мгновенно вернуться в первоначальное положение — благодаря этому отпуск тормозов происходит плавно, и система работает более надежно. При возврате в исходное положение поршни открывают компенсационный канал, вследствие этого в рабочих контурах давление сравнивается с атмосферным. При отпущенной педали тормоза рабочая жидкость из бачка свободно поступает в контуры, что компенсирует уменьшение количества жидкости вследствие утечек или по иным причинам.

Конструкция главного тормозного цилиндра обеспечивает работоспособность системы при утечке рабочей жидкости в одном из контуров. Если утечка произошла в первом контуре, то привод поршня второго контура осуществляется напрямую от поршня первого контура — для этого предусмотрен специальный шток. Если утечка произошла во втором контуре, то при нажатии на педаль тормоза этот поршень упирается в торец цилиндра и обеспечивает рост давления жидкости в первом контуре. В обоих случаях увеличивается ход педали и несколько снижается эффективность торможения, поэтому неисправность необходимо как можно скорее устранять.

Читать еще:  Замена тормозных колодок ниссан х трейл

Вакуумный усилитель тормозов также имеет несложную конструкцию. Его основу составляет герметичный цилиндрический корпус, разделенный мембраной на две камеры — заднюю вакуумную и переднюю атмосферную. Вакуумная камера соединена с впускным коллектором двигателя, поэтому в ней создается пониженное давление. Атмосферная камера соединена каналом с вакуумной, также она связана и с атмосферой. Камеры разделены клапаном, установленным на мембране, через весь усилитель проходит шток, который с одной стороны связан с педалью тормоза, а с другой — упирается в главный тормозной цилиндр.

Принцип действия усилителя следующий. При ненажатой педали обе камеры сообщаются через клапан, в них наблюдается низкое давление, весь узел находится в нерабочем состоянии. При приложении усилия на педаль клапан разъединяет камеры и одновременно соединяет переднюю камеру с атмосферой — вследствие этого в ней повышается давление. За счет разницы давлений в камерах мембрана стремится переместиться в сторону вакуумной камеры — это создает дополнительное усилие на штоке. Таким образом, вакуумный усилитель облегчает управление тормозами, снижая сопротивление педали при нажатии на нее.

Конструкция и принцип работы колесных тормозных цилиндров

Рабочие тормозные цилиндры делятся на два типа:

• Для барабанных колесных тормозных механизмов;
• Для дисковых колесных тормозных механизмов.

Рабочие цилиндры в барабанных тормозах — это самостоятельные детали, которые устанавливаются между колодками и обеспечивают их раздвижение при торможении. Рабочие цилиндры дисковых тормозов интегрированы в тормозные суппорты, они обеспечивают прижим колодок к диску при торможении. Конструктивно эти детали имеют существенные отличия.

Колесный тормозной цилиндр барабанных тормозов в простейшем случае представляет собой трубку (литой корпус) со вставленными с торцов поршнями, между которыми находится полость для рабочей жидкости. С наружной стороны поршни имеют упорные поверхности для соединения с колодками, для защиты от загрязнений поршни закрыты эластичными колпачками. Также снаружи находится штуцер для соединения с тормозной системой.

Тормозной цилиндр дисковых тормозов представляет собой цилиндрическую полость в суппорте, в которую через уплотнительное кольцо вставлен поршень. С обратной стороны поршня предусмотрен канал со штуцером для соединения с контуром тормозной системы. В суппорте может быть от одного до трех цилиндров различного диаметра.

Работают колесные тормозные цилиндры просто. При торможении в контуре повышается давление, рабочая жидкость поступает в полость цилиндра и толкает поршень. Поршни цилиндра барабанных тормозов выталкиваются в противоположные стороны, каждый из них приводит в движение свою колодку. Поршни суппорта выходят из своих полостей и прижимают (прямо или косвенно, через специальный механизм) колодку к барабану. При прекращении торможения давление в контуре снижается и в какой-то момент усилия возвратных пружин становится достаточно для возврата поршней в первоначальное положение — ТС растормаживается.

Выбор, замена и обслуживание тормозных цилиндров

При выборе рассматриваемых деталей необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя транспортного средства. При установке цилиндров другой модели или типа возможно ухудшение работы тормозов, что недопустимо.

В процессе эксплуатации главный и рабочие цилиндры не нуждаются в специальном ТО и без проблем служат на протяжении многих лет. При ухудшении функционировании тормозных механизмов или всей системы необходимо диагностировать цилиндры и в случае их неисправности — просто заменить. Также периодически нужно проверять уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости пополнять ее.

Источник: www.autoopt.ru

Многоконтурные тормозные системы. Таблица диагностики неисправностей

Принципиальная схема работы тормозной системы автомобиля

В борьбе за безопасность движения конструкторы автомобилей оснащают свои детища многоконтурной тормозной системой. Обычно гидравлических контуров два. Это значительно повышает безопасность. При выходе из строя одного из контуров, например из-за утечки тормозной жидкости, тормозные механизмы другого контура должны сработать нормально. Наиболее известны четыре схемы гидравлической тормозной системы. Самая распространенная включает в себя отдельные контуры тормозных механизмов передних и задних колес. При поломке одного из контуров сохраняет свою работоспособность другой. Но если выйдет из строя тормозной контур передней оси, то потеря эффективности тормозов будет настолько велика, что затормаживание автомобиля станет большой проблемой. Это обуславливается тем, что тормозные механизмы передней оси всегда работают эффективнее своих собратьев на задней оси. Если педаль тормоза при нажатии вибрирует, то необходимо проверить торцевое биение тормозных дисков прибором с индикаторной головкой. Биение диска не должно превышать 0.1 мм. При показаниях прибора свыше 0.1 мм диск заменить или проточить, если позволяет толщина диска Существует и такая схема контуров, когда один контур охватывает тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колес, а другой – переднего правого и заднего левого. При выходе из строя одного из контуров тормозная система начинает работать в половину своих возможностей. Это означает, что в торможении всегда участвует тормозной механизм одного из передних колес и одного из задних. Недостаток этой схемы в том, что машину во время торможения всегда будет вести в сторону. Барабанный тормозной механизм в основном устанавливается на заднюю ось автомобиля. Его недостатками являются низкая информативность тормозов, громоздкость и сложность в техническом обслуживании. Тем не менее многие производители автомобилей не отказываются от его применения.

Читать еще:  Замена тормозных дисков акцент тагаз

Многие тормозные цилиндры совпадают по типоразмерам. Но тем не менее, не стоит заменять рекомендованный цилиндр на другой, внешне похожий. Могут возникнуть нарушения в работе механизма автоматической регулировки зазора между тормозной колодкой и барабаном Некоторые автомобили оснащаются более сложной схемой тормозной системы. Один контур отвечает за работу всех четырех колес, а другой – только передних. При выходе из строя одного из контуров все равно сохранится работоспособность тормозов передней оси. К педали тормоза придется прикладывать большее усилие. Увеличится ее свободный ход. Но тем не менее машину при торможении не будет вести в сторону.

Тормозная система с независимыми контурами передней и задней оси. Применяется на некоторых заднеприводных автомобилях. Недостаток системы – малая эффективность торможения в случае выхода из строя переднего контура тормозной системы

Система тормозов, обычно применяющаяся на переднеприводных автомобилях. При поломке одного из контуров системы обеспечивается 50-процентная эффективность торможения автомобиля. Недостаток – машину при неработающем контуре ведет в сторону

Ручной тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне, угол которого равен 16% при перемещении рычага на 3-7 щелчков храповика. Если ход рычага меньше, существует вероятность частичной блокировки колес во время движения автомобиля при отпущенном рычаге. Если ход больше, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске Надежнее выглядит схема, когда каждый из контуров охватывает тормозные механизмы двух колес передней оси и одного задней оси. Какой бы контур не вышел из строя, передние колеса затормаживаться будут всегда, а усиливать торможение будет одно из колес на задней оси. Отметим, что существуют и более совершенные многоконтурные схемы тормозной системы. Они повышают безопасность движения. Но вследствие высокой стоимости применяются на очень ограниченном количестве автомобилей высшего класса. И все же поломка одного из контуров в любом автомобиле снизит эффективность тормозов. Увеличится тормозной путь. Заметить поломку одного из контуров при эксплуатации, особенно в сложных схемах, можно не всегда. Поэтому, если второй рабочий контур выйдет из строя, тормоза просто откажут. Перед тем как поставить автомобиль после поездки по мокрой дороге на стоянку, необходимо просушить тормозные диски. Для этого следует выполнить плавное торможение со скорости 60 км/ч до полной остановки легким нажатием на педаль тормоза. Диски подсохнут и будут меньше подвержены коррозии, которая ведет к порче диска и тормозных колодок, потере их рабочих качеств Обычно в тормозные магистрали задних колес включают ограничитель давления. Он перераспределяет давление между передними и задними тормозами, не позволяя задним колесам блокироваться при резком торможении. Система ABS может отключиться в результате дефекта (например, обрыв кабеля) или при выходном напряжении генератора и аккумулятора автомобиля менее 10В. На приборном щитке в таких случаях загорается лампочка, сигнализирующая об отключении ABS. Тогда автомобиль ведет себя, как будто система ABS отсутствует и торможение происходит в обычном режиме Давление в контурах создается главным тормозным цилиндром. При нажатии на педаль тормоза находящийся в главном цилиндре поршень сжимает тормозную жидкость. При этом образующееся в жидкости давление передается по тормозным магистралям на тормозные цилиндры суппорта. Они прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или тормозные башмаки к тормозным барабанам. Тормозная система автомобилей, как правило, снабжена усилителем тормозного привода, который расположен между тормозной педалью и главным цилиндром. Он увеличивает прикладываемое к педали усилие во время торможения. Это происходит благодаря воздействию разряжения, создающегося во впускном коллекторе при работе двигателя. Педаль тормоза приобретает плавный и равномерный ход. На некоторых автомобилях, особенно с дизельным двигателем, где разряжение в коллекторе недостаточно для работы вакуумного усилителя, устанавливается специальный вакуумный насос. На современных автомобилях должны применяться тормозные жидкости по уровню качества не ниже стандарта DOT 4, DOT 5. Это обуславливается рабочей температурой дисковых тормозных механизмов.

Источник: www.pajero.us

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector