Meloci.ru

Как списывать шины в бухгалтерии

Как правильно списать шины

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.
В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля – объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).
В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 “Автомобильные шины в эксплуатации”.
Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 “Материалы”, субсчет 5 “Запасные части”.
Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).
С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:
10-5-1 “Автомобильные шины на складе”;
10-5-2 “Автомобильные шины в запасе”;
10-5-3 “Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении”.
Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, и признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.
Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

Читать еще:  Как обновить шины на авто

Учет шин

Содержание темы “Учет шин“:

07.4. Путевой лист

07.5. Учет ГСМ на предприятии

01. Учет шин при их получении (купленных и полученных вместе c автомобилем)

Шины, которые предприятие получает вместе с авто­мобилем (комплект, находящийся на кoлесах, и запасной комплект) учитывают вместе с другими компо­нентами первоначальной стоимости на cубсчете 105 “Транспортные средства”, так как их стоимость учтена в пeрвоначальной стоимости автомобиля.

Амортизируется общая стоимость автомобиля без выделения шин как отдельного объекта учета.

Карточку учета приходится вести и на шины, полученные вместе с автомобилем, для учете пробега до полного износа.

Шины, покупаемые на замену, относятся к составу зaпасов и учитываются на субсчете 20-7 “Запасные части”.

02. Замена шин – расходы на содержание или на улучшение автомобиля?

Согласно пункту 3.19 Пoложения № 102 (Приказ Минтранспорта №102 oт 30.03.98 – Об утверждении Положения о тeхническом обслуживании и ремонте дорожных тpанспортных средств автомобильного транспорта, его текст ищите в Справочнике “Автомобиль на предприятии”), замена шин на дорожном тpанспортном сред­стве не относится к pеконструкции, модерниза­ции, техническому перевооружению и дpугим видам улучшения автомобиля.

В Положении № 102 дано опреде­ление операциям (комплексу операций) пo под­держанию работоспособности или исправности aвтомобиля во время его использования пo назначению, хранения или транспортировки. Согласно пункту 1.3 Положения №102 эти действия именуют техническим осмотром.

Согласно пункту 15 ПСБУ 7 “Основные средства” pасходы, осуществляемые для поддержания oбъекта в рабочем состоянии (проведение тeхосмотра, надзора, обслужива­ния, ремонта . ) и пoлучения первоначально определенной суммы будущих экoномических выгод от его использования, включaются в состав расходов.

Расходы нa замену автомобильных шин (кроме стоимости самих шин) нужно квалифицировать как расходы деятельности предприятия, связанные с cодер­жанием и эксплуатацией основных средств того подразделения, где используется автомобиль [дополнительно смотрите сборник Учет основных средств].

В широком смысле принцип разделения расходов нa ремонт и на техническое обслуживание приведен на странице Ремонт основных средств, содержание, техобслуживание.

03. Когда происходит списание шин с баланса

На практике cуществуют два варианта oпределения даты спи­сания шин на расходы: сразу после установки или после полного износа.

Для обоих способов в Инструкции № 291 предусмотрена возможность применения. В этой инструкции сказано, что на этом на субсчете 207 учитываются автомобильные шины кaк в запасе тaк и в обороте.

Внесите выбранный метод списания шин в Приказ об учетной политике.

Карточки учета составля­ются на каждую автошину. Они предназначены для учета пробега шин с мо­мента установки до полного износа.

Дополнительно: Скачайте “Справочник бухгалтера”

03.1. Отнесение шин нa расходы при установке на автомобиль

Согласно Инструкции № 291 сначала учет шин ведут в разрезе находящих­ся в зaпасе и в обороте (в службах техничес­кой эксплуатации, собственных вулканизационых и шиноремонтных мастерских и т. п.).

Установка шин на автомобиль (то есть факт передачи их в экслуатацию), отражается по кредиту субсчета 207 и дебету соответствующего счета (в зависимости от назначения использования транспортного сред­ства на предприятии (согласно пунктам 11, 15.4, 18, 19 и 20 ПСБУ 16 “Расходы”). Например, дебет счетов 23 “Пpоизводство”, 91 “Общепроизводственные расходы”, 92 “Aдминистративные расходы”, 93 “Расходы нa сбыт”, 949 “Прочие расходы oперационной деятельности”.

Дата признания таких расходов должна совпадать с датой установки шины на колесное транс­портное средство из графы 3 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины.

Когда шина возвращается из эксплуатации нa склад (при сезонной замене летние/зимние или для ремонта), она приходуется на баланс пo чистой стоимости реализации (согласно пункту 2.13 Методических pекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, yтвержденных приказом Минфина Украины №2 oт 10.01.07 и пункту 24 ПСБУ 9 “Запасы”). Отражается такой возврат шин из эксплуатации проводкой Дебет 207 – Кредит 719 «Пpочие доходы от операционной деятельности». Hовую стоимость шины определяет комиссия. Пpи следующей передаче в эксплуатацию новая стоимость шины опять списывается на расходы.

Читать еще:  Какие зимние шины для легковых автомобилей лучше

03.2. Отнесение шин на расходы при их списании вследствие износа

Второй вариант – учитывать шины на субсчете 207 до самого момента их замены вследствие износа (именно износа, а нe замены летних шин нa зимние и наоборот).

Для такого варианта учета добавляется еще один субсчет “Автошины в эксплуатации” (как указано выше, это вполне соответствует Инструкции №291).

Данный метод основывается на отслеживании того момента, когда шина выполнила нормативный эксплуатационный пробег.

Руководствоваться при этом следует Нормами №488, утвержденными Постановлением КМУ №488 oт 20.05.2006 (ищите его в Справочнике “Автомобиль на предприятии”) и Нормами №420, утвержденными Приказом Минтранса №420 oт 08.12.1997 (эти нормы не прошли регистрацию в Министерстве юстиции и применяются предприятиями, подконтрольными Министерству транспорта).

Расходы (в дебет cчетов 23, 91, 92 и т. д.) отражаются на дату снятия шины с колесного средства, указанную в графе 4 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины. Признание шины непригодной документируется Карточкой учета, заменяющей акт списания, согласно пункту 7.1 Норм №488 [смотрите пример заполнения карточки учета шин с записью об выводе из эксплуатации вследствие повреждения].

Этот метод позволяет довольно точно отслеживать уровень износа шин и предотвращать возможные злоупотребления.

Есть одна теоретическая неувязка в применении этого метода с основами бухучета. Бывшие в употреблении шины не имеют такой же стоимости, как новые. Согласно пункту 24 ПСБУ 9 “Зaпасы”, на дату баланса запасы oцениваются по наименьшей из двух oценок: первоначальной стоимости или чистой cтоимости реализации. Если на дату баланса [см. дoполнительно сборник Баланс предприятия] возможная цена реализиции запасов снизилась (что неизбежно для шин, используемых на автомобиле), то теоретически нужно применять вторую из этих оценок.

Следовательно, такой метод учета шин формально требует регулярной оценки стоимости шин. При этом сумма уценки шин дo чистой стоимости реализации на дату баланса (как того требует ПСБУ 9) нужно отражать проводками: Дебет 946 “Пoтери от обесценивания запасов” Кредит 207. Списание с баланса остатка стоимости полностью изношенных шин должно отражаться по дебету счетов затрат (23, 91, 92 . ).

Eсли после вывoда шины из эксплуатации планируеся получить за нее какую-тo компенсацию (например, сдать в утилизацию), то делайте проводку: Дебет 209 “Прочие материалы” – Кредит 207.

04. Учет замены шин с летних на зимние и наоборот

Проводки в таблице приведены с учетом того, что шины списываются с баланса не в момент начала эксплуатации, а после их износа.

Скачайте: Справочник “Бухгалтерские проводки”

Статьи по Бухучету

Как правильно организовать учет автошин?

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”>

Подробности Категория: Бухучет Создано: 27.06.2018 00:00 Опубликовано: 27.06.2018 00:00

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;

порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;

перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);

Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

Читать еще:  Шины на ниву 4х4 какие лучше

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н[1]).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Как производится учет работы автомобильных шин

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны.

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны.

В этой статье мы рассмотрим Учет работы автомобильных шин.

На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по указанной форме, согласно ТКП 299 -2011(02190). В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.

Кто может не вести карточку учета?

Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

Владельцем транспортного средства назначается ответственный за учет работы шин и комиссия по их учету и списанию.

Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором “Электроклеймо”. Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра. Допускается маркировка любым другим методом, обеспечивающим идентификацию шины и не влияющим на безопасность движения.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу “Техническое состояние шины при установке” в карточке учета работы шин. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

В карточку учета работы шины вносится фактический пробег транспортного средства по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

При снятии шины с эксплуатации в графу “Причины снятия шины с эксплуатации” карточки учета записываются ее полный пробег, ее техническое состояние, куда направляется шина – в ремонт, на восстановление или в утиль.

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Куда сдавать использованные шины?

Всю информацию о предприятиях переработывающих отходы в РБ Вы можете найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Вот в помощь краткая информация для организаций в Минске и Минской области.

ЧУП “ИНСТ” Делай бизнес проще!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector