Meloci.ru

Как утилизируются шины

Как правильно утилизировать автомобильные шины

Вероятно, некоторые читатели данного материала помнят известную заставку из американского мультсериала Симпсоны, где есть огромная гора горящих автомобильных шин. Также эта гора регулярно фигурирует в сериале, никогда не тухнет. Создатели мультика таким образом указывают на довольно существенную проблему и то, что этот мультик является американским указывает на общемировой характер проблемы.

Поэтому крайне значимо понять, как утилизировать автомобильные шины. Сжигание, конечно, является древним, вредным и варварским способом, оно актуально, пожалуй, разве только, на баррикадах и в других подобных обстоятельствах, а в остальном давно пора знать и уметь грамотно утилизировать шины.

Почему шины вредны

Для создания этих изделий на данный период используются синтетические соединения, которые представляют собой довольно вредные элементы, особенно, когда шина начинает разлагаться или гореть. Помимо этого и другие компоненты, такие как различные каучуки тоже являются вредными для атмосферы и человеческого организма, в котором способны вызывать заболевания.

Участок, на котором горели шины, становится непригодным для произрастания даже простой травы.

Пространство, где складируются шины, является благоприятным для обитания различных грызунов, которые разносят инфекции. Процесс нормального разложения шин составляет более сотни лет, за которые они выделяют множество вредных элементов и отравляют пространство. Пожалуй, этих аргументов достаточно для того чтобы понять, что следует немного озаботиться утилизацией шин.

Способы утилизации

Итак, на данный период, когда шины отслужили свой срок, сейчас наблюдаются следующие возможности:

  • вредоносные методы;
  • специальная утилизация;
  • самостоятельная полезная утилизация.

К вредоносным методам относится закапывание сжигание, в общем, самые простые и доступные варианты, которые дадут дополнительное загрязнение воздуха и земли. Конечно, в частных масштабах такое может и не ощущаться, но нужно осознавать, что вред вы наносите подобными действиями.

Наиболее целесообразным вариантом является специальная утилизация, которая предполагает использование специального оборудования, которое измельчает шины. Потом полученное сырье используется в различных областях, к примеру, как резиновая просыпка при укладке дорог, для создания детских площадок и подобных целей. Такой вариант является более оптимальным, так как поддерживает нужную отрасль и позволяет не загрязнять планету.

Проблемой является только тот факт, что на территории России сфера утилизации шин плохо развита. Если в других странах есть возможность даже получить деньги за сдачу в утиль, то в России довольно часто вам самим придется платить для того чтобы делать нечто полезное. Конечно, порой приходиться мириться с условиями этой парадоксальной страны и все равно стараться поступать верно, но есть и другой интересный вариант.

Вы вполне можете самостоятельно переработать старые шины в:

  • клумбы;
  • качели;
  • скульптуры ландшафтного дизайна;
  • дачную мебель.

Вообще, есть и множество других вариантов, но всегда советуем вам сделать слой окрашивания, чтобы изделия не выделяли вредных элементов. В остальном варианты ограничиваются только вашей фантазией.

Утилизация и переработка шин покрышек

Сегодня владельцам автомобилей не позавидуешь, особенно старых моделей, приобретенных в совсем другие времена. Мало того, что весь эксплуатационный период приходиться проводить ремонт, тратиться на бензин, другие виды топлива, особой статьей расходов становится утилизация шин, а менять их приходиться довольно часто.

Классификация специфических отходов

Резиновые шины относятся к опасным отходам 4 класса согласно ФККО и имеют код для поиска в документе 92110000000. Ввиду класса опасности они требуют специфического подхода к сбору, хранению, транспортировке и утилизации. Также этот вопрос встает остро для тех компаний, кто реализует программу по утилизации автомобилей.

Подсчитано, что за год сдать шины на утилизацию хочет почти 300 тысяч автолюбителей, из-за чего на свалке оказывается около миллиона единиц резиновых изделий, каждое из которых довольно много весит (5-30кг). Желающие ознакомиться детальнее с зависимостью типа изделия и его массой могут ознакомиться с таблицей весов автомобильных шин. ГОСТы не предоставляют такой информации, указывая только требования к размерам.

Свалка автомобильных шин

Видимо поэтому, а также в виду того, что сегодня в России утилизация автомобильных шин – услуга платная, по статистике только 10% от этого объема доезжает до перерабатывающих заводов. Остальные изделия в лучшем случае находятся на каком-то специализированном полигоне для резиновых отходов, в худшем просто гниет на общей свалке и скорее всего, так и не дождется специализированной утилизации.

Различают несколько видов этих изделий:

  • пневматические для легковых автомобилей с металлическим кордом, который утилизируется отдельно (см. металлокорды в лом);
  • массивные резиновые;

Утилизация таких огромных шин ничем не отличается от обычных автомобильных шин

  • шипованные (их принимают в переработку по более высокой цене для автолюбителя, который за это платит);
  • велосипедные, колясочные, прочие подобные.

Среди отходов также часто оказываются сильно рванные, грязные, с посторонними включениями изделия — утилизация резины подобного рода обходится дороже всего для владельца. Самая дешевая и дорогая цена на утилизацию шин от 50 до 450 рублей за единицу соответственно. Это немалые деньги, особенно для тех, кто безнаказанно может просто выбросить их, причем абсолютно бесплатно.

Впрочем, иногда цена зависит от условий договора, который заключили заинтересованные лица. Постоянные поставки, большие объемы, а также состояние шин. Шипованные принимают дороже потому, что резину приходится освобождать от металлических вставок вручную.

Читать еще:  Какое давление должно быть в шинах уаз 31514

Шипы со старой шины

Сегодня предприятия по утилизации автомобильных шин закупили новое оборудование по измельчению резины и все чаще процесс становится экологически чистым, более того абсолютно рециклинговым. Поэтому резиновое вторичное сырье вполне может стать шлангом для воды или резиновыми сапогами. По статистике из тонны резины, отправленной на переработку, получается около 700 кг вторичного сырья пригодного для использования.

Утилизация резины на специализированном предприятии

Однако часть предприятия ориентирована на другой метод утилизации шин – пиролиз (производится в специальных пиролизных установках, также сжигание резины может происходить и в обычных инсинераторах для ТБО). Изделия проходя облагораживающую переработку, становятся мазутом и техническим углеродом. Это выгодно экономически, заодно избавляет общество от жесткого метода сжигания, сильно загрязняющего атмосферу.

Установки для пиролиза

Недостатки перерабатывающей промышленности

Между тем, на территории России утилизация автошин производится далеко не в каждом городе, например, Чехове, Радужном, Вязьме. Однако понятно, что мчаться через всю страну, чтобы сдать 4 единицы в отходы – нецелесообразно, однако куда же тогда девать испортившиеся образцы. Вопрос не риторический, поскольку практика сжигания старой резины сегодня преследуется законом, поэтому в том числе необходимо искать более цивилизованные решения. Адреса пунктов приема покрышек и резины на вторсырье можно найти на страницах интернета. Таким же образом можно ознакомиться со спецификой работы каждого предприятия.

Видео — переработка резиновых шин в резиновую крошку

Особенности работы с опасными отходами автомобильной промышленности

Специфика работы с шинами заключаются в широкой разноплановости изделий. Невозможно сравнивать колеса от самолетов или тракторов. Поэтому прием шин на утилизацию идет по сортировочному принципу. Здесь многое зависит от возможностей предприятия, находящегося поблизости. Однако даже, если рядом не получается сдать какие-то особые образцы, всегда можно попробовать сделать в другом месте, предварительно договорившись о транспортировке. К тому же услуги экомобилией также постепенно начинают распространяться и на этот вид материалов.

Действия, направленные на улучшение ситуации

Также стоит присмотреться к услугам компаний, которые занимаются ремонтом, испорченных шин. Спасая колеса от окончательной отправки в отходы, они готовы принимать, как лом даже только куски изделий, которые не удается спасти. Подобные фирмы, как раз и работают по принципу полного сопровождения товара от покупки до отправки в лом. Кроме того, остаются актуальными предложения по обмену старых изделий на новые. Это немного облегчает ситуацию, однако все равно тонны шин остаются лежать на свалках из-за отсутствия в стране достаточного количества мощных перерабатывающих заводов.

Утилизация в других странах

Теперь принято ссылаться на Европу мол, для автолюбителей рай, пришли сдали бесплатно и поехали дальше. Однако бесплатная утилизация шин на западе – это чаще миф или неправильное понимание ситуации. Многое зависит от условий продажи этих изделий.

Небольшой частный завод по утилизации шин в Европе

Несколько ярких примеров:

  • магазин по умолчанию принимает вышедший из строя сортимент (утилизация входит в стоимость);
  • возможно покрытие страховкой данных расходов;
  • другие скрытые формы оплаты (вплоть до смешных акций: купил ящик вина, получил услугу бесплатно).

Поэтому утилизация резины в Европе – точно платная. Но подход к ней настолько лояльный, что практически не создает проблем для государства и владельцев авто.

Видео о том, как утилизируются автомобильные шины

«Резиновые» миллионы: куда движется утилизация шин в России

Переработка, утилизация и прочие «зеленые» слова прочно вошли в обиход любого автомобильного издания мира. Однако в России все еще сохраняется консервативный подход к спасению природы. Тем удивительнее для всех прозвучала новость о планах правительства по созданию единой госорганизации, которая должна заняться утилизацией использованных шин на деньги их же производителей. Почему удивительно? Потому что такая организация уже существует и достаточно успешно развивается, только без присмотра государства, что, очевидно, и смущает власти. Журнал «Движок» побывал на пресс-конференции «ЭкоШинСоюза» и выслушал мнение производителей колес о сложившейся ситуации.

Для начала уточним, что такое «ЭкоШинСоюз». Это некоммерческая организация, объединяющая производителей и импортеров шин, созданная в целях самостоятельного обеспечения производителями покрышек нормативов утилизации шин. На данный момент в состав ассоциации входят практически все ведущие иностранные производители покрышек в России: Bridgestone, Nokian, Michelin, Hankook, Yokohama и Continantal.

Объединиться в подобный союз компании решили после 2015 года, когда российское государство в рамках нового закона обязало производителей и импортеров шин самостоятельно утилизировать произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Сделано это было для снижения объема перерабатываемых отходов и обеспечения максимальной вторичной переработки.

По словам участников организации, вопросом утилизации отработавших покрышек занимались и в СССР, а вот после 1991 года отрасль, в общем-то, умерла. «ЭкоШинСоюз» только с 2015 года фактически возрождает утилизационную деятельность, а потому работы еще очень много.

Непосредственным поводом для экстренного собрания представителей «ЭкоШинСоюза» стали не только планы по созданию государственного регулятора процессов утилизации, но и опубликованные инициативы Минприроды. Производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против предлагаемых концепцией ведомства изменений в сфере обращения с отходами, в части изношенными шинами, а именно: против введения моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя, против одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объема произведенных и импортируемых шин и против введения экосбора.

Читать еще:  Какой бренд зимних шин лучше

Не секрет, что наше правительство не привыкло обсуждать регуляцию рынка с самими его игроками, а привыкло спускать сверху указания и нормативы. Поэтому данная пресс-конференция выглядела как последняя попытка производителей шин привлечь внимание общественности и указать на бессмысленность большинства предложений Минприроды.

На защиту текущего варианта утилизации встали: Георгий Ротов — генеральный директор Continental Kaluga, Джеффри Гловер — генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ, Дмитрий Молоканов — генеральный директор Michelin в Восточноевропейском регионе и Андрей Пантюхов — генеральный директор Nokian Tyres Россия. Проще говоря, отстоять право самим заниматься утилизацией своей же продукции решились компании, занимающие абсолютное большинство рынка.

Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga, подчеркнул, что задачей ассоциации является стимулирование и развитие комплексной системы сбора и утилизации изношенных шин на территории России. За период с 2017 по 2019 год утилизировано 136 тыс. тонн отработанных шин. По экспертным оценкам, в России ежегодно образуется порядка 800 тыс. тонн изношенных шин, что является одной из причин несанкционированных свалок шин, которые наносят ущерб окружающей среде и увеличивают риск возникновения пожаров.

Производители покрышек отметили, что союз постоянно стимулирует развитие переработчиков как в аспектах сбора и наращивания мощностей, так и в аспекте совершенствования инфраструктуры. С каждым переработчиком фиксируются четырехлетние планы развития. На данный момент в результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано немалое количество несанкционированных свалок.

Спикеры пояснили, что обсуждаемые в Минприроды инициативы по введению моратория могут перечеркнуть реализуемые и запланированные проекты в этой области. По мнению Андрея Пантюхова, генерального директора Nokian Tyres Россия, только последовательная работа бизнеса в рамках текущего законодательства сможет дать результат, а именно: создать и развить полноценную и хорошо работающую отрасль по обращению с отходами.

Джефф Гловер, генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ заявил: «Важно отметить, что ликвидация сформированной системы может негативно сказаться на работе предприятий перерабатывающего сектора, что в итоге приведет не к росту, а к снижению общего объема утилизации шин».

Интересно, что на конференцию «ЭкоШинСоюза» приглашались и представители государственных органов, однако никто из них на дискуссию не пришел. Еще один довольно странный факт — с 2015 года в экологическую организацию не вступил ни один отечественный производитель покрышек

Члены ассоциации «ЭкоШинСоюз» выступают за постепенное повышение норматива утилизации. Дмитрий Молоканов, генеральный директор компании Michelin в Восточноевропейском регионе отметил следующее: «Текущее законодательство в области обращения с изношенными шинами выстроено в русле международных практик, и деятельность „ЭкоШинСоюза“ уже показывает конкретный положительный результат. Единовременное установление 100%-ного норматива по утилизации не приведет к 100%-ной утилизации. Важно наращивать мощности и создавать инфраструктуру».

«Объемы утилизируемых шин растут каждый год. В 2017 году было переработано 30 тыс. тонн, в 2019 году — уже 70 тыс. тонн, и этот показатель продолжает расти. По нашим прогнозам, при сохранении текущей динамики уровень утилизации достигнет 50% к 2024 году, что почти на треть выше целевого показателя для ТКО (36% в 2024 году)», — прокомментировал Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюза».

Кроме того, в ходе конференции члены «ЭкоШинСоюза» ответили на ряд важных вопросов. В частности, почему в союзе нет отечественных производителей «Кама» и Cordiant. По словам представителей объединения, ассоциация открыта всем новым членам, которые пожелают к ней присоединиться. Со многими ведется работа по вступлению.

Отдельно производители отметили, что на данный момент в законодательстве полно белых пятен, касающихся утилизации шин. В частности, нет никакой законной ответственности у шиномонтажей. Союз ведет мотивировочную работу с такими организациями, но приходится работать исключительно убеждениями и апеллировать к социальным аспектам.

Собравшихся гостей интересовал вопрос о том, к каким последствиям приведет принятие новых нормативов Минпроироды и как на это реагируют другие ведомства в правительстве. По словам руководителей компаний, от целого ряда других министерств уже поступили негативные отзывы на проект. Так что в союзе все еще надеются, что новые нормативы не примут. Однако Минприроды стоит на своем и активно использует государственные способы трансляции своего мнения с целью давления на общественность.

По словам генерального директора, Nokian Tyres Россия, затраты финской компании на утилизацию с принятием новых нормативов увеличатся в восемь раз. Другие компании называли конкретные цифры: 200 млн рублей в год дополнительно.

Представители компаний раскритиковали подход государства к утилизации шин. По их словам, есть опыт других стран, где переработка также диктуется правительством. Однако до момента создания системы иностранным бизнесом российские власти проблемой утилизации шин интересовались только в рамках законопроектов. А как только профильная иностранная НКО развернула активную деятельность, начались проблемы.

В такой системе положительные стимулы действуют гораздо сильнее, чем государственные наказания. Представители компаний не против регулирования и законов, но они верят в то, что регулирование должно быть сбалансированным, а то, что предлагается российским правительством сегодня, таковым не является.

Читать еще:  Какой размер шин у лифан солано

«ЭкоШинСоюз» напомнил, что на конференцию были приглашены представители Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития, но от них пришли отрицательные ответы. Сторонники реформы из этих ведомств часто утверждают, что ничего не делается, что утилизации нет. Но эти утверждения ничем не обоснованы. Это просто утверждение, что ничего не делается и поэтому надо все менять. К сожалению, у этих людей больше медиаресурсов, чем у союза, и общественность читает про это на первых полосах ведущих газет.

Сколько стоит и способы утилизации резины

Автомобильные шины широко распространены в промышленности, повседневной жизни человека. Авторезина – материал высокого класса опасности, поэтому требует немедленной и правильной утилизации. Однако после использования покрышки часто складируются — так создаются обширные свалки. Это негативно отражается на местной экологической обстановке, ведь резина:

  • Не подвержена процессам разложения – материал разлагается за 100-120 лет.
  • Огнеопасна — автомобильные шины могут загореться от воздействия солнечных лучей, химических веществ, неправильного обращения с огнем вблизи свалки.
  • Черный дым, выделяемый при сгорании, очень токсичен и наносит вред атмосфере, снижает качество воздуха.
  • Свалки автомобильных шин – благоприятная среда для жизни паразитов, грызунов.
  • Большую часть разновидностей резины производят с использованием невозобновляемых ресурсов.
  • В ступает в реакции с влагой, образуя ядовитые соединения.

Склад автомобильной резины, подготовленной к переработке

Утилизация резины и налаживание механизма переработки важны для сохранения экологического здоровья региона. Вторичное сырье — ценный материал, множество заводов принимают использованные покрышки, из которых производятся:

  • Грязезащитные коврики для автомобилей с рифленым покрытием.
  • Бесшовные, рулонные резиновые покрытия, напольная плитка.
  • Мастики.
  • Игрушки, покрытия для детских площадок.
  • Железнодорожные плиты.
  • Активные модификаторы из резины, которые добавляют в асфальт для улучшения дорожного покрытия, сцепления с дорогой.

Сбор шин осуществляют разными способами: покрышки принимают в пунктах, организуют перевозку на завод. Также компаниями иногда устанавливаются специальные контейнеры для сбора б/у авторезины.

Сколько стоит утилизация резины?

Стоимость утилизации шин зависит от типа: шипованные или нет, легковые или грузовые. В данной таблице представлены средние цены принятия на переработку резины для стандартных размеров диска без учета транспортных затрат в Москве.

Размер диска R13 R14 R15 R16 R17 R18 R19
Легковые 50 руб 50 руб 70-80 руб 70-80 руб 70-80 руб 70-80 руб 100 руб
Шипованные 70-75 руб 70-75 руб 100 руб 100 руб 100 руб 100 руб 150 руб

Цена утилизации покрышек грузовых машин также зависит от размера диска и не превышает 250-350 рублей.

Размер диска R17,5-19 R20-22,5
Грузовые 200-250 руб 300-350 руб

Следует учитывать также стоимость перевозки груза от пункта приема до завода.

Почему переработка шипованной резины дороже?

Специализированная зимняя резина — шина, предназначенная для лучшего сцепления с дорогой в зимний сезон. Шипованные покрышки имеют рельефную поверхность, что обеспечивает хорошую управляемость, но препятствует переработке.

Из таблицы выше следует, что шипованные шины в среднем стоят на 40% дороже, чем летние. Это связано со сложностью технологии переработки зимней резины, поэтому на заводах часто используют ручной труд.

Куда сдать резину на утилизацию?

Владельцы автомобилей, сталкиваясь с проблемой утилизации резины, полагают, что единственный выход – отправить шины на свалку. Однако во многих городах России открыты пункты приема резиновых изделий. Утилизация старых покрышек проводится согласно ФЗ №89 “Об отходах производства и потребления”. Утилизация резины осуществляется как за счет владельца автомобиля, так и за счет завода.

Бесплатный прием

Некоторые компании, нуждающиеся в сырье, принимают резиновые изделия бесплатно. Иногда организаторы пунктов приема выделяют автовладельцам денежное поощрение, покрывают расходы на транспортировку. В Москве действуют несколько пунктов, где бесплатно принимается любое количество использованных покрышек.

Однако производитель иногда налагает ограничения на качество, вид или размер шин. К тому же, компании, принимающие покрышки за плату, при определенном количестве (50-100 штук) покрышек также принимают их бесплатно.

За деньги

За утилизацию резины зачастую взимают плату. Деньги идут на транспортировку, хранение и переработку покрышек. В Москве, округах и московской агломерации действует множество пунктов приема старых покрышек, которые официально проводят сбор и переработку автомобильных и грузовых шин.

Цена приема старых покрышек в летний сезон колеблется в пределах 50-100 рублей – за летнюю, 150-250 рублей – за зимнюю резину.

Способы утилизации резины

Среди основных способов переработки использованной авторезины выделяют:

  • Сжигание в печах — способ, который был распространен в прошлом из-за эффективности и доступности, но сейчас запрещен из-за экологического риска: при сгорании тонны авторезины в атмосферу попадает около 750 кг токсичных веществ.
  • Химическое воздействие на авторезину — еще один недорогой способ утилизации, от которого отказываются в пользу более ресурсо- и природосберегающих методов.
  • Механическая переработка сейчас является основным способом переработки резины. Он не наносит вреда природе и позволяет производить вторичное сырье, которое используют для различных целей. Используя данную технологию, резину измельчают, превращают в крошку и возвращают в оборот.

К аждый автолюбитель должен помнить о необходимости утилизации б/у покрышек. Это следует выполнять регулярно, ведь от этого зависит экологическое состояние региона и здоровье людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector