Meloci.ru

Как тормозят протяжно шины

Блокируются колеса при торможении — учитесь тормозить двигателем!

Решил написать полезную заметку начинающим нивоводам, да и вообще начинающим водителям. Много езжу с друзьями, у которых стаж 2-3 года и зимой они делают одну и ту же ошибку — при спуске с ледяной горки тормозят тормозными колодками, в результате колеса моментально блокируются и машину тащит вниз. Седеют в такие моменты все — и водитель и пассажир. Тут, конечно, много зависит от резины — если она шипованная, то она еще более менее цепляется за лед, а вот фрикционка — в разы хуже.

Сам я езжу круглогодично на грязевой всесезонке Ханкук Динапро АТМ, она достаточно мягкая и чтобы колеса заблокировались при торможении, нужен только конкретный гладкий лед. Во всех других случаях она держит достаточно неплохо зимнюю дорогу. Но если горка наклоном более 15 градусов, я тормоза даже не трогаю, спускаюсь медленно и торможу двигателем. Спускаюсь когда на 2 передаче, а когда даже на 1 пониженной (если уж очень крутая гора).

Итак, разберем примеры, если еще кто не понял, как опасно по льду тормозить педалью тормоза. Вы едете по ледяной дороге, начинаете подтормаживать, чтобы снизить скорость и в какой-то момент колеса блокируются и машина просто катится на них, как на санках. В таких случаях выручает сброс газа и постоянное кратковременное нажатие на тормоз. На крутых машинах за вас это делает АБС (антиблокировочная система, которая выталкивает педаль тормоза назад).

Что значит — колеса заблокировались?

Это когда колесо не может уже тормозить протектором (быстрая скорость, лед, глина) и колеса останавливаются (не крутятся), а машина катится на них, как на лыжах.

Расскажу один случай. Есть у нас в городе крутая горка (градусов 40 точно). И когда она заледенела после оттепели, стала очень опасной. Заехать туда удается не всем, а спуститься без происшествий еще труднее. Мне повезло попасть на такие «соревнования» по штурму и спуску с ледяной крутой горки. Из 5 машин не заехал никто, кроме меня. Хотя у всех были шипованные шины, но только передний привод. Наверху стояло 3 машины и когда они начали спускаться, началось шоу. Водитель жмет на тормоз и машину сразу тащит вниз, хорошо что внизу никого не было. Гладкий лед, крутой наклон делают свое дело — колеса даже шипованные блокируются при малейшем нажатии на педаль.

Я включаю пониженную (чтобы машина имела минимальную скорость), подъезжаю к горке (заметьте, у меня вообще по сути летняя резина), машина начинает медленно катиться вниз и я полностью отпускаю педаль газа и тормоза. Вообще отпускаю все педали. Машина катится вниз о-о-очень медленно, тормозит двигателем. Движок просто не дает машине под действием силы тяжести быстро катиться вниз, он гасит скорость движения вниз. Если бы я попробовал нажать на тормоз, то колеса моментально бы заблокировались и машину бы потащило вниз со страшной скоростью. Плюс у меня была включена пониженная передача, что еще сильнее замедлило спуск. В этом плюс Нивы Шевроле перед другими машинами — есть понижайка (часто пользуюсь зимой при парковке и при спуске с крутых горок), есть блокировка на «серьезные случаи», тоже порой приходится пользоваться.

Поэтому, народ, никогда зимой с горки не спускайтесь на нейтрали, гася скорость тормозами. Используйте двигатель, он может не только развивать скорость, но еще и гасить её. Еще один пример — едем по городу, затяжная горка вниз, ледок. Еду на третьей и горка становится еще круче. Подтормаживаю — колеса блокируются. Что делать? Внизу ЖД переезд с ямами вокруг рельсов, не лететь же на ямы на 3-ей скорости. Выжимаю сцепление, включаю 2 передачу, медленно отпускаю сцепуху, двигатель недовольно урчит, но скорость замедляет, газ полностью убираю. Но и для второй передачи без газа скорость высокая. Сцепление — включаю 1-ую-медленно отпускаю сцепление — двигатель тормозит еще сильнее без всякого намека на то, что сейчас потащит по льду. Колеса же не блокируются )) Торможу двигателем.

Так что если вы ни разу не пробовали сбрасывать скорость двигателем — обязательно попробуйте. Это касается не только зимы, но и крутых горок. Пример — крутая горка, глина, прошел дождь. Медленно спускаемся на тормозах и нас потащило. Хорошо, что смогли остановится. Включаем 1 передачу и катимся вниз на ней вообще без газа. Аккуратно спустились по размокшей глине и никуда больше не таскало. Еще один вариант, когда тормозить двигателем просто обязательно!

Помню рассказывал мне один нивовод, как он начинал осваивать Ниву. Шины были Кама Флейм, ездил зимой и таскало регулярно, пока не научился тормозить движком. А как научился, сказал — это реально мощный инструмент, зимой говорит тормозами пользуюсь по-минимуму. Всегда торможу заранее движком. И это правильно, учитывая, что резина стоит всесезонная. На всесезонке резко ударить зимой по тормозам — значит улететь с заблокированными колесами.

Деформация шин

Деформация – это изменение размеров или формы твердого тела под действием внешних сил. Применимо к шинам можно выделить два типа деформаций:

  • Функциональная деформация;
  • Критическая деформация.

Деформация функциональная входит в круг обязанностей, которые должна выполнять современная шина. А именно – деформироваться, снижая вибрационное и шумовое воздействие на автомобиль и водителя, которое возникает при качении шины по поверхности дороги. Гибкость структуры шины, а также правильное давление внутри позволяют шине без проблем выполнять данную функцию, совершая при этом огромное количество деформаций на единицу времени без негативных последствий.

Читать еще:  Как определить какой датчик давления шин не работает

Критическая деформация как раз и характеризуется тем, что следствием ее может являться полное или частичное разрушение шины, исключающее ее дальнейшее использование. К критическим деформациям можно отнести:

– возникающую при длительном стоянии автомобиля;

– являющуюся следствием езды с давлением ниже рекомендованного;

– шоковую с разрушением боковины.

Деформация шины, возникающая при неправильном хранении

Повреждения, которые получает шина при нарушении правил хранения шин, являются довольно распространенными эксплуатационными повреждениями, которые не являются следствием выполнения шиной своих функций. Среди данного типа критических деформаций встречаются следующие повреждения шины:

излом бортового кольца, возникающий при длительном хранении шин «елочкой». К сожалению, хранение подобным способом являются очень распространенной практикой, хотя шинные производители рекомендуют использовать его только ограниченное время, необходимое для перевозки шин. Излом бортового кольца является неремонтопригодным дефектом, и устанавливать такие шины на диски не рекомендуется.

Как избежать:

Необходимо внимательно осматривать новые шины при получении: бортовые кольца шины должны иметь строгую круглую форму без минимального излома. Кроме этого, при длительном хранении рекомендуется ставить шины на протектор, в вертикальном положении, используя специальные стеллажи, не повреждающие шины.

искривление шины при хранении в стопках. Подобный способ хранения по-прежнему часто встречается, и он также особо опасен для тех шин, что оказались внизу стопки. И чем выше данная конструкция, тем сильнее страдает нижние шины. Подобное хранение может привести к внутреннему искривлению шины, что, в свою очередь, может стать причиной увода шины в сторону, а также к нерегулируемому дисбалансу или вибрации.

Как избежать:

Покупать шины в профессиональных шинных центрах и избегать тех магазинов, где в торговом зале находится огромное количество стопок шин (более четырех шин высотой). Так как внутреннее искривление шины нельзя увидеть при визуальном осмотре, и только балансировочный станок поможет выявить первые признаки проблем с шиной. При хранении шин собственником необходимо также избегать хранения стопкой, пусть даже количество шин ограничено четырьмя.

Деформация шины, возникающая при длительном стоянии автомобиля

Мало кто знает о том, что шины могут повредиться и от долгого пребывания в вертикальном положении, с воздухом внутри. Как правило, это возможно при стоянке автомобиля на одном месте. Подобное положение деформирует шину, лишая ее идеально круглой формы. При езде на такой шине могут появиться вибрации, шум. Возможно и неремонтопригодное повреждение внутренней структуры шины, особенно у шин, бывших до этого долгое время в эксплуатации.

Как избежать:

В технических документах рекомендуется ограничить срок подобного длительного пребывания до двух суток для автомобилей с полной загрузкой и до десяти суток для ненагруженных транспортных средств. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует снижать нагрузку на шины с помощью подставок или передвижения автомобиля.

Деформация шины вследствие езды на низком давлении

Одной из самых распространенных форм критической деформации является необратимое изменение шины, которое происходит из-за эксплуатации шины с низким внутренним давлением. Из-за этой недостаточности обычные рабочие деформации становятся излишними, и стенки шины, не рассчитанные на чрезмерное изгибание, начинают нагреваться сверх меры. Таким образом начинается разрушение самой шины. Вначале разрушается герметизирующий слой: он начинает бугриться на внутренней поверхности стыка боковины и беговой дорожки, затем идет его отслоение, образуется резиновый намол. Затем боковина, оголенная до нитей каркаса, начинает трескаться, и воздух покидает шину. Дальнейшая езда на такой шине может привести к полному отделению боковины от протектора.

Как избежать:

Следить за давлением. Кроме проверки, нужно регулярно менять вентили, своевременно и качественно ремонтировать шины, не допускать езды на шинах с повреждениями. Так как все это может привести к медленной потере давления и к появлению критической деформации шины.

Деформация шины при шоковой ударной нагрузке

При попадании шины в яму, наезде на посторонний предмет на дороге может возникнуть деформация шины, которая может единовременно уничтожить изделие. Если это происходит на высокой скорости, а края ямы или предмета достаточно твердые и острые, то шансы на мгновенное разрушение шины существенно возрастают. В такой ситуации происходит защемление боковины шины между диском и поверхностью, например, в ямах. Воздействие прочих факторов (скорость, агрессивность препятствия) приводит к появлению ударной силы, которая разрывает несколько нитей каркаса. Ослабленное место боковины шины легко деформируется внутренним давлением, и появляется грыжа. Дальнейшая эксплуатация шины не рекомендуется. Стоит отметить, что иногда разрыв нитей каркаса сопровождается разрывом внутренних и внешних слоев боковины шины, приводящим к потере давления, что, конечно же, исключает дальнейший ремонт шины и ее использование.

Как избежать:

Осторожно, снижая скорость, проезжать участки дороги с плохим покрытием, не допускать наездов на бордюрные камни и прочие посторонние предметы. Если плохие дороги – достаточно частое явление, то не лишним будет обратить внимание на технологии, защищающие шины от повреждения. Например, компания Мишлен использует технологию IronFlex для некоторых своих моделей (MICHELIN Energy XM2, X-Ice North 3, X-Ice 3), которая снижает вероятность повреждения боковины шины при шоковой деформации. С этой же целью применяется двойной каркас для внедорожных шин семейства Latitude, что также снижает вероятность преждевременного выхода шины из эксплуатации по причине повреждения нитей каркаса.

Читать еще:  Как вулканизируют шины

Как тормозят протяжно шины

3.3.2. Весовая перегрузка шин

К перегрузкам шин приводит загрузка автомобиля массой, превышающей его грузоподъемность, неравномерное распределение груза в кузове автомобиля и прицепа, а также снижение внутреннего давления воздуха в одной из шин сдвоенного колеса.

Нужно отметить, что характер повреждений покрышек при повышенной нагрузке соответствует повреждениям при эксплуатации шины с пониженным внутренним давлением воздуха, но износ и повреждения при этом увеличиваются в большей степени. От нормальной нагрузки зависит нормальный прогиб, площадь контакта шины, величина и характер распределения нормальных и касательных напряжений в зоне контакта, а следовательно, и интенсивность износа протектора.

Из представленных на рис. 3.10 данных видно, что с увеличением нормальной нагрузки интенсивность износа протектора как легковых, так грузовых шин линейно возрастает [19]. Экспериментальные данные показывают, что с ростом нормальной нагрузки на грузовые шины 220-508 на 20% не только увеличивается площадь контакта шины с дорогой, но и приблизительно на 10% повышаются нормальные напряжения в продольной плоскости и их распределение по площади контакта становится менее равномерным. С возрастанием нормальной деформации шины повышаются касательные контактные напряжения. Связь между интенсивностью износа протектора в заданных условиях нагружения и нормальной нагрузкой на шину может быть выражена линейным уравнением вида

где G – нормальная нагрузка; а и b – коэффициенты, определяемые конструкцией шины и условиями нагружения.

В случае стендовых испытаний легковых и грузовых шин это уравнение принимает вид:

Здесь нормальная нагрузка G изменяется от 50 до 150% от стандартной G.


Рис. 3.10. Влияние нормальной нагрузки на интенсивность износа протектора легковых и грузовых шин: 1 – шина 6,70-15 мод. И-194; 2 – шина 220-508 мод. ИЯ-112

Из последних уравнений следует, что нормальная нагрузка в большей мере влияет на интенсивность износа протектора легковых шин. Так, например, с увеличением нагрузки на 30% по сравнению со стандартной интенсивность износа протектора у легковых шин возрастает приблизительно на 55, у грузовых на 15%. Такое явление объясняется большей напряженностью контакта легковых шин, чем грузовых, а также существенно большей скоростью их качения, обусловливающей больший нагрев протектора.

Ввиду перегрузки каркаса разрушаются боковые стенки шины, появляются разрывы, имеющие форму прямой линии.

Неравномерное распределение груза вызывает перегрузку шин и ободьев с одной стороны автомобиля, что на высоких скоростях движения при разрушении шин может привести к аварии.

У перегруженных сдвоенных шин боковые стенки в рабочей части соприкасаются, из-за чего возникает дополнительное трение и повышенное теплообразование. Это также способствует преждевременному износу и выходу шин из строя.

Увеличенный прогиб рессор при перегрузках приводит к износу или повреждению шин касанием кузова, особенно при движении по разбитым дорогам.

Перегрузка шин вызывает также дополнительный расход топлива, потери мощности двигателя автомобиля на преодоление сопротивления качению колес.

Признаки весовой перегрузки шин: резкие колебания кузова при движении автомобиля; увеличенная деформация боковых стенок покрышек; несколько затрудненное управление автомобилем.

Некоторые водители считают, что для уменьшения влияния весовой перегрузки шин следует несколько подкачать их. Это мнение ошибочно. Повышение норм внутреннего давления воздуха в сочетании с весовой перегрузкой сокращает срок службы шин.

При перегрузках автомобиля шины деформируются на большую величину, и при этом равнодействующая всех нагрузок, приложенных к сечению бортового кольца со стороны шины, перемещается ближе к его наружной кромке. Это ведет к увеличению деформации бортового кольца и способствует его выворачиванию, что может привести к самопроизвольному размонтированию колеса во время движения.

10 проблем с тормозами, о которых должен знать каждый водитель

Новости компании

Тормозная система — одна из ключевых в автомобиле. Её неисправность или некорректная работа приводит к невозможности эксплуатации машины. Транспортным средствам со сломанными тормозами законодательно запрещено выезжать на дороги — это чрезвычайно опасно. Вне зависимости от того, как именно проявляет себя неисправность на конкретно вашей машине: вибрирует ли руль, уводит ли автомобиль в сторону на торможении или из шланга сочится тормозная жидкость. Мы собрали 10 верных признаков проблем с тормозами, которые требуют безотлагательного ремонта.

Как работают тормоза

Чтобы понять, что может случиться с тормозной системой, для начала разберёмся, как она работает. Во всех современных автомобилях этот узел включает в себя тормозные диски или барабаны и колодки, которые механически замедляют транспортное средство. При нажатии на педаль тормоза водитель механически перемещает поршень в главном тормозном цилиндре, затем тормозная жидкость, двигаясь по магистралям, приводит в действие колёсные тормозные цилиндры. Те, в свою очередь, прижимает колодки со специальным фрикционным составом к дискам или барабанам — автомобиль начинает замедляться. Также в систему входит вакуумный усилитель тормозов, позволяющий минимизировать давление на педаль, и расширительный бачок тормозной жидкости. Многие автомобили снабжены электронной системой, предотвращающей блокировку колёс на торможении, известной как АБС.

10 самых распространённых проблем

1. Износ тормозных колодок

Тормозные колодки — самый ненадёжный элемент тормозной системы, требующий регулярной замены. В дисковой тормозной системе колодки беспроблемно работают в среднем до 40 тысяч км, после чего комплектом меняются на новые. Это связано с конструкцией детали. Колодка представляет собой металлическую пластину с абразивной накладкой. Последняя со временем стирается от контакта с чугунным диском, превращаясь в пыль. Нередко она также разрушается от перегрева или просто отслаивается от основы. Характерный признак неисправности — уменьшение уровня тормозной жидкости в расширительном бачке или скрип и скрежет на торможении. Это недвусмысленно намекает, что колодки требуют замены.

Читать еще:  Какой ресурс у шин кама

2. Износ тормозных дисков и барабанов

Ровно то же самое относится к тормозным дискам и барабанам. Эти детали живут в среднем в два раза дольше колодок. То есть тормозной диск или барабан выдерживает два комплекта колодок, после чего подлежит замене на новый. Предельный износ этих деталей указывается производителем в документации и не должен превышаться потребителем. По этой причине популярную услугу проточки тормозных дисков можно отнести к разряду сравнительно честного отъёма денег у автомобилистов — как правило, это медвежья услуга. Другие признаки необходимости замены дисков — вибрации на руле при торможении и побежалый цвет детали, свидетельствующий о сильном перегреве. Последний приводит к короблению и ухудшению замедления, а то и вовсе к невозможности корректной работы АБС.

3. Утечки в гидравлической магистрали

Одной из самых опасных поломок тормозов является разгерметизация тормозной магистрали. Проявляется она довольно просто: при нажатии на педаль последняя уходит до пола почти без сопротивления, при этом ощутимого замедления автомобиля не происходит. Если это случилось на вашем автомобиле, немедленно остановитесь, используя торможение двигателем или механическим стояночным тормозом и сохраняя предельную осторожность. Отыщите место утечки и замените повреждённую трубку или шланг, после чего выполните прокачку системы. Ездить на машине с такой неисправностью смертельно опасно!

4. Износ и заклинивание направляющих суппорта, перекос тормозного цилиндра

Поршни рабочих тормозных цилиндров и направляющие скобы суппортов со временем окисляются и могут начать подклинивать. Это приводит к ухудшению торможения и его неравномерности. Проявляется это уводом автомобиля в сторону при нажатии на педаль тормоза. Нередко подклинивание приводит к перегреву дисков и барабанов, а также к повышенному износу тормозных колодок. Данная проблема сильно влияет на безопасность и нуждается в скорейшем устранении. Особенно опасен увод зимой и в дождливую погоду — он может стать причиной внезапного разворота вашего автомобиля.

5. Деформация тормозных дисков

Тормозные диски обычно отливаются из чугуна. А этот материал, как известно, не любит резких перепадов температур. Будьте внимательны и не допускайте их перегрева, особенно когда ездите по горным серпантинам или буксируете тяжёлый прицеп. Не рекомендуется форсировать броды с сильно нагретыми дисками — это может привести к их искривлению и необходимости преждевременной замены. О симптомах проблемы мы уже упоминали — это вибрации на руле при замедлении, увеличение тормозного пути и преждевременное срабатывание системы АБС.

Слабое замедление обычно происходит по причине сильного износа тормозных колодок, дисков и барабанов, однако есть и иные причины. Это может быть следствием перегрева и закипания тормозной жидкости. В таком случае работоспособность восстанавливается, как только механизмы приобретают нормальную температуру. Также ухудшение торможения может происходить из-за разгерметизации вакуумного усилителя тормозов или подклинивания главного тормозного цилиндра. Эти детали необходимо заменять на новые.

7. Дым и запах гари от тормозов

Дымок или сильный запах, исходящий от тормозов, — верный признак перегрева и скорого отказа тормозной системы. Перегрев приводит к образованию окалины на поверхностях, которая мешает нормальной работе механизмов. Также неприятный запах и дым могут возникать из-за попадания на тормозные механизмы технических жидкостей и смазок. Всё это требует незамедлительной ревизии и устранения причины неисправности.

8. Лампочка неисправности на приборной панели

Значок неисправности в тормозной системе загорается на приборной панели, если уровень тормозной жидкости опустился в расширительном бачке до критически низкого уровня. Обычно проблема устраняется доливом жидкости до нормального значения, однако это также может указывать на необходимость замены тормозных колодок и дисков или вовсе свидетельствовать о негерметичности магистралей и шлангов. Специальная пиктограмма также зажигается на приборке в случае активации стояночного тормоза.

9. Обрыв или перегиб тормозных шлангов

Опаснейшая неисправность, требующая немедленного устранения. Тормозные шланги выполняются из резины и со временем стареют — теряют эластичность, трескаются, вытягиваются, переламываются или вытягиваются. Это приводит к утечкам, разгерметизации и завоздушиванию гидравлической системы, и, как следствие, ухудшению замедления или полному отказу тормозов. Проводите периодическую ревизию этих деталей и своевременно их меняйте при любом из описанных выше признаков.

10. Неопущенный рычаг стояночного тормоза

Большинство водителей периодически забывает вернуть рукоятку стояночного тормоза в исходное положение перед началом движения автомобиля. Это приводит к повышенному износу фрикционов и дисков, а также перегреву тормозов. А то и вовсе к отслоению накладок с тормозных колодок. При наличии задних барабанных тормозных механизмов неработающий стояночный тормоз свидетельствует о необходимости регулировки — это означает, что механизм автоматического подвода колодок закис или сломался. Замедление на таком автомобиле будет посредственным — фактически всю работу возьмут на себя передние тормоза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector