Meloci.ru

Почему различаются скорости передачи данных по шине fsb системной шине

Разновидности шин FSB

Микропроцессор персонального компьютера через шину FSB подключается к системному контроллеру или северному мосту чипсета. Системный контроллер имеет в своем составе контроллер ОЗУ (в некоторых микропроцессорах контроллер ОЗУ встроен в микропроцессор), а также контроллеры шин, к которым подключаются периферийные устройства.

Архитектура некоторых компьютеров предусматривает подключение к северному мосту наиболее производительных периферийных устройств, например графической платы с шиной PCI-Express 16х, а менее производительные устройства, например модуль BIOS с шиной PCI, подключаются кюжному мосту, который соединяется с северным мостом специальной шиной, например Hyper Transport, MuTIOL, V-Link, A-Link и т.д.

Таким образом, FSB работает в качестве магистрального канала между процессором и чипсетом.

Некоторые компьютеры имеют внешнюю кэш-память, подключенную через шину заднего плана процессора (Back Side Bus — ВSB), которая обладает более высокой пропускной способностью чем шина FSB, но работает только со специфичными устройствами.

Каждая из вторичных шин, по отношению к шине FSB, работает на своей частоте, которая может быть как выше, так и ниже этой частоты. Иногда частота вторичной шины является производной от частоты FSB, а иногда задается независимо.

На системных платах старших поколений частота системы ОЗУ совпадала с частотой на шине FSB, на современных системных платах эти частоты могут отличаться.

В таблице ниже представлены сравнительные характеристики шин FSB для некоторых микропроцессоров.

Сравнительные характеристики шин FSB для некоторых процессоров

Все рассмотренные в таблице выше шины 64-разрядные. Самой быстрой из шин всех типов является QPB — одно из наиболее интересных усовершенствований в процессорах поколения Р7. Учетверенная внутренняя шина подкачки (Quad-Pumped Bus — QPB) синхронизируется внешней системной частотой 100, 133, 166, 200 или 266 МГц.

Процессор организует подкачку данных — четыре раза за такт системной синхронизации, т.е. с коэффициентом передачи 4х. Таким образом, частота на шине FSB возрастает и составляет соответственно 400, 533 и 800 МГц. Ширина шины QPB — 64 разряда, а это означает, что за один такт синхронизации по шине пересылается четыре пакета 64-разрядных данных.

Более ранние 64-разрядные шины компании Intel — логика хост-шины Host Bus, или GTL+ (Gunning Transceiver Logic) и AGTL+ (AssistedGunning Transceiver Logic) пересылают за такт синхронизации всего один пакет данных. Шины позволяют подключать до двух микропроцессоров, причем быстродействие при этом делится пополам.

Принцип работы шин CTI+ и ACTI+

Шина Alpha EV6, которую использовала компания AMD в своих микропроцессорах Athlon и Athlon ХР, позволяет передавать два пакета за такт по фронту и срезу импульса синхронизации. Ширина этой шины — 72 разряда, восемь из них используются для контроля достоверности кода данных ЕСС. Благодаря точечному подключению шина допускает без потери производительности подключить до 14-ти процессоров.

Принцип работы шины Alpha EV6

Процессоры AMD Athlon 64, AMD Athlon FX и Opteron имеют встроенный в процессор контроллер памяти, что несколько изменяет назначение FSB.

Лабораторная BIOS: настройка системной шины (FSB)

FSB (Front Site Bus) – системная шина, которая соединяет ЦП с северным мостом чипсета материнской платы. Системная шина обеспечивает взаимодействие процессора с компонентами компьютера. Частота системной шины – частота, с которой работает память. Иногда называется внешней частотой.

Системная шина и шина кэш-памяти

Определение

Шины — это соединения маршрутов данных, связывающие центральный процессор компьютера с модулями оперативной памяти и иными устройствами, с которыми он взаимодействует. Системная (front-side) шина связывает центральный процессор с основной памятью компьютера и шинами периферийных устройств. Шина кэш-памяти (backside) — достаточно быстрое соединение, которое центральный процессор использует для обмена информацией с внешней кэш-памятью, в том числе и с кэшем второго уровня. Скорость шины часто характеризуют таким ее параметром, как рабочая частота в мегагерцах.

Что будет, если установить самый новый, самый мощный двигатель в дряблый кузов старенького авто? Самый мощный автомобиль в округе, не так ли? Возможно, если не полетит трансмиссия, не раскрошатся оси и не отлетят крылья, как крыша обветшавшего сарая в вихре торнадо.

Точно так же опытные пользователи компьютеров знают, что, если установить самый современный процессор в рядовую персоналку, это вовсе не обязательно приведет к общему росту производительности. Более того, скорость и эффективность самого процессора в значительной степени зависят от системной шины, которую инженеры создают в расчете на набор микросхем, составляющих его ближайшее окружение.

Важной характеристикой, определяющей реальную производительность процессора, является скорость системной шины — основного конвейера, который процессор использует для связи с остальными компонентами системы. Современные системные шины, такие как 400-мегагерцевый канал в Pentium 4, передают данные со скоростью в трое быстрее, чем 133-мегагерцевая шина, применяемая в процессоре Pentium III.

С другой стороны, шина кэш-памяти второго уровня, которая служит для передачи данных в кэш, действительно работает с тактовой частотой центрального процессора. В достопамятные времена (примерно в середине 1990-х годов) шина кэш-памяти была важным средством поддержки обмена данными. В процессорах Pentium II и Pentium Pro используется так называемая внешняя кэш-память, которая позволяет хранить часто используемые данные ближе (как с точки зрения расстояния, так и с точки зрения времени, необходимого для доступа к ним) к центральному процессору, чем данные, размещаемые в традиционной оперативной памяти. Специальный конвейер связывал процессор с этой кэш-памятью второго уровня, которая использовалась для передачи данных между ними с тактовой частотой процессора. Конкуренты Intel, такие как Advanced Micro Devices, намерены воспользоваться той же самой тактикой.

На кристалле и вне него

Размещение кэш-памяти вне кристалла тем не менее требует определенных компромиссов. Затраты на производство набора из двух микросхем выше, чем на создание одной микросхемы. Кроме того, два отдельных элемента требуют точной компоновки на системной плате. Вдобавок в первых компьютерных системах с Pentium использовались шины памяти с настраиваемыми (и очень дорогими) модулями статической оперативной памяти SRAM в качестве кэш-памяти.

Читать еще:  Как подключиться к кан шине

Совсем недавно разработчики микросхем предприняли следующий логический шаг в организации связи между процессором и кэшем: кэш-память второго уровня была интегрирована на кристалл самого процессора. Это снижает требования к размеру процессорного устройства, сокращает затраты на компоновку и позволяет разработчикам переходить на недорогие конвейеры со статической оперативной памятью. Вместо того чтобы использовать внешнюю шину для связи центрального процессора с памятью, разработчики микропроцессоров теперь интегрируют шину кэш-памяти в кристалл.

«Почти все основные процессоры теперь имеют интегрированную кэш-память второго уровня, — отметил Кэвин Крюэлл, аналитик консалтинговой и издательской компании Micro Design Resources, специализирующейся на анализе тенденций в области микропроцессорных технологий. — Шина кэш-памяти теперь размещается непосредственно на подложке микросхемы; по существу, шины как таковой уже не существует».

Но на самом деле говорить об исчезновении отдельной шины кэш-памяти пока рано. Микропроцессоры PowerPC G4 с тактовой частотой 400 или 500 МГц, которыми оснащаются, к примеру, компьютеры Power Mac G4, Cube и ноутбук Titanium компании Apple Computer, продолжают использовать архитектуру отдельной шины кэш-памяти. Процессорное ядро G4 задействует как шину кэш-памяти второго уровня, имеющей емкость 1 Мбайт, так и 64-разрядную шину кэш-памяти, которая дополняется 100-мегагерцевой системной шиной, что позволяет добиться максимальной скорости передачи данных 800 Мбит/с.

Intel и Compaq Computer в любом случае пока не отказываются от шины кэш-памяти. Их перспективные микропроцессоры, 64-разрядный процессор Intel Itanium и Alpha EV8 разработки Compaq, поддерживают кэш-память третьего уровня; в обоих предполагается и в дальнейшем использовать такую архитектуру шины для организации эффективной передачи данных.

Кроме того, отдельная кэш-память дает возможность реализовать более эффективную многопроцессорную обработку в настольных ПК и на серверах, содержащих более одного процессора. Если процессоры не имеют собственных резервов кэш-памяти, то им приходится разделять центральный пул оперативной памяти со своими «коллегами», и это может привести к снижению общей производительности компьютерной системы, поскольку процессоры будут вынуждены конкурировать за ресурсы.

«Все понимают, что данное решение лучше, чем применение системной шины, — заметил Крюэлл. — Совместное использование полосы пропускания с системной памятью нельзя считать оптимальным».

Шины твоей машины

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Почему различаются скорости передачи данных по шине fsb системной шине

Всё течёт, всё меняется. В сфере компьютерных технологий эта фраза никогда не потеряет актуальности, равно как и девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!». И действительно, последние несколько лет можно назвать «временами перемен» компьютерной индустрии. В полной мере это коснулось и такой специфичной области, как шины передачи данных.

Среди наиболее динамично развивающихся областей компьютерной техники стоит отметить сферу технологий передачи данных: в отличие от сферы вычислений, где наблюдается продолжительное и устойчивое развитие параллельных архитектур, в «шинной» 1 сфере, как среди внутренних, так и среди периферийных шин, наблюдается тенденция перехода от синхронных параллельных шин к высокочастотным последовательным. (Заметьте, «последовательные» – не обязательно значит «однобитные», здесь возможны и 2, и 8, и 32 бит ширины при сохранении присущей последовательным шинам пакетной передачи данных, то есть в пакете импульсов данные, адрес, CRC и другая служебная информация разделены на логическом уровне 2 ).

Все эти нововведения и смена приоритетов преследуют в конечном итоге одну цель – повышение суммарного быстродействия системы, ибо не все существующие архитектурные решения способны эффективно масштабироваться. Несоответствие пропускной способности шин потребностям обслуживаемых ими устройств приводит к эффекту «бутылочного горлышка» и препятствует росту быстродействия даже при дальнейшем увеличении производительности вычислительных компонентов – процессора, оперативной памяти, видеосистемы и так далее.

Процессорная шина

Любой процессор архитектуры x86CPU обязательно оснащён процессорной шиной. Эта шина служит каналом связи между процессором и всеми остальными устройствами в компьютере: памятью, видеокартой, жёстким диском и так далее. Так, классическая схема организации внешнего интерфейса процессора (используемая, к примеру, компанией Intel в своих процессорах архитектуры х86) предполагает, что параллельная мультиплексированная процессорная шина, которую принято называть FSB (Front Side Bus), соединяет процессор (иногда два процессора или даже больше) и контроллер, обеспечивающий доступ к оперативной памяти и внешним устройствам. Этот контроллер обычно называют северным мостом , он входит в состав набора системной логики ( чипсета ).

Используемая Intel в настоящее время эволюция FSB – QPB , или Quad-Pumped Bus, способна передавать четыре блока данных за такт и два адреса за такт! То есть за каждый такт синхронизации шины по ней может быть передана команда либо четыре порции данных (напомним, что шина FSB–QPB имеет ширину 64 бит, то есть за такт может быть передано до 4х64=256 бит, или 32 байт данных). Итого, скажем, для частоты FSB, равной 200 МГц, эффективная частота передачи адреса для выборки данных будет эквивалентна 400 МГц (2х200 МГц), а самих данных – 800 МГц (4х200 МГц) 3 .

В архитектуре же AMD64 (и её микроархитектуре K8), используемой компанией AMD в своих процессорах линеек Athlon 64/Sempron/Opteron, применён революционно новый подход к организации интерфейса центрального процессора – здесь имеет место наличие в самом процессоре нескольких отдельных шин. Одна (или две – в случае двухканального контроллера памяти) шина служит для непосредственной связи процессора с памятью, а вместо процессорной шины FSB и для сообщения с другими процессорами используются высокоскоростные шины HyperTransport. Преимуществом данной схемы является уменьшение задержек (латентности) при обращении процессора к оперативной памяти, ведь из пути следования данных по маршруту «процессор – ОЗУ» (и обратно) исключаются такие весьма загруженные элементы, как интерфейсная шина и контроллер северного моста.

Читать еще:  Как разобраться с размерами шин

Различия реализации классической архитектуры и АМD-K8

Ещё одним довольно заметным отличием архитектуры К8 является отказ от асинхронности, то есть обеспечение синхронной работы процессорного ядра, ОЗУ и шины HyperTransport, частоты которых привязаны к «шине» тактового генератора (НТТ), которая в этом случае является опорной. Таким образом, для процессора архитектуры К8 частоты ядра и шины HyperTransport задаются множителями по отношению к НТТ, а частота шины памяти выставляется делителем от частоты ядра процессора 4

В классической же схеме с шиной FSB и контроллером памяти, вынесенным в северный мост, возможна (и используется) асинхронность шин FSB и ОЗУ, а опорной частотой для процессора выступает частота тактирования 5 (а не передачи данных) шины FSB, частота же тактирования шины памяти может задаваться отдельно. Из наиболее свежих чипсетов возможностью раздельного задания частот FSB и памяти обладает NVIDIA nForce 680i SLI, что делает его отличным выбором для тонкой настройки системы (разгона).

HyperTransport

Эмблема HyperTransport Technology Consortium

HyperTransport – это прежде всего технология, управлением спецификациями и продвижением которой занимается HyperTransport Technology Consortium, куда входят такие компании, как Advanced Micro Devices (AMD), Alliance Semiconductor, Apple Computer, Broadcom Corporation, Cisco Systems, NVIDIA, PMC-Sierra, Sun Microsystems, Transmeta и ещё более 140 малых и больших компаний.

Основные особенности и возможности, предоставляемые технологией HyperTransport

Технология HyperTransport (ранее известная как Lightning Data Transport) – это последовательная (пакетная) связь, построенная по схеме peer-to-peer (точка-точка), обеспечивающая высокую скорость при низкой латентности (low-latency responses). HyperTransport имеет оригинальную топологию на основе линков, тоннелей, цепей (цепь – последовательное объединение нескольких туннелей) и мостов (мост выполняет маршрутизацию пакетов между отдельными цепями), что позволяет этой архитектуре легко масштабироваться. Иными словами, HyperTransport призвана упростить внутрисистемные сообщения (передачи) посредством замены существующего физического уровня передачи существующих шин и мостов, а также снизить количество узких мест и задержек. При всех этих достоинствах HyperTransport характеризуется также малым числом выводов (low pin counts) и низкой стоимостью внедрения. HyperTransport поддерживает автоматическое определение ширины шины 6 , допуская ширину от 2 до 32 бит в каждом направлении, использует Double Data Rate, или DDR (данные посылаются как по переднему, так и по заднему фронтам сигнала синхронизации), кроме того, она позволяет передавать асимметричные потоки данных к периферийным устройствам и от них.

Топология шины HyperTransport

На данный момент консорциумом HyperTransport разработана уже третья версия спецификации, согласно которой шина HyperTransport может работать на частотах до 2,6 ГГц (сравните с шиной PCI и её 33 или 66 МГц). Это позволяет передавать до 5200 миллионов пакетов в секунду при частоте сигнала синхронизации 2,6 ГГц; частота сигнала синхронизации настраивается автоматически.

Полноразмерная (32-битная) полноскоростная (2,6 ГГц) шина способна обеспечить пропускную способность до 20800 МБ/с (2*(32/8)*2600) в каждую сторону, являясь на сегодняшний день самой быстрой шиной среди себе подобных.

Самые известные решения c использованием HyperTransport:

  • шина, созданная по технологии HyperTransport, является основной шиной, используемой в процессорах восьмого поколения компании AMD – Athlon 64 и Opteron, а также внутри поддерживающих их устройств: концентратора ввода-вывода (I/O hub) AMD-8111, AMD-8131 PCI-X tunnel и AMD-8151 AGP 3.0 graphics tunnel
  • SiPackets предлагает мост между HyperTransport и PCI (HyperTransport-to-PCI bridge) 7
  • соединение между северным и южным мостами в чипсетах NVIDIA nForce (nForce-nForce 6)
  • платформенная архитектура обработки данных NVIDIA (NVIDIA nForce Platform Processing Architecture), включающая встроенный графический процессор NVIDIA (NVIDIA nForce Integrated Graphics Processor (IGP) и процессор передачи данных NVIDIA (NVIDIA nForce Media and Communications Processor (MCP)
  • соединение между мостами в чипсете ATI Radeon® Xpress 200 для процессоров AMD
  • консольный чипсет игровой приставки Xbox фирмы Microsoft (Microsoft Xbox)
  • системный контроллер ServerWorks HT-2000 HyperTransport™ SystemI/O™ Controller
  • компьютеры фирмы Apple с процессором PowerPC G5


Увеличить

Использование шины НyperТransport на примере двухпроцессорной системы на базе AMD Opteron

Пропускная способность шины

Тема: Устройства ПК.

Учебныевопросы:

1. Устройства, составляющие архитектуру ПК.

2. Внутренние устройства ПК.

3. Внешние устройства ПК.

1.

Современные ЭВМ весьма разнообразны как по своему устройству, так и по исполняемым функциям.

Если рассматривать ЭВМ по их функциональности, можно условно классифицировать их:

1. «Бытовые» ЭВМ (ПК);

2. «Учебные» ЭВМ (упрощенной архитектуры);

3. «Профессиональные» ЭВМ (рабочие станции на производстве, в офисе и др.);

4. ЭВМ-серверы (управление рабочими станциями, объединенными в сети, хранение больших массивов информации и т.д.) и др.

В зависимости от выполняемых функций и, благодаря открытой архитектуре устройство ЭВМ весьма разнообразно. В результате научно-технического развития архитектура ЭВМ постоянно усовершенствуется (эволюционирует).

Открытая архитектура современных ПК:

Интерфейсная система

Архитектура ЭВМ – это наиболее общие принципы построения, реализующие программное управление взаимодействием её основных узлов. Архитектура ЭВМ – это, прежде всего блоки и устройства, а также структура связей между ними.

Блоки и устройства, составляющие архитектуру ПК, кроме того разделяют на две группы:

· внутренние устройства;

· внешние (периферийные) устройства.

2.

Внутренние устройства, вероятно, получили такое обобщающее название, так как объединены в одном корпусе, называемом системным блокомПК.

Внешний вид и размеры корпусов системных блоков разнообразны. Однако обязательным для всех корпусов элементом являются разъёмы для подключения внешних устройств и интерфейс управления.

При огромном разнообразии вариантов, составляемых из устройств, систем, помещенных в корпус системного блока, обязательно наличие минимальной их комплектации.

К «обязательным» относятся:

· Блок питания. В среднем мощность их составляет 100 – 400 Вт. Чем больше устройств в системе, тем большую мощность должен иметь блок питания. (Средняя мощность 200 – 300 Вт).

· Системная (материнская) плата. Это многофункциональное устройство является центральным для ЭВМ с открытой архитектурой. По физическому строению она представляет собой очень сложно организованную многослойную печатную плату.

С точки зрения функциональности системная плата выполняет комплекс функций по интеграции устройств и обеспечению их взаимодействия.

По мере того, как элементы конфигурации архитектуры ЭВМ стандартизируется, реализуется тенденция включения их в состав материнской платы.

Первая материнская плата была разработана фирмой IBM в августе 1981 года (PC-1). С самого начала материнская плата задумывалась как компонент, обеспечивающий механическое соединение и электрическую связь между всеми прочими аппаратными средствами. Кроме этих функций, она также осуществляет подачу электроэнергии (питание) на компоненты компьютера.

Архитектура современной системной платы (обобщенная).

Современная МП содержит большое количество контроллеров (специализированных микропроцессоров) обеспечивающих взаимодействие всех устройств. Они реализованы в двух наборах микросхем, исторически получивших название «северный мост» и «южный мост» или чипсетов.

· Контроллер-концентратор памяти, или «северный мост» (англ. North Bridge) обеспечивает работу процессора, оперативной памяти и видеоподсистемы;

· Контроллер-концентратор ввода-вывода, или «Южный мост» (англ. South Bridge) обеспечивает работу с внешними устройствами.

Пропускная способность шины.

Быстродействие процессора, оперативной памяти и периферийных устройств существенно различаются.

Быстродействие устройства зависит от:

· тактовой частоты обработки данных (обычно измеряется в мегагерцах – МГц);

· и разрядности, т.е. количества битов данных, обрабатываемых за один такт (промежуток времени между подачей электрических импульсов, синхронизирующих работу устройств ПК).

Соответственно скорость передачи данных – пропускная способность соединяющих эти устройства шин также должна различаться. Пропускная способность шины равна разрядности шины (биты) умноженной на частоту шины (Гц – герцы. 1Гц = 1 такт в секунду).

Системная шина (FSB от англ. Front Side Bus) осуществляет передачу данных между «Северным мостом» и микропроцессором. В современных ПК системная шина имеет разрядность 64 бита и частоту 400 МГц – 1600 МГц.

Пропускная способность может достигать 12,5 Гбайт/с.

Шина памяти осуществляет передачу данных между «Северным мостом» и оперативной памятью ПК. Имеет те же показатели, что и системная шина.

Шина PCI Express (Peripherial Component Interconnect Bus Express – ускоренная шина взаимодействия периферийных устройств) осуществляет передачу данных между «Северным мостом» и видеоплатой (видеокартой). Пропускная способность этой шины может достигать 32 Гбайт/с.

Шина SATA (англ. Serial Advanced Technology Attachment – последовательная шина подключения накопителей) осуществляет передачу данных между «Южным мостом» и устройством внешней памяти (жесткие диски, CD и DVD дисководы, дискеты). Пропускная способность может достигать 300 Мбайт/с.

Шина USB (англ. Universal Serial Bus – универсальная последовательная шина) осуществляет передачу данных между «Южным мостом» и разнообразными внешними устройствами (сканерами, цифровыми камерами и др.). Пропускная способность до 60 Мбайт/с. Обеспечивает подключение к ПК одновременно до 127 периферийных устройств.

Другие важные функции системной платы – обеспечение механического соединения и электрической связи между всеми прочими аппаратными средствами, а также подачи на них питания.

Существует большое разнообразие конструктивных решений системных плат.

Одной из характеристик системной платы является форм-фактор (AT/ATX). Она определяет размеры системной платы и расположений на ней компонентов аппаратных средств.

Упрощенная схема размещения компонентов СП.

Центральным блоком ПК считается расположенный в специальном разъёме системной платы электронный блок получивший название процессорили микропроцессор.

Первоначально микропроцессор объединил на одном кристалле кремния СБИС арифметико-логического устройства (АЛУ) и устройства управления (УУ).

Выполняемые микропроцессором команды предусматривают обычно арифметические действия, логические операции, передачу управления и перемещение данных между регистрами, оперативной памятью и портами ввода-вывода. С внешними устройствами микропроцессор сообщается благодаря своим шинам адреса, данных и управления, выведенным на специальные контакты корпуса микросхемы.

Устройство управления вырабатывает управляющие сигналы, поступающие по шинам инструкций во все блоки ЭВМ.

Упрощенная схема УУ

Регистр команд – запоминающий регистр, в котором хранится код команды: код выполняемой операции и адреса операндов, участвующих в операции.

Постоянное запоминающее устройство микропрограмм – хранит в своих ячейках управляющие сигналы (импульсы), необходимые для выполнения в блоках ПК операций обработки информации. Дешифратор операций, считывая код операции из регистратора команд, выбирает в ПЗУ микропрограмм необходимую последовательность управляющих сигналов ­– код команды.

Узел формирования адреса – устройство, вычисляющее полный адрес ячейки памяти (регистра) по реквизитам, поступающим из регистра команд.

Кодовые шины данных, адреса и инструкций – части внутренней шины микропроцессора, осуществляющие передачу сигналов между процессором и другими устройствами ПК.

В общем случае УУ формирует управляющие сигналы для выполнения следующих основных процедур:

· выборки из регистра – счетчика адреса ячейки ОЗУ, где хранится очередная команда программы;

· выборки из ячеек ОЗУ, когда очередной команды и приёма считанной команды в регистр команд;

· расшифровки кода операции и признаков выбранной команды;

· считывания из соответствующих расшифрованному коду операций ячеек ПЗУ микропрограмм управляющих сигналов (импульсов), определяющих во всех блоках ЭВМ процедуры выполнения заданной операции, и пересылки управляющих сигналов в эти блоки;

· считывания из регистра команд и регистром МПП (микропроцессорной памяти) отдельных составляющих адресов операндов;

· выборки операндов и выполнения заданной операции их обработки;

· записи результатов в памяти;

· формирование адреса следующей команды программы.

Арифметико-логическое устройство предназначено для выполнения арифметических и логических операций преобразования информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector