Meloci.ru

Как списывать шины и аккумуляторы

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Списание автомобильных шин и аккумуляторов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию? Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов.

Постановке на хранение подлежат все автомобили, эксплуатация которых не планируется на срок более двух месяцев.

Учет на предприятии ГСМ, автомобильных шин, АКБ и запасных частей

Оприходование автомобильных шин на склад автотранспортного предприятия производится материально ответственным лицом на основании товарно-транспортной накладной.

Каждая автомобильная шина и аккумулятор, поступивших в производственное подразделение (гараж), закрепляется за автомобилем (прицепом, полуприцепом) и его водителем.

Согласно статье 112 Бюджетного кодекса Украины Государственное казначейство Украины устанавливает единые правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов, смет, издает инструкции по этим вопросам и осуществляет контроль за их соблюдением.

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию.

Вымыть автомобиль. Протереть насухо кузов. Удалить коррозию и подкрасить места, в которых повреждена краска.

Кроме этого, такой способ учета искажает себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной. Таким образом, данный вариант учета шин не рекомендуется к применению.

Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с балансов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства, Минфина от 10.08.2001 г. № 142/181.

Предполагается, что шина будет использоваться предприятием до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах (моточасах) с начала ее эксплуатации до предельного износа.

В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных. Для получения требуемых товаров, услуг и обеспечения работой бюджетные учреждения, согласно с Законом № 44-Ф3, где описана контрактная система в сфере закупок товаров, имеют. Эти данные также фиксируются в карточках. Списание стоимости шин в расходы организации Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств: • в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения; • в момент установки на автомобиль; • равномерно по мере использования.

При установке шин на автомобиль организации следовало завести карточку учета работы автомобильной шины (п. 43 Правил). Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее: То есть должностные лица, прежде всего, должны учитывать возможность безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на конкретном комплекте шин.

Списание шин автомобиля в бюджетном учреждении

Госказначейство рассматривает вопросы, касающиеся порядка учета и списания автомобильных шин и аккумуляторных батарей (далее — АБ). Эти вопросы уже подробно освещались на страницах нашего издания (см. «Учет автошин» // «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 15, с. 9, и «Учет аккумуляторов: от приобретения до списания» // «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 43, с. 15).

Во втором случае шины нужно рассматривать как самостоятельные объекты учета. Именно этот случай учета шин и будет рассмотрен в этой статье.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию. Данная методика определения износа шин основана на следующем. Критериями износа (старения) шин являются: – наличие повреждений и дефектов; – высота рисунка протектора.

В первом случае отдельно учет шин не осуществляется — их стоимость (в т.ч. и запасных шин) учитывается в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация будет и в налоговом учете.

Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин.

Норма среднего ресурса аккумуляторной батареи будет на уровне 64 месяцев (приложение № 3 к приказу № 489). А вот норма расхода топлива законодательно не определена.

Разработкой временных норм занимается Институт (см. выше). Он же устанавливает и первоначальный срок их действия (до 24 календарных месяцев), который впоследствии может быть продлен на неопределенное время (п. 5.1, 5.2 Норм № 488).

В середине каждой группы учет ведется, учитывая детали (покрышки, камеры, обод), а также размеры (марки) модели, сорта и цены.

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет.

Сколько стоит написать твою работу?

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

Приложение N 1. Нормативные сроки работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств федерального государственного учреждения «Управление механизации и автотранспорта Федеральной службы …

Так, раздел 10 Правил устанавливал обязанность организации по наблюдению за пробегом и износом автомобильных шин.

Аналогичная ситуация будет и в налоговом учете. Во втором случае шины нужно рассматривать как самостоятельные объекты учета.

Акт о списании автошин образец заполнения

Скоро наступит осень, и нужно будет приобрести зимние шины для служебного авто. Узнайте из этой статьи, как вести учет летних и зимних шин в бухгалтерском и налоговом учете. Нужно ли включать затраты на покупку сменных шин в стоимость автомобиля? Как списать шины при полном износе?

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования: Интенсивность эксплуатации Срок использования от 40 тыс.

Консервацию гидрооборудования и гидроаппаратуры станка производить заливкой внутренних полостей маслом, применяемым в качестве рабочего, с добавлением 10% присадки.

При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации. В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5. Особенности учета материально-производственных затрат данного вида Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением.

Порядок списания и учета шин и аккумуляторов автомобиля

Хотя шины служат более одного года, их нужно учитывать в составе материально производственных запасов. Поясним почему.

Читать еще:  Как отремонтировать бескамерную шину видео

Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету.

Наряду с этим обращаем внимание на то, что бухгалтерский учет шин и АБ зависит от того, для каких целей и каким образом они поступили в учреждение. Как уже было указано выше, шины и АБ, установленные на автомобиле и составляющие с ним единый объект, в бухучете отдельно от автомобиля не учитываются, а учет пробега шин и эксплуатационного ресурса АБ ведется в упомянутых выше карточках.

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются.

Для сдачи отработанных стартерных аккумуляторных батарей организации необходимо заключить договор с РУП «Белцветмет» или иной организацией, уполномоченной на сбор отработанных батарей.

Предполагается, что после поступления на предприятие АБ будет эксплуатироваться до истечения среднего ресурса ее выработки (п. 3.14 Норм № 489).

В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

Запасные части, сдаются на склад (кладовую), оформляются накладными (тип. форма № М-11) и сортируются.

В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин.

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашивающимся комплектующим транспортных средств. Замена шин обязательна при их износе или повреждении и возможна при смене сезонов — зимнего и летнего.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Списание аккумуляторов и автомобильных шин

Сразу отметим, что в настоящее время нормативно-правовыми актами не установлено определенного порядка эксплуатации и норм списания как автомобильных шин, так и аккумуляторов, используемых в учреждениях при эксплуатации автотранспортных средств*(1).
В то же время при использовании автомобильного транспорта в учреждениях, безусловно, необходимо руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин. При этом списание и замена шин и аккумуляторов должны производиться в зависимости от:
– их технического состояния;
– фактического срока эксплуатации автомобиля;
– рекомендаций производителей шин и аккумуляторов.
Досрочное же списание таких активов может осуществляться только после установления причин преждевременного выхода их из рабочего состояния.
Кроме того, порядок эксплуатации и списания шин и аккумуляторов, по нашему мнению, прежде всего должен обеспечивать решение следующих задач:
1. Соблюдение требований бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ);
2. Выполнение требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения*(2).
Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:
1. Порядок эксплуатации и списания автомобильных шин и аккумуляторов в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, учреждениями самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций)*(3).
2. Уполномоченный орган может разрешить подведомственным учреждениям руководствоваться отдельными положениями нормативных актов, в том числе и нормативных актов, прекративших свое действие*(4).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации руководитель учреждения вправе установить своим приказом порядок эксплуатации и нормы списания автомобильных шин и аккумуляторов, основываясь на документах производителей, опыте эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторов в организации, а также отдельных положениях документов, принятых уполномоченными органами, в том числе и прекративших свое действие.

Учет аккумуляторов и автомобильных шин

Ведение бухгалтерского учета казенными учреждениями осуществляется в соответствии с “Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. “, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н).
Запасные части к транспортным средствам (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы) при приобретении учитываются на счете 10506 “Прочие материальные запасы” на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее – Инструкция N 162н). При выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется “Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения” (форма 0504210) или “Требование-накладная” (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).
Учет выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов) осуществляется на забалансовом счете 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных” (п. 349 Инструкции N 157н). Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.
Такая постановка учета позволяет организовать контроль за использованием выданных запасных частей к транспортным средствам (в том числе автомобильных шин и аккумуляторов), отслеживать их списание и не допускать перерасхода.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При замене одних исправных и годных к дальнейшей эксплуатации запасных частей на другие (например при замене “летних” автомобильных шин на “зимние”) списывать первые с забалансового учета не нужно, поскольку это будет свидетельствовать об их непригодности к дальнейшему использованию. Такое перемещение, по нашему мнению, целесообразно оформить Требованием-накладной (форма 0315006) и отразить соответствующие записи в Карточках (форма 0504041) – выбытие у одного лица и поступление у другого. Если же исправные и годные к дальнейшей эксплуатации запасные части снимаются с одного транспортного и устанавливаются на другое, то в Карточках (форма 0504041), помимо выбытия у одного лица и поступления у другого, следует также указать смену транспортного средства.
Аналогичные записи в Карточках (форма 0504041) следует производить при смене ответственного лица, например при увольнении (смене) водителя.
Таким образом, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных (в том числе автомобильные шины и аккумуляторы), должны учитываться на забалансовом счете 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных” в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Если же пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читать еще:  Какие шины на какую ширину диска

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
– Вопрос: Каков порядок списания автошин и аккумулятора автомобиля при замене? (“Бюджетный учет”, N 1, январь 2011 г.);
– Списание автомобильных шин и аккумуляторов (Т. Сильвестрова, “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 1, январь 2012 г.).
*(2) При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега следует учитывать требования:
– Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”;
– Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.93 N 1090;
– постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 “Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств”;
– других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
*(3) Смотрите, например:
– приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18.04.2005 N 268 “Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения “Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний” и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования”;
– приказ Минобороны России от 25.09.2006 N 300 “Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ”.
*(4) Указания на возможность применения положений Правил эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденных распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р, а также Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденных Минтрансом России 04.04.2002, содержатся, например, в:
– постановлении Администрации МО “Котлас” от 20.04.2009 N 536 “Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта муниципального автотранспорта”;
– приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.06.2008 N 104 “Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта”.
Кроме того, в этих же нормативных актах рекомендовано при эксплуатации и списании аккумуляторных батарей руководствоваться “Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков” (РД-3112199-1089-02).

Списание АКБ причины

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.

Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.

Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

Причины списания АКБ и срок эксплуатации

Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

Специальные автомобили на шасси грузовых авто

Автомобили легкового класса для индивидуального пользования

Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых

Специальные авто на шасси легковых автомобилей

Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики

Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ. Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией. Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.

Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:

  • Деформация пластин с их последующим разрушением;
  • Факт короткого замыкания;
  • Процесс сульфитации;
  • Грязный электролит;
  • Факт интенсивного саморазряда;
  • Переполюсовка батарей АКБ.

Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту.

Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете. Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.
Читать еще:  Как вернуть шины в магазин если не подошел размер

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Нормы списания аккумуляторных батарей

Процесс списания аккумуляторов в бухучете происходит согласно установленным стандартам, а именно документа, который был издан Минтрансом. Официальное его название звучит, как «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей». Перечень разработан для владельцев таких транспортных средств, как автомобили и погрузочная спецтехника с целью правильного определения времени неисправности АКБ до списания.

В случаях, когда организация не имеет четко регламентированных рекомендаций по срокам работы аккумулятора транспортного средства, начальство обязано прописать их в общем контексте политики своего предприятия. Этими нормами Методического руководства в дальнейшем и будет пользоваться организация в процессе эксплуатации. Поэтому для того чтобы узнать, как списать аккумулятор, не нарушая устава предприятия, рекомендовано предварительно ознакомиться с этим документом.

Когда речь идет об авто со стартерными свинцово-кислотными АКБ, предприятию необходимо определить их срок эксплуатации согласно Нормам политики учета организации. В качестве примера можно привести служебные легковые автомобили. Их нормальный показатель пробега составляет порядка 112 000 км за год, в то время, как срок службы аккумулятора данного транспортного средства при этой цифре составляет два с половиной года.

В случаях, когда годовой пробег машины по итогу составил меньше указанной нормы, срок службы аккумулятора корректируется в соответствии с текущем состоянием авто.

Как списать аккумулятор в бюджетной организации?

О том, как списать аккумулятор автомобиля, находящийся в пользовании бюджетной организации, необходимо знать досконально. В противном случае расхождения с нормами и правилами будут стоять исполнителю финансовых потерь в виде штрафов. Однако, не стоит пугаться и негодовать. На самом деле вопрос о том, как списать аккумулятор, не так сложен, как может показаться на первый взгляд, особенно если за дело берется опытный бухгалтер.

Запасные части к автомобилям, которые выдаются вместо отслуживших свой срок эксплуатации, ставятся на забалансовый учет. Для этого существует счет №9, который называется «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных». Что касается списка запасных частей, подлежащих замене, его формирует и устанавливает руководство предприятия и закрепляет в учетной политике.

Эти запчасти числятся на счете №9 до тех пор, пока используются в работе и не выходят из строя, то есть являются пригодными для эксплуатации. После того как запасные части перестают выполнять свои непосредственные функции и приходят в негодность, необходимо списать аккумулятор со счета №9.

Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации. Рассмотрим некоторые из них.

Срок службы аккумулятор

У каждого АКБ свой срок службы. Этот срок очень важен для правильности списания аккумуляторов в бюджетном учете. Он всегда индивидуален, поскольку определяется условиями эксплуатации того транспортного средства, где эти АКБ используются. Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике.

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия. Например, можно сделать такую запись в основном Учетном документе учреждения: «Срок службы свинцово-кислотных АКБ, находящихся на балансовом учете учреждения, определяется на основании Норм № РД-3112199-1089-02».

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

Списание АКБ

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector