Meloci.ru

Как списать старые шины

Как списать шины, пришедшие в негодность до достижения установленной для них нормы пробега

КАК СПИСАТЬ ШИНЫ, ПРИШЕДШИЕ В НЕГОДНОСТЬ ДО ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ ДЛЯ НИХ НОРМЫ ПРОБЕГА

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

На балансе организации находится транспортное средство (автомобиль ВАЗ), на который установлены автомобильные шины 175/70 R13.

Можно ли списать шины, пришедшие в негодность, если их фактический пробег составил 51358 км (при норме среднего ресурса — 55000 км)? Какие документы для этого необходимо оформить?

Основным документом, определяющим порядок списания автомобильных шин, являются

Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи от 20.05.2006 г. № 488 (далее — Эксплуатационные нормы). В данном документе установлены не только нормы среднего ресурса пневматических шин, но и указаны основания для списания шин, а также приведен порядок заполнения Карточки учета пробега (наработки) пневматической шины.

Если фактический пробег пневматических шин достиг установленных для них норм среднего ресурса (далее — нормы), то такие шины могут быть списаны. Однако достижение нормы не является обязательным и единственным условием для списания шин.

п. 3.2 Эксплуатационных норм предусмотрено, что при выявлении эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускаются к эксплуатации (с учетом их неисправного технического состояния) или не подлежат ремонту из-за неприемлемых расходов, шины списываются независимо от того, соответствует ли их фактический ресурс установленным нормам.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что эксплуатация автомобиля с неисправными шинами опасна. Согласно

п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии таких технических неисправностей и несоответствии таким требованиям:

— шины легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т

имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;

имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т. п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

— шины по размеру или по допустимой нагрузке

не соответствуют модели транспортного средства;

— на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора — для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;

— на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;

— на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;

— на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, выполняющих междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;

— отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободов колес.

Следовательно, если шины имеют

эксплуатационные или производственные дефекты, приводящие к неудовлетворительному техническому состоянию, они могут быть списаны независимо от окончания срока их эксплуатации, определенного законодательством.

Для того чтобы такая операция была законной, учреждению нужно позаботиться о документальном оформлении принятого решения. В этом случае комиссия, созданная по приказу руководителя, осматривает шины, имеющие эксплуатационные или производственные дефекты, и выносит решение (заключение) о дальнейшей эксплуатации и целесообразности проведения восстановительного ремонта автомобильных шин. Такое заключение приводится в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — Карточка).

При списании шин в Карточке указываются суммарный пробег до списания и информация о дальнейшем использовании шины — восстановление изношенности протектора, ремонт или утилизация. Она подписывается членами комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств. Как указано в

п. 7.5 Эксплуатационных норм, в этом случае Карточка имеет статус акта ее списания.

При списании шин (как учитываемых на субсчете 238, так и входящих в состав транспортного средства при их замене на новые) также нужно оформить

Акт списания ф. № 3-2, типовая форма которого утверждена приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 .

Читать еще:  Как заклеить шину машины

В акте указывают подробную информацию о запасах, подлежащих списанию:

— наименование и описание запасов (марка, сорт и т. п.);

— номенклатурный номер (если таковые присвоены);

— единица измерения, количество и стоимость, срок нахождения в эксплуатации.

Детально указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если невозможна их реализация). Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица. Кстати, на необходимость оформления этого документа при списании автомобильных шин Госказначейство указывало в

письме от 16.03.2010 г. № 15-04/565-4767 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15).

Пример заполнения акта списания непригодных к дальнейшей эксплуатации шин приведен на с. 23.

В заключение хотелось бы порекомендовать учреждению в подобных ситуациях учитывать все факторы, которые могут повлиять на нормы пробега шин. Речь идет о возможности применения корректировочных коэффициентов, на которые можно корректировать нормы среднего ресурса, значения которых приведены в

Как правильно организовать учет автошин?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Как правильно утилизировать шины?

Утилизировать шины можно только на специальных полигонах, где идет их сортировка и подготовка в дальнейшей переработке. Эта услуга должна предоставляться бесплатно и определена законом.

Читать еще:  Как определить страну производителя шины

Отвозить шину на дачу или выбрасывать в мусорные контейнеры категорически запрещено. Материал, из которого изготавливаются шины, вреден для окружающей среды. Он содержит массу химических веществ, которые выделяются при нагревании в жару.

Четвертый класс опасности

В первую очередь это мономеры, то есть продукты деструкции каучуков, чрезвычайно токсичные химические соединения. Есть в продуктах разложения резиновой смеси ароматические углеводороды, а именно бензол, ксилол, стирол, толуол, формальдегид, фенолы и прочие канцерогены, негативно влияющие на окружающие среду и на здоровье человека.

Одними из самых вредных веществ считаются диоксиды серы, углеводороды неароматического ряда, аналогичные тем, что содержатся в выхлопных газах двигателя. Поэтому, лежащая на земле покрышка, становится локальным источником загрязнения. Химические вещества проникают в почту разносятся грунтовыми водами по большой территории и отравляют жизнь животных и растений. Если, к примеру, сделать на огороде фигуры из шин или поставить несколько клумб, то такие украшения могут существенно загрязнить плодородную почву.

Старые изношенные покрышки относятся к отходам четвертого класса опасности. Согласно ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» к таким отходам соответствуют вещества, которые повреждают сложившуюся экосистему небезвозвратно. При их удалении проходит не менее 3 лет до полного восстановления локальной экосистемы.

Естественно, нельзя старую резину утилизировать на обычных полигонах, где при сваливании покрышек в кучи достигается высокая концентрация химических веществ на квадратный метр площади. Их свозят на специализированные заводы, где проводится переработка в резиновую крошку, которая затем уходит на предприятия химической промышленности или применяется как вторпродукт для изготовления дорожного покрытия.

Штраф или тюрьма

Контролируют утилизацию покрышек обычно дворники и представители управляющих компаний, которые следят в том числе и за содержимым мусорных баков. Если при погрузке бака в мусоровоз будут обнаружены колеса, то компании придется за свой счет отвозить их на спецполигон, что естественно очень раздражает сотрудников подобных фирм. При большом количество камер во дворах они могут отыскать нарушителя и написать заявление в полицию. Наказание за такие деяния оказывается немалым.

В соответствие со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение штрафа:

  • на физических лиц в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — до 30 тысяч рублей;
  • на предпринимателей без образования юрлица — 30-50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — 100-250 тысяч рублей.

Кроме того, в редких случаях если будет доказано, что химические вещества привели к серьезным загрязнениям окружающей среды, то наступает уже уголовная ответственность.

Расследованием уголовных дел о загрязнении окружающей среды занимается Следственный комитет Российской Федерации.

Поэтому единственный законный способ избавления от старых шин — это их сдача на утилизацию в специальные пункты приемки. Также можно отвезти колеса в любую шиномонтажную мастерскую. При смене колес обычно их забирают бесплатно. Если привести негодный комплект резины без покупки нового, то сотрудники шиномонтажа попросят по 100-200 рублей за доставку его на полигон.

Как правильно списать шины

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.
В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля – объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).
В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 “Автомобильные шины в эксплуатации”.
Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 “Материалы”, субсчет 5 “Запасные части”.
Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).
С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:
10-5-1 “Автомобильные шины на складе”;
10-5-2 “Автомобильные шины в запасе”;
10-5-3 “Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении”.
Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Читать еще:  Как посмотреть давление в шинах киа спортейдж

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, и признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.
Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector