Какой лучше профиль шин 60 или 65
Высокий или низкий профиль резины: красота или практичность?
Сейчас ни у кого не вызывает удивления резина низкого профиля, установленная на тюнингованных автомобилях. Любители быстрой и экстремальной езды применяют её для улучшения скоростных характеристик своих машин. Кроме того, такие покрышки хорошо смотрятся на больших дисках, улучшая внешний вид автомобиля. Однако мало кто учитывает влияние высокого или низкого протектора на тормозные качества, а также на работу подвески.
Сравнение шин с высоким и низким профилем
Профиль шины – это отношение высоты боковины к ширине протектора. Например, в типоразмере, указанном производителем, 195/65 R15 вторая цифра – искомая характеристика в процентах. Если она меньше 60, то покрышка низкопрофильная, выше 80 – высокопрофильная. Все, что между, относится к классическому варианту.
Впервые низкопрофильная резина появилась в середине 70-х годов. Стандартные покрышки уже не могли обеспечить управляемость мощных автомобилей, а также нужное сцепление их с дорогой. Решением проблемы устойчивости стала более жесткая шина с низким профилем.
Достоинства и недостатки низкого профиля
Покрышки этого типа позволяют улучшить управляемость на высоких скоростях. Этому способствуют широкий протектор, увеличенное пятно контакта с поверхностью дороги и минимальный прогиб боковины в поворотах. При внезапном торможении благодаря ширине и специальному рисунку такая резина ведёт себя лучше штатной. Многие устанавливают её для улучшения внешнего вида своего автомобиля. Из минусов можно выделить:
- повышение износа;
- увеличение усилия на рулевом колесе;
- повышение шума в салоне;
- снижение комфорта (более чувствительны к неровностям дороги).
При установке шин, увеличенной ширины, следует убедиться, что при полном повороте руля они не задевают элементы подвески и кузова.
Плюсы и минусы высокого профиля
Главным преимуществом резины этого типа является увлечение клиренса, а также повышенная проходимость по бездорожью. Подобные покрышки рекомендуют использовать в зимний период и в условиях плохого состояния дороги. К недостаткам можно отнести:
- снижение управляемости;
- ощущение потери мощности (штатному двигателю будет труднее раскрутить такие колеса).
Сравнение покрышек с разным профилем
Для оптимального выбора следует ознакомиться с основными параметрами шин. Такая возможность стала доступной благодаря результатам испытаний, которые были проведены производителями покрышек.
Таблица. Сопоставление эксплуатационных характеристик резины различной высоты.
Параметр | Единица измерения | 195/65 R15 | 205/55 R16 | 225/45 R17 | 225/40 R18 | |
Тормозной путь на асфальте | (80-5 км/ч) на мокром | м | 27,0 | 26,5 | 25,7 | 25,6 |
(100-5 км/ч) на сухом | м | 38,6 | 38,2 | 37,4 | 34,9 | |
Предельная скорость переставки на асфальте | на мокром | км/ч | 67,9 | 65,6 | 67,5 | 70,3 |
на сухом | км/ч | 71,0 | 67,6 | 69,2 | 73,3 | |
Начальная скорость продольного аквапланирования | км/ч | 78,0 | 71,9 | 67,2 | 71,2 | |
Расход топлива при 90 км/ч, | л/100 км | 4,0 | 4,0 | 4,1 | 4,4 |
Результаты испытаний, представленные в таблице, являются вполне ожидаемыми. Тормозной путь как на сухом, так и на мокром асфальте уменьшается со снижением высоты профиля. Скорость переставки автомобиля не показывает однозначной зависимости. Это явление можно списать на погрешности измерений. Однако за счет повышенной жесткости увеличивается расход топлива.
Влияние разного профиля на подвеску
Применение покрышек и дисков нестандартного размера приводит к увеличению износа узлов подвески и компонентов рулевого управления. Производители автомобилей рекомендуют использовать резину с высотой профиля более 50. Именно на этот параметр рассчитана штатная подвеска. Например, диски с большим вылетом снижают ресурс ступичных подшипников в несколько раз.
Применение же высокопрофильных шин, напротив, снижает динамические характеристики автомобиля, увеличивая проходимость. Большая высота и мягкий корд нивелируют влияние бездорожья на элементы подвески. Это благоприятно сказывается на управляемости на снегу или при езде по гололёду. Низкий профиль целесообразно использовать в условиях города и на идеальном покрытии автобана.
Только следуя рекомендациям производителя, можно уверенно чувствовать себя на дороге. При учёте всех этих моментов владелец увеличит ресурс подвески и самого автомобиля.
Высота профиля шины: что это такое и на что влияет
На комфортность передвижения в автомобиле влияет много факторов. Одним из ключевых являются колеса, которые имеют множество характеристик, в зависимости от каких машина будет двигаться плавно и фактически неощутимо для пассажиров или они будут ощущать каждый камешек и ямку на дороге.
Высота профиля шины: что это такое и на что влияет
Высота профиля шины – обозначена на маркировке каждой покрышки. Чтобы из большого количества цифр и букв на резине найти именно этот показатель, нужно знать, как именно он выглядит. Зачастую это три цифры и одна буква 205/60/R15 – второй показатель это высота профиля шин. И составляет он 60% от ширины, то-есть от 205 мм. Путем простых математических подщетов имеем высоту профиля шины из примера – 123 мм. Последняя цифра обозначает тип – радиальный и посадочный диаметр, который определяется в дюймах, 15 дюймов =381 мм. Если на покрышке подобных отметок нет, это означает, что она высокопрофильная и ее показатель стандартный, составляет он 80% от ширины покрышки.
Какие бывают профили шин
Профили шин бывают высокие и низкие. Чаще всего низкие профили устанавливают на спорткарах и автомобилях, владельцы которых хотят подчеркнуть статусность своего транспорта, а также полностью контролировать каждое движение. Высокопрофильные шины, их еще можно назвать стандартными, устанавливаются на большинстве автомобилей. Высоким считается профиль с показателем выше 60%, если эта цифра ниже – то это уже низкопрофильные покрышки.
Преимущества и недостатки разных профилей шин
Для начала следует разобраться в преимуществах и недостатках стандартного (высокого) профиля. Преимущества:
- Плавный ход автомобиля. Передвижения в машине с высоким профилем шин более комфортно, не чувствуется каждая ямка, камень и мелкие возвышенности.
- Сбережение подвески. Благодаря тому, что высокопрофильные шины легче проседают под весом автомобиля, осуществляется не такая большая нагрузка на подвеску. Автомобиль находиться выше от земли, а значит меньшая вероятности разбить подвеску о многочисленные выбоины отечественных дорог.
- Уровень проходимости. Этот показатель у владельцев высокопрофильных шин значительно выше, чем у других. Это осуществляется благодаря высоте подъёма автомобиля над землей. Увеличение высоты профиля на 5% с неизменной шириной шины способно приподнять машину над уровнем земли на 1 сантиметр.
Недостатком высокого профиля является некоторое уменьшение уровня управляемости. Учитывая все позитивные стороны, для наших дорог лучше всего подойдет именно такая резина. Также такая профильность шин отлично подойдет для зимнего периода.
Относительно низкопрофильных шин, к позитивным их характеристикам можно отнести лучшую управляемость и привлекательный внешний вид автотранспорта. Это особо будет ощущаться на поворотах и значительном повышении скоростного режима. Однако при этом очень сильно будет страдать два фактора: комфортность поездки и подвеска автомобиля. Относительно комфортности – машина с низким профилем позволит ощутить все неровности, ямы, камни на дороге, а что уж говорить о переезде через лежачих полицейских.
Так как уровень автомобиля над землей снижается, большая вероятность потерять по дороге определенные ее части и разбить подвеску об отечественные дороги. Однако некоторые автомобилисты согласны даже на это ради абсолютного контроля и ощущения уверенности в управлении своим железным конем.
Влияние профиля на ход автомобиля
Как понятно по изложенному материалу, высота профиля имеет значительное влияние на два фактора – комфортность и управляемость. При желании максимально ощущать дорогу и контролировать процесс передвижения независимо от дорожного покрытия и погоды, автомобилисту следует использовать низкий профиль. Если дороги ну уж очень рельефные, а особого дискомфорта от несколько сниженной управляемости нет, то лучше устанавливать высокопрофильные шины.
Также важным фактором независимо от желаний и предпочтений автомобилиста является преимущественное дорожное покрытие, по которому будет необходимо перемещаться. Так, для асфальта можно выбрать более низкий профиль, если перемещение будет осуществляться по плохому асфальту с множеством ям и горбов или его вовсе не будет, использование низкого профиля — это прямая дорога в автосервис. Кроме того преимущество стоит отдать высокому профилю в зимний период, так как он дает возможность увеличить удельное давление, а значит будет возможность легче притормозить, и так же само набрать скорость.
Что нужно знать при установке шины с другим профилем, чем тот, что установлен на данный момент
Если существует необходимость несколько поднять машину над уровнем земли, это можно сделать заменой на шины более высокого профиля, однако не стоит увлекаться, если на автомобиле изначально установлена покрышка с показателем высоты 60%, то менять ее больше чем на 2 типоразмера не стоит. Это значит, что тут есть доступные варианты 65 и 70%. Превышение приведет к появлению трения покрышек о колесную арку автомобиля, а это чревато последствиями. Кроме того такая неприятность может возникать при перегрузке автомобиля пассажирами или значительным весом.
Также необходимо правильно подобрать размер дисков под тот или иной профиль. Главное что нужно помнить каждому водителю: установка других шин, кроме стандартных, предусмотренных производителем, может в значительной мере повлиять на «поведение» автомобиля на дороге, его управляемость и комфортность передвижения. К новой обуви автомобиля придется привыкать, так же как и любым изменениям в конфигурации. Не стоит злоупотреблять высокими скоростными режимами, пока вы полностью не обкатали новые профиля и не узнали все их возможности и недостатки.
Выбор профиля шин и дисков
Тенденции мировой авто-моды: то, что некогда считалось прерогативой ателье автотюнинга, стало повседневностью – профиль шин постепенно становится ниже, а диаметр дисков больше. Впрочем, одно другому не мешает, достаточно соблюдать нехитрое правило: наружный диаметр колеса должен оставаться в пределах, рекомендованных производителем Вашего автомобиля. Допустимая погрешность – + 2. Тогда внешняя эстетика не затронет кинематику подвески машины и не скажется на показаниях спидометра. При правильном соотношении шина-диск, автопокрышки без проблем впишутся в колесные арки и не будут задевать детали подвески и рулевого механизма автомобиля.
Кроме этого есть варианты альтернативных размеров колес.
По-английски: «плюс дюйм»
В Великобритании вывели формулу «Плюс дюйм». Это увеличение диаметра колеса с шагом в один дюйм. Вот несколько примерных вариантов:
- Стандартные покрышки фордовского Focus C-MAX, в которые его «обувает» завод-изготовитель, имеют следующие размеры – 195/65R15 (первая цифра «195» – ширина профиля, вторая цифра означает высоту профиля шины – 65% от ширины и 15 дюймов -посадочный диаметр шины).
- Прибавляем 1 дюйм – получаем размеры покрышки 205/50 R15;
- Плюс 2 дюйма – получаем размеры 205/55R16 или 215/50R16;
- Прибавляем 3 дюйма – размеры меняются на 205/50R17 или 225/45R17.
Это не предел. На C-MAX можно установить шины с еще более низким профилем – 18(225/215/40) и 19(215/35, 245/30). Правда, тогда на скорости неожиданная встреча с внушительной выбоиной, которых на наших дорогах хватает, может стать для такой низкопрофильной шины последней.
Теперь посмотрим, как работает правило «Плюс дюйм» на примере BMW серии-3. Стандартные покрышки, которые устанавливают на эту машину – 185/65R15 и вариант в качестве опции – 205/60R15. Альтернатива – колеса с размерами автопокрышек 205/55R16 и 225/50R16 или 215/45R17 и 235/40R17.
Чтобы узнать, насколько наружный диаметр покрышки отошел от рекомендуемого изготовителем, нужно произвести ряд вычислений:
- Ширина профиля (первая цифра из маркировки размера шины) * Серия (вторая цифра в маркировке размера) / 100 = Высота профиля.
- Высота профиля * 2 = Размер высоты профиля шины с обеих сторон колеса. Чтобы перевести получившиеся миллиметры в дюймы, полученное число делим на 25,4.
- К этой цифре прибавляем цифру диаметра обода (третью в маркировке). Полученный результат и есть искомый наружный диаметр покрышки в дюймах.
Если нужны данные в миллиметрах – перемножаем опять на 25,4.
Ширина обода
То, как ведет себя шина на дороге, во многом, зависит от ее ширины. Широкая покрышка лучше «держится» на сухом асфальте и меньше подвержена износу. Более узкую «резину» часто рекомендуют для зимнего сезона. Она лучше выводит из пятна контакта с дорогой воду и снег, более устойчива на рыхлом снегу. Одинаковую по ширине шину можно установить на разные по размерам ободья, что скажется на ее свойствах при эксплуатации.
Производители автомобилей часто указывают в инструкции к ним несколько размеров обода, оптимальных для конкретной марки авто.
Лучший баланс свойств и характеристик достигается, если отклонения ширины обода не более + 1″ от рекомендованных размеров. Чем больше значение ширины обода, тем ниже профиль шины. На практике автолюбители часто поступают, исходя из собственных представлений о комфорте вождения, эстетике и управляемости автомобиля. Руководствуясь данными о диаметре колеса от завода-изготовителя автомобиля, они самостоятельно подбирают к нему диаметр обода. В этом случае размер покрышек подбирается, исходя из высоты профиля шины.
Так, сокращенно от английского «Pitch Circle Diameter», обозначается диаметр окружности, проходящей по центру крепежного отверстия колеса. Этот термин используют, в том числе, и российские производители. Как правило, в обозначении две цифры – количество отверстий и их диаметр. Если указаны размеры PCD «4х100» – это означает, что на окружности в 100 миллиметров находится 4 крепежных отверстия. Данное обозначение может выглядеть, как «100/4».
На сегодняшний день не существует единого стандарта PCD, облегчившего бы жизнь автолюбителей при подборе колес. Даже не смотря на то, что часто автомобили разных марок выпускаются на одинаковой платформе. Размер PCD колеса можно определить самостоятельно. Проще сделать расчет для колеса, которое крепится четырьмя болтами, измерив расстояние между внутренними краями лежащих по одной прямой крепежных отверстий, верхних или нижних, и прибавить к этому расстоянию диаметр одного отверстия.
Аналогично можно поступить, если в колесе 6 крепежных отверстий. Или замерить расстояние от центра до центра соседних друг с другом отверстий, затем умножить результат на два. Если воспользоваться этой методикой, то при наличии 5 крепежных отверстий множитель равен 1,7012, при наличии трех отверстий умножать надо на 1,154. Имея в наличии штангенциркуль, можно узнать значение PCD еще одним способом. Замерив диаметр центрального отверстия и расстояния от него до дальней и ближней точек крепежного отверстия, складываем показания этих трех замеров. Получившийся результат – значение PCD для конкретного колеса.
При измерениях нужно постараться сделать их максимально точно, иначе не избежать проблем. Разница в 1-2 миллиметра, от требуемых размеров, скажется на ходовых качествах автомобиля и его эксплуатации. Пример: колесо от автомобилей «Фиат» со значением PCD 4х98 визуально неотличимо от «опелевских» колес с размером 4х100. Если установить фиатовское вместо опелевского или наоборот, то сильное биение будет даже от идеально отбалансированного колеса. А то и хуже: установка на автомобиль колеса с близким, но не подходящим размером PCD может привести к срыву резьбы на фланцах и болтах.
Вылет
Для этого параметра наиболее часто употребляется обозначение ЕТ (от немецкого Einpress Tieffe – вдавленный в плоскость). Еще одно, не распространенное обозначение этого параметра – английское слово «offset».
Если представить, что посередине обода колес проходит условная плоскость, то расстояние от нее до плоскости крепления колеса и есть «ЕТ» – вылет. Если плоскости совпадают, то значение «ЕТ» равно нулю, так называемый нулевой вылет. При положительно значении «ЕТ» плоскость симметрии обода выступает за плоскость крепления. И наоборот, отрицательное значение «ЕТ» означает, что плоскость колесного крепления выступает за плоскость симметрии обода.
Большинство современных легковушек имеет положительный вылет, а автомобили с полным приводом имеют нулевое или отрицательное значение «ЕТ». Изменение этой величины влияет на кинематику подвески, на срок службы подшипников и управляемость автомобиля.
Допустимо отклонение значения «ЕТ» на – 5 мм. Свыше 5мм скажется на кинематике подвески, на подшипники нагрузка возрастет, а устойчивость и управляемость машины ухудшится. Чем меньше значение «ЕТ», тем сильнее колесо выступает из проема арки. А сочетание малого вылета и увеличенной ширины обода приведут к тому, что колесо будет выпирать из арки. Это недопустимо по ряду технических требований и, в первую очередь, параметров безопасности.
Центральное отверстие
Вопреки заблуждению многих, что колесные гайки фиксируют и центрируют колесо на ступице, они всего лишь прижимают колесный диск к фланцу. Функцию центрирования диска на ступице выполняет центральное колесное отверстие. У автомобилей разных марок разный размер центрального отверстия колеса. Это следует учитывать при установке колес. Иначе, придется растачивать внутренний диаметр центрального отверстия колеса, если выяснится, что он меньше, чем соответствующий диаметр ступицы и/или диаметр кольцевого выступа полуоси. Такую работу можно доверить только хорошему специалисту. В обратной ситуации, если диаметр центрального отверстия колеса больше, для установки колеса понадобятся адаптеры – специальные кольца из металла, наружный диаметр которых совпадает с внутренним диаметром центрального отверстия колеса, а внутренний – соответствует диаметру ступицы. Учитывая эту проблему, большинство производителей автомобильных колес изготавливают и переходники-адаптеры.
Зазоры
Проблемы при установке колеса на автомобиль могут возникнуть, даже при наличии соответствия вышеназванных параметров: ширине обода, PCD, вылету и диаметру центрального отверстия. Наиболее частая причина – мешает дисковый тормоз, из-за выступающего суппорта. В редких случаях, препятствием становятся рычаги подвести или наконечник рулевой тяги. Поэтому, если изготовитель колеса не рекомендовал его для установки именно на Ваш автомобиль, нужно сделать пробную «примерку» диска колеса. Возможно, потребуется повторная «примерка», после монтажа на диск шины. К примеру, если тюнинг был основательным, и размеры колеса довольно сильно отличаются от рекомендованных. Если колеса задевают автомобильные арки, потребуется еще и кузовной тюнинг.
Закраины обода
Производители колес выпускают их с закраинами двух типов, рассчитанными под бескамерные и камерные шины. На первый взгляд, все просто, но следует внимательно присмотреться к цифрам и буквам в маркировке дисков. В основном, эти обозначения характерны для бескамерных шин, устанавливаемых на автомобильные прицепы. Все же не лишним будет знать, как расшифровать их маркировку.
Буква «Н» («хамп») – обозначает одну кольцевую отбортовку диска, которая не дает борту шины сместиться внутрь обода. Если маркировка выглядит, как «Н2» – значит хампы располагаются с двух сторон. Маркировка «FH» (flat hump – «плоский») – хамп большей ширины. Маркировка «СН» (combination hump) обозначает комбинацию хампов кольцевой отбортовки. Наиболее распространено сочетание: снаружи – плоский хамп, внутри – обычный.
«SL» (special ledge) – обозначение плоской полки снаружи колеса, ширина которого – от 6 дюймов.
Выбираем шины: вам красиво или помягче?
Сейчас все почти поголовно больны этой американщиной: больше диск – красивее машина. Автопроизводители тоже идут вслед за пожеланиями покупателей и охотно вкорячивают и в маленькие седанчики 16-дюймовые колеса, хотя арки не рассчитаны на большие «лапти». Остается только одно – уменьшать профиль шин. Когда спорткупе «обуто» в 18-е или 19-е колеса – это красиво, никто не спорит. Внедорожник на 21-х – это уже на любителя.
Но надо понимать, что попытки сделать машину похожей на выставочную или спортивную спотыкаются о российские колдобины. Асфальт у нас – не идеальный, мягко выражаясь. А шины толщиной с три слоя изоленты передают все эти неровности на подвеску, не добавляя комфорта водителю и его пассажирам. Это раз. Два: увеличенный размер шин – это и увеличенная цена как дисков, так и резины. В случае повреждения, а риск его при низком профиле шины увеличивается, любой ремонт или покупка нового всегда будет дороже. Стоит ли сознательно обрекать себя на это, или красота требует жертв?
ПОДБИРАЕМ РАЗМЕР
В моем случае все иначе. Во-первых, мой Volkswagen New Beetle имеет дизайн в ретро-стиле, так что низкий профиль ему противопоказан. Есть лишь один вариант – версия RSI с мотором 3,2 л, но мой – вполне «овощной», двухлитровый, нечего выделываться. С другой стороны, машина сделана на платформе Golf IV, то есть отличается отлично настроенной подвеской и четкой управляемостью. Комфортная шина не сделает эту машину неинтересной в управлении. Словом, решено. Нахожу диски на 15 дюймов, и к ним подбираю максимально большие по профилю шины.
Конечно, можно приделать и диски от Porsche, да еще и с хромом, но “колхоза” здесь и так хватает. Разве что поискать подходящие по стилю колеса от Audi. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Штатный размер колес для «Жука» моего модельного года – 195/65R15 или 205/55R16. Для тюнинга допустим размер 205/60R15. А мне бы вот такой ширины, но потолще. Полезет ли 205/65R15? И бывают ли такие? Получить трущуюся колесами о подкрылки машину не хотелось, потому решил немного посчитать. При помощью шинного калькулятора, конечно, их в интернете полным-полно. Профиль 65 вместо 60 при такой ширине дает прибавку в дорожном просвете в целых 10,25 мм, это гуд. Но ровно на столько изменится и высота профиля. Даже относительно 225/45R17 получаю плюсом почти 7 мм, многовато. Тогда пишу запрос клубникам, имел ли кто опыт установки колес побольше. Есть контакт, один умудрился загнать туда даже 225/50R17, это почти на 5 мм больше. Итак, решено, буду искать 205/65R15.
Маркировка шин – главный признак для начала их выбора. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
И все же начинаю не с типоразмера, а с марки. Как вы помните, хотел я резину помягче, а сейчас все больше «пластиковая» попадается. Мне не раз доводилось ездить на зимней «Хаккапелиитте», начиная еще с пятой, а сейчас уже девятая в ходу. Доводилось пробивать нежную боковину седьмой, но было это на аксайском мосту под Ростовом еще до его ремонта, там, наверное, и танк траки порвать может. Знаком и с финской фрикционной шиной R2 – тоже нравится. Они точно мягкие. Но это ж зимние, а «лето» как? Я ведь еще весеннюю историю описываю.
Летние – тоже годятся! Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Зашел прямо на их сайт, там есть специальный раздел по подбору шин. Выбрал «летние», вбил размер 205/65R15. По моему запросу результат такой: Nokian Hakka Green 2 и Hakka С2. Вторая – для грузовиков и автобусов, поржал, «Жук» – не автобус, и уж точно не грузовик. А первая – самое оно (плюс к маркировке – 99 H XL, то есть до 210 км/час и 775 кг). Во мне и 75-ти кг нет, да и 210 выжимать не планирую. Заявлена шина как комфортная, с хорошим сцеплением на мокрой дороге и повышенной износостойкостью. Немного смущало, что Green рекламируется как заточенная под уменьшение расхода топлива, волновало, не будет ли жесткой?
СЕЗОН ПОЗАДИ
Не стала, по ощущениям от вождения я получил ровно то, что хотел. Поставив новые колеса, тут же сделал сход-развал. И вместо «пляски» на почти полностью потерянных шипах старой зимней резины и гнутых уже, видимо, штамповках (не я такой, от прежнего хозяина досталось) получил тихо и плавно едущую прямо машину с отличной управляемостью.
С такого ракурса и эти колеса кажутся большими. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Строго говоря, отчет можно было писать уже через неделю, и так все было понятно. Но я все же откатал сезон почти до закрытия, чтобы и на ресурс посмотреть. Ни одного аквапланирования я за это дождливое лето не словил, хотя шины широкие. Умудрился даже глину помесить, заезжая на дачный участок по недостроенной дороге – тоже то еще удовольствие, но тут и говорить нечего, не внедорожник у меня. Проколов, грыж (тьфу-тьфу-тьфу) не поймал, хотя доводилось неоднократно ездить в Тверскую область, а дороги там, доложу я вам, совсем не айс.
Сантиметр плюсом к дорожному просвету за счет шин – это реально. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
По истечении почти полугода трещин, порезов, неравномерного износа не увидел. Прямую машина по-прежнему держит хорошо, в колее ее не колбасит. Словом, один сезон откатал, полет нормальный. Думаю, оставить летние на этих дисках, а «зиму» поставить с «родными» 16-дюймовыми штамповками. Только, похоже, прошлогодние шины уже ни к черту. Разве что довырвать шипы окончательно и попросить шиномонтажников посмотреть, балансируются ли те колеса или уже восьмеркой пошли. Если нет, то буду брать нешипованные «пятнашки» из бюджетной линейки Nokian. В зимних шинах финны точно знают толк.
Протектор глиной до гладкого состояния быстро не замазывается. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК