Meloci.ru

Как определить тип и модель транспортных средств по следам шин

Следы транспортных средств: их классификация, обнаружение, изъятие и использование в расследовании преступлений.

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. Следы ходовой части колесного, гусеничного транспорта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта. Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) – к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа – по наименьшему. Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора

Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра необходимо учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия. Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах. Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора. Следы пневматических

шин мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие и частные признаки колеса. К общим признакам относятся внешний диаметр колеса, наличие, вид и способ крепления обода, шины, ширина колеса и шины. Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины и другие дефекты на рабочей поверхности колеса. Следы гусениц образуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. По следам траков можно определить тип и модель трактора и произвести его идентификацию. Общими признаками являются: количество траков на гусенице, форма и величина траков, расстояние между траками, общий характер рельефа траков. К частным признакам относятся особенности деформации краев траков, конфигурация и размеры дефектов на их поверхности, различия в расстояниях между отдельными траками.

Следы неходовой части транспортных средств остаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Своеобразие этих следов заключается в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено с образованием следов и на самом транспортном средстве. Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы-отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета, который оставил следы на транспортном средстве. Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков характера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов-наслоений и т. д. Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, возникают при отделении от него частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства. При дорожно-транспортном происшествии отделиться могут различные комплектующие транспортное средство детали стеклоочистители, дверные ручки, прокладки, уплотнители, болты, гайки, шайбы. Отделиться могут и части единого изделия осколки остекления кузова, бампера, облицовки и отделки. По внешним признакам отделившейся части можно установить, к какой детали она принадлежала. Принадлежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основании справочных данных.Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве. При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения.При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения

Читать еще:  Как убрать ошибку на ауди а6 давление шин

. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла. Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов. Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом линейной панорамы. Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

Следы транспортных средств, их классификация и информационное значение.

Под следами транспортных средствпонимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:1) в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2) по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения (следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки:1) индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины – расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.

4) По степени видимости:

5) В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:

· Локальные следы (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остаётся в прежнем состоянии);

· Периферические следы (при изменениях, происходящих за пределами соприкосновения колеса и дороги).

К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:

· Количество колёс на каждой оси;

· Ширина беговой части протекторов;

· Длины окружности шины;

Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.

Читать еще:  Какой лучше насос для накачки шин

Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.

База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.

К общим признакам следа колеса относятся:

· Конфигурация, локализация и размеры грунтозацепок (протектора);

· Общая степень изношенности шины;

· Наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов;

· Рисунок восстановленного протектора.

К частным признакам относятся:

· Особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колёс или её установки;

· Особенности формы, расположения проколов или трещин;

· Дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.

По следам ТС можно определить направление его движения:

После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.

После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.

Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.

Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.

Стебли травы приминаются по направлению движения.

После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 319 ;

18. Следы транспортных средств, их виды и значение

Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.

Следы транспортных средств делятся:

1) по механизму образования:

а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);

б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);

в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;

2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

3) по свойствам воспринимающего объекта:

а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).

Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.

Для них характерны дополнительные признаки: 1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;

2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;

3) расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;

4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;

5) база автомашины – расстояние между передней и задней осями.

База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.

19. Следы орудий взлома, их значение и виды

Под взломом понимается действие, направленное на полное или частичное уничтожение, повреждение запирающего устройства, иной преграды, осуществляемое с целью проникновения в запертое хранилище.

Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома (следообразующего объекта) на преграду (следовоспринимающий объект). Эти следы чаще всего встречаются при расследовании уголовных дел о кражах, в том числе при угонах автотранспортных средств, а также иных категорий. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома, вид орудия, применявшегося для взлома, механизм образования следов, профессиональные навыки лица, совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.

Орудия взлома делятся на: 1)общетехнические средства;

2) специально изготовленные для целей взлома;

3) подручные предметы, т. е. случайно оказавшиеся на месте совершения преступления.

Характерными индивидуальными признаками орудия взлома являются:

1) различные зазубрины;

2) дефекты, возникающие как при изготовлении, так и при использовании.

Совокупность указанных признаков, а также их расположение, вид, форма, размеры индивидуализируют конкретное орудие и дают возможность его отождествления.

Объектами взлома являются:

1) пломбы – изготавливаются из свинца или пластмассы и подразделяются на:

а) цилиндровые с двумя сквозными отверстиями;

б) цилиндровые с двумя входными отверстиями;

2) замки – классифицируются:

а) по особенностям запирающего механизма: пружинные, сувальдные, цилиндровые, реечные, кодовые, винтовые, магнитные;

б) по способу крепления: врезные, накладные, навесные;

в) по назначению: общего назначения и специального назначения.

Следы орудий взлома подразделяются в зависимости от:

Читать еще:  Какая хорошая фирма зимних шин

1) величины силы, действующей на орудие взлома; твердости применяемого орудия; материала и преграды: поверхностные (наслоения и отслоения) и вдавленные;

2) механизма образования следа, в результате:

а) давления – образуются от удара орудия взлома по поверхности преграды, направленного перпендикулярно по отношению к последней. В форме следа отображается конфигурация общих признаков орудия (его форма и размер) и признаки отдельных его частей;

б) трения и скольжения – образуются при движении орудия взлома под углом либо параллельно к поверхности преграды. Такие следы имеют вид трасс, негативно отображая особенности следо-образующей поверхности в виде валиков и бороздок. При этом могут образовываться как царапины, так и уплотнение материала преграды. Данные следы тем отчетливее, чем тверже орудие по сравнению с преградой. По ним можно судить о виде примененного орудия и о механизме взлома;

в) разруба и разреза – встречаются на деревянных и металлических преградах. Это следы топора, долота, ножниц и других инструментов, имеющих режущую поверхность;

г) распила и сверления – образуются за счет многократного движения орудий взлома по одному и тому же месту объекта взлома. В таких следах могут быть выявлены только общие признаки орудия взлома;

Следы транспортных средств на месте происшествия

Под транспортными средствами в криминалистике понимается: автотранспорт (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, скутера), велосипеды, гусеничные, рельсовые и гужевые транспортные средства.

Транспортные средства могут быть самоходными (передвигающимися за счет двигателя) или несамоходными (двигающимися за счет мускульной силы человека или животных).

По устройству ходовой части транспортные средства могут быть колесными, гусеничными или на полозьях.

К следам транспортных средств относятся: следы отображения ходовых частей автомобиля, следы взаимодействия неходовых частей автомобиля (например, в процессе столкновения) и следы-предметы (оставшиеся на месте происшествия зеркала заднего вида, осколки фар, бампера и т.д.).

Аналогично другим видам следов следы транспортных средств могут быть объемными и поверхностными, динамическими и статическими, окрашенными и бесцветными.

По типу ходовой части следы транспортных средств могут быть следами колес, следами полозьев, следами траков гусениц.

По следообразующему объекту следы транспорта могут быть следами легкового или грузового автомобиля, следами трактора, следами животных, следами гужевого транспорта, следами мотоциклов, мотороллеров или скутеров, следами велосипедов.

Основное внимание в нашей работе будет уделено следам колесного автотранспорта, как наиболее часто встречающимся на практике.

По следам транспорта можно определить его групповую принадлежность, установить динамику (механизм) события, направление движения транспортного средства и провести идентификацию конкретного транспортного средства.

К основным признакам автотранспортного средства относятся: ширина колеи, база автомобиля, количество осей и колес на каждой оси, ширина беговой части протектора, длина окружности шины, диаметр колеса, рисунок протектора.

Ширина колеи измеряется между одноименными элементами протектора правого и левого колеса или между просветами задних спаренных колес. Ширину колеи у задних колес можно измерить и при прямолинейном движении, у передних — только на повороте.

База автомобиля указывает на расстояние между передней и задней осями. Базу автомобиля можно измерить и изучить по следам стоянки (когда с колес автомобиля осыпается грязь или подтаивает снег) или при развороте с применением заднего хода.

Количество осей определяется только по следам на повороте. Как правило, у легкового транспорта 2 оси. Грузовой транспорт имеет 2, 3 или 4 оси. Спецтранспорт (например, ракетные тягачи) может иметь до 8 осей. По количеству колес, легковой транспорт также стандартно имеет по 2 колеса на оси, грузовой — на задних осях может иметь по 4.

Ширина беговой части протектора измеряется на участке с наиболее четким его отображением от одного края до другого.

Длина окружности шины также измеряется на участке с наиболее четким отображением и определяется путем измерения расстояния между двумя повторившимися отображениями одной и той же особенности шины.

Диаметр колеса вычисляется по формуле путем умножения длины окружности шины на коэффициент прогиба и деления на число та.

Направление движения транспортного средства можно определить по различным признакам:

  • ? при проезде через лужу влажные следы «затухают» в направлении движения;
  • ? при падении с двигающегося автомобиля капли жидкости оставят след, острым концом указывающий направление движения;
  • ? у рисунка протекторы типа «елочки» открытая часть направлена в сторону движения;
  • ? при проезде по сыпучему грунту он выбрасывается из-под колес в сторону, противоположную направлению движения;
  • ? стебли травы приминаются в направлении движения после проезда по ним.

Кроме указанных признаков, динамику события помогают установить следы торможения. Длина следа торможения зависит от скорости автомобиля. Четкость следа протектора уменьшается при торможении.

Идентификационные признаки следов транспорта делятся на общие и частные. К общим признакам относится: рисунок протектора, степень изношенности шины, наличие механических повреждений и следов их ремонта. Частные признаки — форма, величина и расположение проколов, разрывов и трещин, особенности износа шины.

Фиксация следов автотранспорта проводится прежде всего подробным описанием в протоколе. В протоколе описываются все вышеуказанные признаки, поверхность, на которой оставлен след и ее состояние, вид следов, местонахождение следа, размер следа, признаки направления движения транспортного средства, способы изъятия и упаковки следов, применявшееся техническое оборудование. Следы транспорта могут быть сфотографированы по методу линейной панорамы. С наиболее четко выразившихся участков объемных следов могут быть изготовлены слепки.

Трасологические исследования следов транспорта могут установить модель используемой покрышки, тип транспортного средства, какими конкретно колесами был оставлен след, механизм произошедшего события, последовательность оставления следов, провести индивидуальную идентификацию покрышек, оставивших следы на месте происшествия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector