Meloci.ru

При каких случаях не накладываем шину при переломе

Особенности и правила наложения шины при переломах

В процессе оказания первой помощи при переломах поврежденная область должна быть обездвижена. Это позволит травме не стать более тяжелой и подготовить человека к транспортировке. Спокойное состояние позволяет уменьшить болевые ощущения и даже устранить их, предотвратить распространение шока, уменьшает вероятность других повреждений внутренних органов, тканей. Современный метод достичь такого положительного результата – наложить шину.

Транспортные шины накладываются в случае повреждений суставов, костей, нервов, при сильных травмах мягких тканей и в некоторых других случаях, то есть всегда, когда требуется обездвижить поврежденную область. Есть уникальные шины, предназначенные для оказания первой помощи. Если же их нет, обездвиживание осуществляется при помощи подручных средств, в роли которых могут выступать фанеры, доски, лыжи и так далее.

Если нет ничего, что могло бы выступить в роли шин, следует зафиксировать поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а ногу к здоровой конечности. Все же следует хорошо обсмотреть местность, так как желательно найти подходящие прочные материалы, особенно, если видно, что перелом серьезный.

В процессе иммобилизации необходимо следовать некоторым правилам.

Правила наложения шины

Можно выделить двенадцать основных правил, которые помогут неопытному человеку правильно наложить транспортную шину.

  1. Иммобилизация должна быть надежной. Важно понимать, что при травмах конечностей необходимо зафиксировать переломанное место и два ближайших сустава, при этом один располагается выше, а другой ниже переломанной области. Если произошел бедренный перелом, нужно обездвижить три сустава: коленный, голеностопный и тазобедренный.
  2. Перед тем, как проводить обездвиживание, важно приготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой. Другой вариант – надеть на нее чехол. Нужно прикрыть выступающие костные части прокладками из марли и ваты, иначе будут образованы пролежни.

Когда происходит наложение шины, поврежденная конечность должна находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно снимает мышечное напряжение. Достичь этого легко, для этого необходимо только немного согнуть крупные суставы под углом не более десяти градусов.

Ни в коем случае нельзя осуществлять наложение шины на голое тело. Кроме того, ее концы не могут врезаться в кожные покровы или сдавливать кровеносные сосуды и нервы, которые находятся рядом.

Как накладывать шину на разные участки

Чтобы самостоятельно изготовить транспортную шину при переломах черепа можно воспользоваться плотным ватно-марлевым валиком, который будет иметь вид бублика. Сделать это просто: нужно взять полоску из серой ваты толщиной до пяти сантиметров и шириной до двенадцати сантиметров. Оптимальная длина – от 45 до 50 сантиметров. Эту полоску нужно скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика необходимо соединить и сшить, конечно, может не оказаться ниток, иголки, поэтому, придется использоваться опять же подручные средства. Этот бублик нужно осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями. Кстати, такой валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.

Важно рассмотреть, как накладывать шину в случае переломов не очень удобных мест.

  1. Плечо. Травма плечевой кости зачастую приводит к развитию отека, деформации. Пострадавший не может двигать рукой ниже поврежденного места. Сначала необходимо положить под мышку легкую прокладку, затем аккуратно поместить поврежденную конечность у бока, при этом предплечье должно находиться под прямым углом поперек грудной клетки. Нужно сделать шину, для этого подойдут журналы, газеты и другие материалы. Шина должна быть помещена с наружной стороны конечности. Ее следует привязать ниже и выше сломанного места. После этих действий необходимо завязать на шее перевязь, чтобы нижняя часть руки была хорошо поддержана. Вокруг шины и грудной клетки укладывается простыня, чтобы привязать плечо к телу. Повязка закрепляется под другой рукой.
  2. Бедро. Чтобы наложить шину, нужны две доски, в крайнем случае, другие материалы. В первом случае наложение выполняется следующим образом: колено не распрямляется (если это требуется для транспортировки, нужно все выполнять очень осторожно), семь блинных тканевых или бинтовых полосок проталкиваются под тело, например, под поясницей, они распределяются ниже колена, у бедра, на спине, под мышками, ниже коленного сустава, у щиколоток; затем две шины с покрытием помещаются параллельно друг к другу, при этом внешняя шина направлена от подмышек ниже пяток, другая – от паха ниже пяток. После всего этого шины привязываются на место и завязываются на внешней стороне. Если досок нет, между ногами располагается свернутое одеяло, поврежденная нога привязывается к здоровой конечности. Ноги связываются в трех местах: на щиколотках, ниже и выше колен, на бедрах. Нельзя привязывать шины к поврежденному месту.

Во всех случаях принцип один: аккуратность не поспешность. Независимо от того, какое место повреждено, следует придерживаться всех описанных требований. Действовать необходимо как можно быстрее после того, как случился перелом. Причем наложение шины важно и тогда, когда нет перелома, лишь вывих. Чтобы доставить человека в больницу и облегчить его состояние, следует относиться к наложению шины очень внимательно.

Возможно, что пациент находится без сознания и ему требуется еще и другая медицинская помощь. В этом случае необходимо привлечь дополнительных людей, если же такой возможности нет, нужно действовать по ситуации.

Если наложение шины может подождать, а у пострадавшего имеется более серьезная травма или повреждение внутренних органов, нужно оказать помощь в этом отношении.

Конечно, действовать в такой ситуации нелегко, но, если помнить, что от принятых мер зависит дальнейшее состояние человека и, возможно, жизнь, можно найти все силы, чтобы помочь ему.

Особенности и правила наложения шины при переломах

В процессе оказания первой помощи при переломах поврежденная область должна быть обездвижена. Это позволит травме не стать более тяжелой и подготовить человека к транспортировке. Спокойное состояние позволяет уменьшить болевые ощущения и даже устранить их, предотвратить распространение шока, уменьшает вероятность других повреждений внутренних органов, тканей. Современный метод достичь такого положительного результата – наложить шину.

Транспортные шины накладываются в случае повреждений суставов, костей, нервов, при сильных травмах мягких тканей и в некоторых других случаях, то есть всегда, когда требуется обездвижить поврежденную область. Есть уникальные шины, предназначенные для оказания первой помощи. Если же их нет, обездвиживание осуществляется при помощи подручных средств, в роли которых могут выступать фанеры, доски, лыжи и так далее.

Если нет ничего, что могло бы выступить в роли шин, следует зафиксировать поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а ногу к здоровой конечности. Все же следует хорошо обсмотреть местность, так как желательно найти подходящие прочные материалы, особенно, если видно, что перелом серьезный.

В процессе иммобилизации необходимо следовать некоторым правилам.

Правила наложения шины

Можно выделить двенадцать основных правил, которые помогут неопытному человеку правильно наложить транспортную шину.

  1. Иммобилизация должна быть надежной. Важно понимать, что при травмах конечностей необходимо зафиксировать переломанное место и два ближайших сустава, при этом один располагается выше, а другой ниже переломанной области. Если произошел бедренный перелом, нужно обездвижить три сустава: коленный, голеностопный и тазобедренный.
  2. Перед тем, как проводить обездвиживание, важно приготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой. Другой вариант – надеть на нее чехол. Нужно прикрыть выступающие костные части прокладками из марли и ваты, иначе будут образованы пролежни.

Когда происходит наложение шины, поврежденная конечность должна находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно снимает мышечное напряжение. Достичь этого легко, для этого необходимо только немного согнуть крупные суставы под углом не более десяти градусов.

Ни в коем случае нельзя осуществлять наложение шины на голое тело. Кроме того, ее концы не могут врезаться в кожные покровы или сдавливать кровеносные сосуды и нервы, которые находятся рядом.

Как накладывать шину на разные участки

Чтобы самостоятельно изготовить транспортную шину при переломах черепа можно воспользоваться плотным ватно-марлевым валиком, который будет иметь вид бублика. Сделать это просто: нужно взять полоску из серой ваты толщиной до пяти сантиметров и шириной до двенадцати сантиметров. Оптимальная длина – от 45 до 50 сантиметров. Эту полоску нужно скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика необходимо соединить и сшить, конечно, может не оказаться ниток, иголки, поэтому, придется использоваться опять же подручные средства. Этот бублик нужно осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями. Кстати, такой валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.

Важно рассмотреть, как накладывать шину в случае переломов не очень удобных мест.

  1. Плечо. Травма плечевой кости зачастую приводит к развитию отека, деформации. Пострадавший не может двигать рукой ниже поврежденного места. Сначала необходимо положить под мышку легкую прокладку, затем аккуратно поместить поврежденную конечность у бока, при этом предплечье должно находиться под прямым углом поперек грудной клетки. Нужно сделать шину, для этого подойдут журналы, газеты и другие материалы. Шина должна быть помещена с наружной стороны конечности. Ее следует привязать ниже и выше сломанного места. После этих действий необходимо завязать на шее перевязь, чтобы нижняя часть руки была хорошо поддержана. Вокруг шины и грудной клетки укладывается простыня, чтобы привязать плечо к телу. Повязка закрепляется под другой рукой.
  2. Бедро. Чтобы наложить шину, нужны две доски, в крайнем случае, другие материалы. В первом случае наложение выполняется следующим образом: колено не распрямляется (если это требуется для транспортировки, нужно все выполнять очень осторожно), семь блинных тканевых или бинтовых полосок проталкиваются под тело, например, под поясницей, они распределяются ниже колена, у бедра, на спине, под мышками, ниже коленного сустава, у щиколоток; затем две шины с покрытием помещаются параллельно друг к другу, при этом внешняя шина направлена от подмышек ниже пяток, другая – от паха ниже пяток. После всего этого шины привязываются на место и завязываются на внешней стороне. Если досок нет, между ногами располагается свернутое одеяло, поврежденная нога привязывается к здоровой конечности. Ноги связываются в трех местах: на щиколотках, ниже и выше колен, на бедрах. Нельзя привязывать шины к поврежденному месту.

Во всех случаях принцип один: аккуратность не поспешность. Независимо от того, какое место повреждено, следует придерживаться всех описанных требований. Действовать необходимо как можно быстрее после того, как случился перелом. Причем наложение шины важно и тогда, когда нет перелома, лишь вывих. Чтобы доставить человека в больницу и облегчить его состояние, следует относиться к наложению шины очень внимательно.

Возможно, что пациент находится без сознания и ему требуется еще и другая медицинская помощь. В этом случае необходимо привлечь дополнительных людей, если же такой возможности нет, нужно действовать по ситуации.

Если наложение шины может подождать, а у пострадавшего имеется более серьезная травма или повреждение внутренних органов, нужно оказать помощь в этом отношении.

Конечно, действовать в такой ситуации нелегко, но, если помнить, что от принятых мер зависит дальнейшее состояние человека и, возможно, жизнь, можно найти все силы, чтобы помочь ему.

Техника наложения шин

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Типы шин

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса . Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Шина Дитерихса и техника ее наложения

Данный вид применяют при переломах бедра во избежание движений в области таза. Техника наложения шин проста и не требует специальных знаний. Сама конструкция состоит из двух планок, а также подошвенной пластины. Пластины подгоняются под размер человека: конец наружной вставляют в подмышечную впадину, конец внутренней упирается в пах. В область лодыжек прокладывают ватные прокладки. Концы обеих пластин должны немного выступать за подошву. К самой подошве также прочно привязывают пластину. Туловище человека совместно с конструкцией обвязывают ремнями. Шаг ремней — 25-30 см.

Шина Крамера и ее правильно положение

Эта лечебная шина применяется при переломе верхних и нижних конечностей. Вначале врач моделирует форму на себе, затем ее прикладывают к поврежденной конечности больного, пустоты прокладываются ватой. Конструкция обматывается бинтами. Шина Крамера также подходит при повреждении связок и сухожилий. Накладывание такое же, как и при травме кости.

Основные правила наложения шин

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы. Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу. Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Наложение шины при различных переломах

Верхние конечности

При переломе предплечья кость фиксируется шиной Крамера с двух сторон: тыльной и лицевой. Через шею прокидывается косыночная повязка и фиксирует руку в согнутом положении. Перелом плечевого сустава иммобилизуют, фиксируя два соседних сустава. При переломе пальца пострадавший фаланг фиксируют к соседним здоровым пальцам.

Нижние конечности

При отсутствии сподручных материалов самым простым способом считается привязать больную ногу к здоровой. Сами правила наложения шины состоят в следующем: сломанная нога с трех сторон обкладывается пластинами, задняя начинается от подошвы и заканчивается под лопаткой, размер внешней боковой пластины — от подошвы до подмышечной впадины, внутренняя боковая — охватывает расстояние от промежности до конца ноги. Транспортные шины фиксируют ремнями. Транспортировка происходит в лежачем положении.

Плечевой пояс

При переломе ключицы достаточно подложить в подмышечную впадину валик из ваты и надеть на руку косынку, перекинутую через шею. Перелом лопатки иммобилизируют отводящей шиной со скелетным вытяжением. Если нет смещения отростков, то перелом фиксируют повязкой Дезо . Это самостоятельная конструкция, которую можно носить в течение месяца.

Ребра

При переломе ребер шинирование состоит в том, чтобы обездвижить их при дыхании. Наилучшим способом считается обвязать грудь простыней, дав выполнять дыхательную функцию мышцам живота. Пострадавшему не стоит разговаривать и принимать лежачее положение, чтобы обломками ребер не повредить внутренние органы.

Позвоночник

При повреждении позвоночника шину из жесткого материала накладывают в рост человека. В этом случае особенностью является то, что пострадавшему нельзя двигаться. Его аккуратно перекладывают на место укладки конструкции, тело фиксируют ремнями. Шаг ремня — до 30 см.

Кости таза

Такой вид травмы, особенно перелом копчика, часто сопровождается сильными болевыми ощущениями. Иммобилизация больного происходит в положении лежа с подложенным валиком под бедра. Фиксация перелома шейка бедра происходит по принципу повреждения нижних конечностей. Такие травмы опасны повреждением кровеносных сосудов.

Повреждения шеи фиксируют воротником Шанса, который не дает двигаться голове. Это объемная плотная ватно-марлевая повязка, имеющая разные размеры — от младенца до взрослого человека. Ее можно носить несколько недель в зависимости от показания врача, снимая на ночь.

Строганов Василий Врач травматолог-ортопед с 8-ми летним стажем.

Наложение шины при переломе голени, стопы и бедра: пошаговое руководство

При переломе голени, стопы или бедра ногу нужно зафиксировать как можно быстрее – это предотвратит смещение костей и развитие дальнейших осложнений после травмы.

Умение наложения шины на доврачебном этапе укоротит время реабилитации. Однако следует не только знать о самой иммобилизации, нужно уметь правильно накладывать шину. В противном случае можно нанести дополнительный вред окружающим мягким тканям.

Наложение фиксатора при переломе нижней конечности происходит только после остановки кровотечения и первичной обработки раны. Детальнее об оказании первой помощи, консервативном и хирургическом лечении перелома голени, голеностопа и лодыжки, читайте здесь.

Что такое шина: общие принципы фиксации

Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно‐двигательного аппарата.

Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).

Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.

В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают :

  1. шину Крамера;
  2. шину Дитерихса;
  3. импровизированную фиксацию.

Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации :

  1. Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
  2. При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
  3. Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
  4. Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
  5. Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
  6. Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
  7. Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
  8. Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
  9. Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.

Видео инструкция: как правильно наложить шину Крамера на голень

Правила фиксации конечности при переломе голени, стопы и бедра

Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы :

  1. Положите пациента на ровную поверхность.
  2. Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
  3. Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
  4. Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
  5. Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 90 0 по отношению к основной части.
  6. На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 90 0 часть.
  7. Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
  8. Попросите помощника придержать все три части.
  9. Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3–4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.

На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.

Шина Дитерихса состоит из нескольких частей : внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.

Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени :

  1. Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
  2. Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
  3. Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7–10 см.
  4. Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
  5. Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.
  6. Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
  7. После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
  8. Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
  9. Пациент готов к транспортировке.

Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра :

  1. Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
  2. Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
  3. Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3–4 тура и закрепите бинт.
  4. Если нет бинта – используйте одежду.
  5. Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.

Видео инструкция наложения фиксатора Дитерихса

В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.

Читать еще:  Частным случаем какой топологии является общая шина
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector