Meloci.ru

Как учесть автомобильные шины

Как учесть автомобильные шины

Бухгалтерский учет автомобильных шин: три важных правила учета, которые надо соблюдать бухгалтеру

Определяя порядок бухгалтерского учета автомобильных шин, необходимо выбрать субсчета, открываемые к счету 10 «Материалы». Это могут быть субсчета «Запасные части» или «Прочие материалы». В ряде случаев стоимость шин включается в первоначальную стоимость транспортного средства. Бухгалтеру необходимо учитывать и особенности эксплуатации шин: замену изношенных шин, сезонную замену шин и др.

Автор рассматривает указанные моменты, поясняя их на примерах.

ШИНЫ – ЭТО НЕ ЗАПЧАСТИ, НО УЧИТЫВАЮТСЯ НА СУБСЧЕТЕ «ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ»

В бухгалтерском учете шины |*|, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе, входят в комплектацию транспортного средства при его приобретении. Они включаются в первоначальную стоимость основного средства, и в бухгалтерском учете стоимость таких шин отдельно не отражается (п. 16 Инструкции № 50; п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Важно! В составе запасов на счете 10 «Материалы» (субсчет 6 «Прочие материалы») транспортные организации учитывают отработанные масла, тормозную жидкость, свинцовые аккумуляторы, отработанный аккумуляторный электролит и т.п., материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, а являются отходами производства. Изношенные шины и утильную резину также рекомендуется учитывать в составе прочих материалов. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

ТРИ ВАЖНЫХ ПРАВИЛА УЧЕТА ШИН, КОТОРЫЕ НАДО СОБЛЮДАТЬ БУХГАЛТЕРУ

1. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)).

2. Автошины, выделенные службе технической помощи на линии, вулканизационным и ремонтным участкам, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (под отчетом). Учет ведется по видам, размерам и месту нахождения.

3. Бухгалтерский учет шин ведется раздельно по наименованиям, номенклатурным номерам, местам хранения и материально ответственным лицам.

Как реализовать требования названных правил, рассмотрим ниже.

В целях раздельного учета шин, находящихся в запасе, в обороте службы технической эксплуатации, в отведенных местах их хранения, особенно в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, к субсчету 10-5 «Запасные части» целесообразно предусмотреть субсчета второго и третьего порядка, что должно быть закреплено в учетной политике организации.

Например, субсчета первого порядка:

10-5-1 «Запасные части»;

10-5-3 «Автомобильные шины»;

10-5-4 «Запасные части и детали с остаточным ресурсом».

Субсчета второго порядка:

10-5-3-1 «Автомобильные шины новые (в запасе)»;

10-5-3-2 «Автомобильные шины, переданные в эксплуатацию»;

10-5-3-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению»;

10-5-3-4 «Автомобильные шины восстановленные»;

10-5-3-5 «Шины для сезонной замены (летние/зимние)».

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Пример 1. Организация приобретает новые шины

ООО «Авто» перечислило денежные средства ОАО «Белшина» в размере 1 008,82 руб. за 2 автомобильные шины, в т.ч. НДС по ставке 20 % – 168,14 руб. Услуги собственного автотранспорта по доставке шин – 30 руб.

Приобретение шин отражается в учете следующими записями (табл. 1):

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Замена изношенных шин

Вследствие естественного износа протектора за время эксплуатации шин, старения резины по мере увеличения их выработки производится замена изношенных шин новыми |*|. Такую операцию следует рассматривать как проведение текущего ремонта автомобиля. Фактические затраты на поддержание в рабочем состоянии транспортных средств включаются в себестоимость выполненных транспортных работ (услуг), т.е. относятся к затратам по текущей деятельности организации в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от того, выполняются работы силами организации или на станции технического обслуживания (СТО).

При замене шин силами организации все расходы, которые она несет (стоимость установленных шин, заработная плата рабочих с отчислениями в ФСЗН и Белгосстрах и т.д.), включаются в затраты в месяце, в котором произведена замена, на основании первичного учетного документа, составленного в организации.

При замене с привлечением подрядчика (СТО) расходы организации (стоимость выполненных подрядчиком работ и стоимость переданных ему для установки шин) включаются в затраты на производство (расходы на реализацию) на основании документов, предъявленных подрядчиком. НДС подрядной организации принимается к вычету на основании полученного и подписанного организацией ЭСЧФ.

В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующими записями (см. табл. 2):

Сезонная замена шин

Порядок бухгалтерского учета шин при их сезонной замене законодательно не установлен. В связи с этим организация вправе определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике.

Вариант 1

Шины, снятые с автомобиля при их сезонной замене, могут быть оприходованы на склад по стоимости недопробега, рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Пример 2. Расчет стоимости недопробега шин при сезонной замене

ОАО «АВТО» установила на автомобиль новый комплект зимних шин при их сезонной замене. Стоимость каждой шины – 160 руб. Эксплуатационная норма пробега шины составляет 56 000 км. К моменту их замены весной на летние шины пробег зимних шин составил 8 000 км.

Стоимость недопробега каждой зимней шины на момент сезонной замены – 137,14 руб. (160 / 56 000 × (56 000 – 8 000)).

Пробег летних шин за сезон составил 14 000 км при эксплуатационной норме 56 000 км. Стоимость летней резины – 120 руб.

Стоимость недопробега каждой летней шины на момент сезонной замены 90,00 руб. (120 / 56 000 × (56 000 – 14 000)).

Сезонная замена шин отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (см. табл. 3):

Вариант 2

Шины, изначально учтенные в составе запасов, списывают со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки, и в дальнейшем их стоимость не корректируют при смене сезона исходя из фактического времени эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Снятые с автомобиля шины при сезонной замене отражаются в складском учете только в количественном выражении без стоимостной оценки и без внутренних записей по субсчетам счета 10. Факт замены шины будет фиксироваться в карточке учета работы автомобильной шины |*| с указанием даты и причины снятия шины с автомобиля.

Важно! Затраты, связанные с сезонной заменой шин, следует относить к затратам на поддержание основных средств в рабочем состоянии и приведением объекта в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов. Они признаются расходами в том отчетном периоде, в котором были произведены, вне зависимости от способа выполнения работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).

Бухгалтерский учет шиномонтаж

Учет автомобильных шин – Актуальная бухгалтерия

Автомобильные шины могут учитываться разными способами. При первоначальном приобретении авто стоимость шин учитывается в его первоначальной стоимости.

Если шины приобретаются отдельно (для замены), их учитывают в составе материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части».

Одна из проблем, которая встает перед бухгалтером, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины.

Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена покрышек учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Читать еще:  Какие размеры шин подходят на шевроле лачетти

Выделить цену шин из стоимости автомобиля и учитывать их как отдельный инвентарный объект нельзя. Машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, в результате такого разделения основным средством она являться не будет. Хотя подобный порядок учета более выгоден компании.

Он мог бы позволить включать стоимость шин в расходы единовременно без начисления по ним амортизации (при условии, что стоимость этого имущества не превышает 40 000 руб.).

Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно — для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях.

В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте. При этом в инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Большинство вопросов возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля, в том числе и для сезонной замены.

Нужно отметить, что вариантов учета в данной ситуации немало. Остановимся лишь на некоторых возможных.

При этом каждая организация самостоятельно выбирает наиболее приемлемый для себя, утверждая его в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.

Чтобы разобраться с особенностями учета, обратимся сначала к специальному документу — отраслевой инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте.

В пункте 42 этого документа сказано, что в состав материальных расходов входит стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, а также автомобильных шин.

Что касается расходов на восстановление износа и ремонт шин, то они включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Об этом сказано в пункте 43 Инструкции.

Согласно общим правилам бухгалтерского учета МПЗ по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат. Поэтому стоимость шин и расходы на их замену должны списываться единовременно, в момент их первой установки на автомобиль.

Возможно, что неизношенные шины вернутся обратно на склад. Тогда их приходуют на счет 10 в корреспонденции с теми расходными счетами, на которые они ранее были списаны. Такой подход основан на норме пункта 112 Методических указаний по учету материалов.

В ней сказано, что возврат на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. При этом сданные материалы приходуются с одновременным списанием с подотчета подразделения организации.

Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

ПРИМЕР
Компания в зимнем сезоне приобрела для автомобиля Volkswagen комплект зимней резины стоимостью 25 000 руб. (в том числе НДС — 3814 руб.). В связи со сменой сезона в этом же месяце шины установили на автомобиль.

В соответствии с нормами, утвержденными учетной политикой фирмы, для данного автомобиля зимние шины зарубежного производства с типоразмером 18/165 R14 списываются после пробега 55 000 км.

После окончания зимнего сезона комплект зимней резины с пробегом 28 000 км сменили на летнюю.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3814 руб. — отражен «входной» НДС по приобретенным шинам;

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 60
– 21 186 руб. (25 000 – 3814) — оприходованы зимние шины;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 3814 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10-5
– 21 186 руб. — списана стоимость шин при установке на автомобиль.

Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит:

28 000 км : 55 000 км × 21 186 руб. = 10 786 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит:

21 186 – 10 786 = 10 400 руб.

Оприходование возвращенных шин отражают записью:

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 20 (26, 44)
– 10 400 руб. — отражен возврат зимних шин на склад (с учетом износа).

Рассмотрим противоположный подход. Компания отражает шины, купленные и установленные на автомобиль, на разных субсчетах счета 10 «Материалы». Например, 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе», 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Приобретенный комплект резины учитывается по счету 10-5-1. Затем при установке на автомобиль он списывается на счет 10-5-2. Стоимость шин списывают только после того, как они полностью выработают норму пробега и придут в негодность.

Однако такой подход является спорным. Ведь, по сути, стоимость эксплуатируемых сегодня шин может увеличить себестоимость перевозок в будущем. Причем не факт, что шина не выйдет из строя еще до того, как выработает свою норму пробега.

Еще одним вариантом является списание затрат на приобретение шин равномерно, в течение всего периода их эксплуатации, с учетом фактического пробега за отчетный период.

ПРИМЕРВернемся к условиям предыдущего примера. Фактический пробег зимней резины составил 3000 км.

В бухгалтерской справке произведен расчет суммы затрат, связанных с износом шин:21 186 руб. : 55 000 км × 3000 км = 1156 руб., где:- 21 186 руб.

— стоимость шин;- 55 000 км — норматив пробега шин;

– 3000 км — фактический пробег машины.

Таким образом, установка зимних шин будет отражена в бухгалтерском учете проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации» КРЕДИТ 10 «Автомобильные шины в запасе»
– 21 186 руб. — установлены зимние шины.

Каждый месяц до окончания зимнего сезона на основании фактических данных о пробеге в учете будет делаться запись:

ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»
– 1156 руб. — списаны затраты, связанные с износом шин.

При возврате покрышек на склад их приходуют исходя из оставшейся стоимости с учетом списанных затрат.

Готовимся к сезонной «переобувке» авто

Не за горами первые морозы. Значит, самое время готовить автопарк компании к зимнему сезону и менять летнюю резину на зимнюю. Поговорим о том, как учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы на покупку шин, а также затраты, связанные с их эксплуатацией.

Купили машину плюс комплект резины

Как правило, в базовую комплектацию машин входит летняя резина. Поэтому многие предпочитают одновременно с авто приобрести комплект зимней резины. У бухгалтеров возникает вопрос: как в этом случае учесть дополнительный комплект шин — в первоначальной стоимости автомобиля или отдельно? Давайте разбираться.

Без сомнения, шины, которые входят в базовую комплектацию машины, являются ее неотъемлемой частью и их стоимость уже учтена в цене авто. Они не признаются самостоятельным инвентарным объектом. Ведь под инвентарным объектом основных средств понимается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 10 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Читать еще:  Горит низкое давление в шинах почему

Ни под одну перечисленную категорию покрышки не подпадают. Следовательно, стоимость шин, изначально установленных на автомобиль, априори включается в его первоначальную стоимость. Аналогичный порядок прописан и в Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

А как быть с комплектом резины, купленным компанией дополнительно? На наш взгляд, включать его в первоначальную стоимость авто нет оснований, даже если стоимость машины и дополнительного комплекта резины указана в одном первичном документе (например, в одной товарной накладной, но по разным позициям отражена стоимость авто и шин). Объясним почему.

Один из критериев признания объекта основным средством — его предназначение для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организации (п. 4 ПБУ 6/01). Понятно, что самостоятельно шины не могут участвовать в деятельности организации. Поэтому они включаются в состав материально-производственных запасов и их стоимость в бухгалтерском учете отражается на субсчете 5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы». Как только шины переданы в эксплуатацию, их стоимость списывается на расходы (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

После того как шины списаны в производство, необходимо организовать их количественный учет. Ведь они по-прежнему считаются собственностью компании и должны быть отражены в учете до того, как придут в негодность.

Обратите внимание: некоторые бухгалтеры при сезонной замене автошин восстанавливают в бухгалтерском учете часть стоимости возвращенных на склад покрышек исходя из срока их сезонной эксплуатации. Тем не менее, на наш взгляд, действующее законодательство по бухучету не содержит требований к восстановлению ранее списанных материально-производственных запасов. Ведь они принимаются к учету по фактической себестоимости. В отношении МПЗ, приобретенных за плату, фактической себестоимостью признается сумма затрат на приобретение актива за минусом НДС (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Поэтому у компании нет обязанности снова принимать на баланс сезонные шины по восстановительной стоимости. Кроме того, шины не являются ни возвратными отходами, ни оставшимися неизрасходованными материалами, в отношении которых установлено требование о принятии к учету (п. 111 и 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Таким образом, бухгалтеру не нужно каждый сезон восстанавливать шины в учете и тем самым в разы усложнять ведение бухгалтерского учета.

Считаем, что для учета передачи и возврата сезонных шин логичнее использовать забалансовые счета, в частности счет 012 «Автопокрышки на складе». В этом случае шины можно учитывать по условной оценке. Помимо этого в карточках учета автомобильных шин можно записывать, когда и кому выданы шины и когда возвращены на склад.

В налоговом учете оснований для увеличения первоначальной стоимости автомобиля на приобретенный дополнительно комплект резины нет, даже если машина и комплект шин значатся в одном первичном документе. Ведь для целей налогового учета под основными средствами понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. (п 1 ст. 257 НК РФ). Как мы уже выяснили, покрышки отдельно от автомобиля не используются в производстве, к тому же их стоимость за штуку вряд ли превысит 40 000 руб.

Дополнительный комплект сезонной резины можно списать в материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 253 и подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или учесть как прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку Налоговый кодекс содержит несколько вариантов учета, компания должна выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Так же как в бухгалтерском учете, при расчете налога на прибыль организация не должна уменьшать материальные расходы на стоимость возвращенных шин. Налоговый кодекс не содержит таких требований (п. 6 ст. 254).

Важный момент: изложенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета применяется и в том случае, когда автомобиль и шины приобретены с временным люфтом.

Покрышки в подарок

Нередко автосалоны в ходе рекламной акции дарят покупателям автомобилей дополнительный комплект шин. В этом случае подарочный комплект покрышек с позиции налогообложения прибыли будет рассматриваться как безвозмездно полученное имущество. А оно включается в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам ст. 40 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Доход возникает на дату получения шин (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По мнению Минфина России, при списании безвозмездно полученных МПЗ их стоимость не включается в состав расходов. Аргумент — в материальных расходах учитываются затраты на приобретение имущества. При получении же имущества в подарок организация никаких затрат не несет (письмо от 05.12.2008 № 03-03-06/1/674).

В бухучете полученные безвозмездно шины учитываются на счете 10-5 по рыночной стоимости в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (п. 9 ПБУ 5/01 и Инструкция по применению Плана счетов). Кроме того, компания должна отразить и прочий доход, который появится одновременно с признанием в бухгалтерском учете расходов по передаче шин в эксплуатацию (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

В связи с тем что в бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученного комплекта авторезины относится к расходам, а в налоговом — нет, возникают постоянные разницы (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Не исключена и ситуация, когда бухгалтер еще раз должен будет использовать ПБУ 18/02. Если, например, организация получила в подарок летом зимнюю резину, то в бухучете доход возникнет только в конце осени, когда летние шины будут заменены на зимние. Но в налоговом учете внереализационный доход будет отражен летом. Следовательно, летом в бухучете появится отложенный налоговый актив, который будет погашен в момент передачи шин в эксплуатацию (п. 11, 14 и 17 ПБУ 18/02).

Ничто не вечно под луной

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о сроке полезного использования авторезины. Этот вопрос важен, поскольку напрямую связан с возможными претензиями налоговиков при проверке. Судите сами: организация, которая не установит срок полезного использования шин и не будет контролировать использование резины, находящейся в эксплуатации, не сможет подтвердить обоснованность выбытия пришедших в негодность шин и необходимость покупки нового комплекта. Налоговики могут посчитать, что компания необоснованно приобрела еще один комплект авторезины и неправомерно увеличила материальные расходы.

Чтобы не возникло проблем с проверяющими, советуем завести специальный документ и наглядно отражать в нем техническое состояние авторезины. Унифицированной формы такого документа сегодня нет. Компания должна разработать его самостоятельно с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В документе указываются техническое состояние шины при поступлении на склад, дефекты и пробег, а также причина выбытия, подтвержденная специально созданной комиссией.

Обратите внимание: до 1 января 2007 г. действовали временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Несмотря на то что этот документ утратил силу, по мнению Минтранса России, компании должны им руководствоваться до тех пор, пока не будет утвержден новый регламент (письмо от 07.12.2006 № 0132-05/394). По нашему мнению, установить срок эксплуатации шин можно приказом по организации. При этом никто не мешает руководствоваться названным выше порядком.

Организация, осуществляющая работы по замене шин не самостоятельно, а с помощью специализированной организации, стоимость таких работ может без проблем учесть при расчете налога на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конечно, при условии, что у компании имеются все подтверждающие документы и отсутствуют возможности по замене шин собственными силами.

Читать еще:  Какие зимние шины ставить на киа рио размер

На практике возникает еще один расход, связанный с содержанием авторезины. У многих организаций нет площадей для хранения временно не используемых шин. Но эту проблему решают специализированные организации, предоставляющие услуги по хранению шин. На наш взгляд, такой расход также можно учесть при расчете налога на прибыль на основании той же нормы — подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Бухгалтерский учет шиномонтаж

Учет автомобильных шин – Актуальная бухгалтерия

Автомобильные шины могут учитываться разными способами. При первоначальном приобретении авто стоимость шин учитывается в его первоначальной стоимости.

Если шины приобретаются отдельно (для замены), их учитывают в составе материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части».

Одна из проблем, которая встает перед бухгалтером, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины.

Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена покрышек учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Выделить цену шин из стоимости автомобиля и учитывать их как отдельный инвентарный объект нельзя. Машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, в результате такого разделения основным средством она являться не будет. Хотя подобный порядок учета более выгоден компании.

Он мог бы позволить включать стоимость шин в расходы единовременно без начисления по ним амортизации (при условии, что стоимость этого имущества не превышает 40 000 руб.).

Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно — для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях.

В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте. При этом в инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Большинство вопросов возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля, в том числе и для сезонной замены.

Нужно отметить, что вариантов учета в данной ситуации немало. Остановимся лишь на некоторых возможных.

При этом каждая организация самостоятельно выбирает наиболее приемлемый для себя, утверждая его в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.

Чтобы разобраться с особенностями учета, обратимся сначала к специальному документу — отраслевой инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте.

В пункте 42 этого документа сказано, что в состав материальных расходов входит стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, а также автомобильных шин.

Что касается расходов на восстановление износа и ремонт шин, то они включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Об этом сказано в пункте 43 Инструкции.

Согласно общим правилам бухгалтерского учета МПЗ по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат. Поэтому стоимость шин и расходы на их замену должны списываться единовременно, в момент их первой установки на автомобиль.

Возможно, что неизношенные шины вернутся обратно на склад. Тогда их приходуют на счет 10 в корреспонденции с теми расходными счетами, на которые они ранее были списаны. Такой подход основан на норме пункта 112 Методических указаний по учету материалов.

В ней сказано, что возврат на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. При этом сданные материалы приходуются с одновременным списанием с подотчета подразделения организации.

Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

ПРИМЕР
Компания в зимнем сезоне приобрела для автомобиля Volkswagen комплект зимней резины стоимостью 25 000 руб. (в том числе НДС — 3814 руб.). В связи со сменой сезона в этом же месяце шины установили на автомобиль.

В соответствии с нормами, утвержденными учетной политикой фирмы, для данного автомобиля зимние шины зарубежного производства с типоразмером 18/165 R14 списываются после пробега 55 000 км.

После окончания зимнего сезона комплект зимней резины с пробегом 28 000 км сменили на летнюю.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3814 руб. — отражен «входной» НДС по приобретенным шинам;

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 60
– 21 186 руб. (25 000 – 3814) — оприходованы зимние шины;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 3814 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10-5
– 21 186 руб. — списана стоимость шин при установке на автомобиль.

Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит:

28 000 км : 55 000 км × 21 186 руб. = 10 786 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит:

21 186 – 10 786 = 10 400 руб.

Оприходование возвращенных шин отражают записью:

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 20 (26, 44)
– 10 400 руб. — отражен возврат зимних шин на склад (с учетом износа).

Рассмотрим противоположный подход. Компания отражает шины, купленные и установленные на автомобиль, на разных субсчетах счета 10 «Материалы». Например, 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе», 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Приобретенный комплект резины учитывается по счету 10-5-1. Затем при установке на автомобиль он списывается на счет 10-5-2. Стоимость шин списывают только после того, как они полностью выработают норму пробега и придут в негодность.

Однако такой подход является спорным. Ведь, по сути, стоимость эксплуатируемых сегодня шин может увеличить себестоимость перевозок в будущем. Причем не факт, что шина не выйдет из строя еще до того, как выработает свою норму пробега.

Еще одним вариантом является списание затрат на приобретение шин равномерно, в течение всего периода их эксплуатации, с учетом фактического пробега за отчетный период.

ПРИМЕРВернемся к условиям предыдущего примера. Фактический пробег зимней резины составил 3000 км.

В бухгалтерской справке произведен расчет суммы затрат, связанных с износом шин:21 186 руб. : 55 000 км × 3000 км = 1156 руб., где:- 21 186 руб.

— стоимость шин;- 55 000 км — норматив пробега шин;

– 3000 км — фактический пробег машины.

Таким образом, установка зимних шин будет отражена в бухгалтерском учете проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации» КРЕДИТ 10 «Автомобильные шины в запасе»
– 21 186 руб. — установлены зимние шины.

Каждый месяц до окончания зимнего сезона на основании фактических данных о пробеге в учете будет делаться запись:

ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»
– 1156 руб. — списаны затраты, связанные с износом шин.

При возврате покрышек на склад их приходуют исходя из оставшейся стоимости с учетом списанных затрат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector