Meloci.ru

Как шины влияют на проходимость

Что влияет на проходимость автомобиля?

При выборе транспортного средства для повседневного передвижения обращают внимание на свойство проходимости автомобиля. От этого фактора зависит возможность передвижения по пересеченной местности. Высота хода подвески показывает высоту колеса в вертикальном положении в момент отрыва от дорожного покрытия.

Класс транспортного средства по проходимости

Проходимость автомобиля — это показатель, который отвечает за возможность езды на ТС по бездорожью.

По этому свойству машины относят к разным классам.

Внедорожники рамной конструкции — автомобили с наивысшей степенью проходимости. Особенность – наличие несущего остова (рамы) авто, на которой крепятся все главные механизмы (двигатель, подвеска, трансмиссия).

Если в обычных автомобилях главную несущую роль играет кузов, то во внедорожниках – это специальная рама. Яркие примеры рамных внедорожников:

  • Toyota Land Cruiser;
  • Hummer;
  • Mitsubishi Pajero;
  • Land Rover Defender.

S.U.V. — универсальное по проходимости ТС с несущим кузовом. SUV официально считается легким грузовиком, но предназначен для повседневной езды в качестве пассажирского авто. К этой категории относятся:

  • Chevrolet TrailBlazer;
  • Toyota C-HR;
  • Range Rover.

К подклассу SUV отнесены кроссоверы (СUV) — облегченный вариант SUVа с несущим кузовом. В народе получил название «паркетный джип» за внешнее сходство с настоящими внедорожниками, по показателям проходимости серьезно уступает старшему брату. СUV могут быть как моно-приводными, так и полноприводными. Примеры CUV:

  • Nissan Terrano;
  • Mazda CX-7;
  • Mitsubishi Outlander;
  • Toyota RAV4.

Далее идут всевозможные седаны, хэтчбеки, купе, кабриолеты, лимузины и минивены— подробно ТС этих классов рассматривать не имеет смысла, т. к. проходимость у них довольно низкая. Такие авто предназначены для городской езды или по трассе. Комфортное передвижение на них по бездорожью практически невозможно, если это не участие в раллийных соревнованиях.

Геометрия проходимости

Геометрия проходимости (ГеоП) авто — это совокупность показателей, влияющих на возможности передвижения ТС по бездорожью. К основным параметрам, которые составляют ГеоП относят:

  1. Клиренс — обозначает расстояние между дорожным покрытием и крайней нижней точкой центра машины.
  2. Угол рампы — определяет возможность въезда ТС под углом к поверхности без повреждений передней стороны кузова или днища. Представляет собой угол между горизонтальным покрытием, по которому движется авто и чертой, проведенной от точки соприкосновения передних колес и крайней нижней точки переда ТС.
  3. Угол съезда — аналогичный предыдущему показатель, определяет максимально возможный угол подъема авто при движении задом.
  4. Угол опрокидывания — показывает насколько возможен максимальный уклон автомобиля влево или вправо без переворачивания на бок. На этот показатель влияют ширина, центр тяжести, вес и высота ТС.
  5. Максимальный угол преодоления препятствий — определяет возможную величину угла подъема, на который может въехать машина без дополнительных вспомогательных средств.
  6. Показатель преодолеваемой глубины — дает понимание насколько глубоко под воду может погрузиться ТС без угрозы повреждения внутренней техники и механики. Параметр находится в прямой зависимости от расположения на кузове воздухозабора двигателя. Чем он выше, тем глубже может погружаться авто, не рискуя получить гидроудар.

Параметры ГеоП показывают возможности передвижения автомобиля по бездорожью, пересеченной местности, определяя их математическими показателями.

Однако, реальная проходимость машины больше зависит от технических данных привода, трансмиссии и качества шин на колесах.

Типы трансмиссии и ее влияние на проходимость

Трансмиссия автомобиля отвечает за передачу крутящего момента (к.м.) от колен.вала двигателя к ведущим колесам, изменяет величину, направление к.м. Трансмиссии бывают трех типов:

  • заднеприводная — задние колеса и задний мост являются ведущими для авто, оснащенных таким типом;
  • переднеприводная — ведущую роль здесь выполняют передний мост и колеса;
  • полноприводная — сила тяги и крутящий момент равномерно подаются, распределяются на все четыре колеса авто, что существенно повышает показатели проходимости.

ТС с задним приводом хуже всего справляются с проходимостью в бездорожье. В них вся нагрузка по ускорению, поддержанию скорости движения, преодолению заносов и пробуксовки машины полностью ложится на задние колеса и механизмы. По этим причинам в настоящее время большинство моделей, использующих заднеприводную трансмиссию сняли с производства.

Переднеприводная конструкция повышает проходные характеристики ТС потому, что все механизмы трансмиссии расположены впереди под капотом и крутящий момент быстрее передается из двигателя на передние колеса. Это увеличивает скорость разгона, сокращает возможность заносов и пробуксовки на скользких покрытиях и, в целом положительно влияет на устойчивость и проходимость авто.

Из практики езды – наибольшей проходимостью обладают машины, оснащенные полноприводной трансмиссией. Одновременная работа всех 4-х колес обеспечивает надежное сцепление с дорожным покрытием и устойчивость авто на разных поверхностях при любой погоде.

Добавляет в копилку повышения проходимости возможность принудительной блокировки межосевых дифференциалов, за счет чего происходит равномерное распределение к.м. на оси.

В заключение отдельно стоит отметить роль шин в характеристиках, которые повышают возможности езды по бездорожью. При установке резины необходимо обращать внимание на величину, рисунок протектора, сезонность и размер шин. Все эти параметры влияют на качество сцепки с поверхностью и обеспечивают проходимость. Но нужно помнить, что для передвижения по городу и шоссе не подойдут шины большого размера, выбранные для экстремальной езды по бездорожью.

Высота профиля шины – как влияет на характеристики автомобиля?

Высота профиля шины узнается из маркировки, нанесенной на боковой стороне. Информацию о ней дает вторая цифра. Но большинство автолюбителей интересуют не технические характеристики, а взаимозаменяемость различной резины, и как это повлияет на поведение автомобиля.

Размер действительно способен несколько изменить некоторые свойства машины. Это касается внешнего вида, комфорта, удобства управления. Существуют также различия в проходимости по дорогам с трудными условиями.

1 Понятие высоты профиля шины – метрическое и дюймовое обозначение

Если говорить по-простому – это расстояние от колесного диска до поверхности протектора. Обычная маркировка состоит из трех чисел. Например, 215/65 R16 расшифровывается так:

  1. Первое указывает на ширину покрышки. В этом случае она равна 215 мм.
  2. Второе – на процентное соотношение к ней высоты. 65% – это 139,75 мм.
  3. Третий показатель – это диаметр диска. Он измеряется в дюймах.

Такая система обозначения наиболее распространена и называется метрической. Реже применяется дюймовая, при которой указывается не высота профиля, а общая всего колеса, например 31×10,5 R15.

Когда возникает необходимость узнать метрические данные, производят несложные действия. От общей высоты отнимают радиус, результат делят на два. В приведенном случае, если из 31 вычесть 15, выйдет 16, а половина составит 8 дюймов. Переводим в сантиметры: 8×2,54=20,32 см (или 203,2 мм). Это профиль шины в метрической системе.

Читать еще:  Как поменять шины на литых дисках

Многих интересует общая высота колеса, для этого необязательно его измерять, поскольку это довольно сложно. Используются показания маркировки, где учитывается диаметр диска и профиль – разница между внутренним и внешним размером шины.

Проведем расчеты на примере резины 195/70 R15. Известно, что диск 15 дюймов, это 38,1 см (15×2,54). Узнаем высоту профиля, который составляет 70% от 195. Это равняется 136,5 мм (13,65 см). Его следует удвоить: 13,65×2=27,3. Складываем величины: 38,1+27,3=65,4 см.

Во время эксплуатации диаметр колеса уменьшается за счет износа протектора. Обычная высота летней покрышки составляет 7,5–8,5 мм, зимней – 8,5–9,5 мм. Если резина используется не первый сезон, то клиренс становится меньше. Достаточно двух седоков на заднем сидении, чтобы почувствовать днищем лежачего полицейского. Особенно это касается машин с очень низким дорожным просветом.

2 Влияние параметров покрышек на комфорт и управляемость

Если второе число в маркировке от 70 до 80, такая резина считается стандартной. Ее достоинство – хорошая проходимость, которая достигается увеличенным подъемом над поверхностью. Это преимущество особенно ощутимо при преодолении снежных заносов, на неровной дороге. Комфорт приемлемый даже при езде в плохих условиях. Вибрация, удары смягчаются за счет свойств шин с высоким профилем, водитель и пассажиры не чувствуют кочек и ям. Автомобиль находится на довольно высоком расстоянии от земли, поэтому уменьшается риск деформации подвески.

При значении ниже 60 – покрышка низкопрофильная. Она негативно влияет на удобства людей, находящихся в машине, потому что значительно жестче. Главное достоинство подобной резины – хорошая управляемость, быстрая и четкая реакция на действия водителя. Автомобиль обладает повышенной устойчивостью на дороге даже при резких маневрах, имеет пониженный крен на поворотах.

В отношении управляемости высокопрофильные шины уступают. Они воспринимают руль более вяло и мягко. Можно констатировать, что каждый из видов резины предназначен для различных условий и способа езды. Стандартный профиль характеризуется повышенным комфортом, подходит для обычного спокойного стиля вождения.

Для низкопрофильных шин удобства не главное. Они применяются преимущественно на спортивных автомобилях или устанавливаются водителями, которые предпочитают экстремальное вождения. Именно такая резина позволяет им это делать, потому что обладает необходимыми для этого свойствами:

  • прекрасная отзывчивость на движения руля;
  • отлично удерживает автомобиль на крутых поворотах;
  • машину минимально уводит в сторону при резких маневрах и перестроениях;
  • повышенные сцепные свойства за счет увеличенной площади контакта с дорогой.

На каждое авто существуют стандарты допустимых размеров колес. Изменение параметров дисков и шин всегда улучшает одни характеристики и неизбежно ухудшает другие. Водитель должен выбирать, что для него предпочтительнее.

Низкопрофильная резина жесткая, и это естественно. У нее боковина ниже, поэтому большая вероятность, что при ударе повредится корд. Чтобы уменьшить эту опасность, используются материалы повышенной прочности, толщина борта и боковин увеличена. Это приводит к увеличению жесткости.

Ширина и высота профиля шины непосредственно влияет на проходимость и сцепление с дорогой. Параметры сочетаются в зависимости от планируемых условий эксплуатации. Подбирая из допустимых размеров, руководствуются следующим:

  1. Для передвижения по асфальтированным путям наилучшее сцепление достигается при увеличенном пятне контакта, а управляемость – снижением профиля. Если водитель готов пожертвовать определенной степенью комфорта, рекомендуется устанавливать шины с увеличенным внутренним диаметром (размером диска), большой шириной и низким профилем.
  2. Для бездорожья подходит узкая высокопрофильная резина. Уменьшается пятно контакта, возрастает удельное давление, отчего увеличиваются тяговое усилие и проходимость.
  3. Для передвижения по укатанному снегу и льду требования практически те же самые, что и для бездорожья. Применение шипованной резины с такими параметрами усиливает пятно контакта, улучшает тормозные свойства.

3 Увеличение клиренса автомобиля за счет колес

Некоторые автолюбители довольно серьезно поднимают дорожный просвет установкой более высокой резины – от 1 до 2,5 см. В этом деле не стоит слишком увлекаться, иначе колеса начнут тереться об арки. Следует помнить, что если с одним водителем в автомобиле это не наблюдается, то при полной нагрузке или маневрах может возникнуть.

Следующий момент, на который обращают внимание, – изменение в поведении машины на дороге. Более высокая хуже проходит повороты, возрастает вероятность опрокидывания.

Автомобилисты, проживающие на дачных участках с практически полным отсутствием дорог, увлекаются установкой колес, не предусмотренных заводом-изготовителем – с более высоким профилем и широкие. Достигается хорошая проходимость, но поведение машины непредсказуемо. Не стоит выбирать типоразмеры, превышающие стандартные более, чем на 1–2 см.

Однозначного ответа на вопрос о том, резина с каким профилем лучше, дать невозможно. Все зависит от конкретных дорожных условий, стиля езды водителя и предъявляемых им требований к комфорту.

Нестандартные колеса и их влияние на состояние деталей автомобиля при экспертизе.

Часто можно увидеть автомобили, на которые установлены колеса, размеры которых отличны от тех, что рекомендованы заводом-изготовителем. Требования, которые предъявляются к типоразмеру дисков и шин можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля, а также на стойке в проеме двери или внутренней стороне крышки ниши горловины бензобака. Владельцы автомобилей производят замену колес на аналог иного размера в целях улучшить отдельные параметры в управлении автомобиля. Но как это бывает, улучшение одного параметра ведет к ухудшению других. Установка колес нештатного размера всегда сказывается на ресурсе элементов трансмиссии, подвески, системы рулевого управления и тормозной системы.

Наружный диаметр

Для улучшения, прежде всего, параметров геометрической проходимости на автомобили устанавливают колеса, наружный радиус (диаметр) которых больше рекомендованного производителем автомобиля. С точки зрения проходимости такое переоборудование несет несомненные плюсы: увеличение клиренса и углов подъема и съезда, уменьшаются радиусы продольной и поперечной проходимости. Однако простой заменой колес (или только шин на более высокопрофильные при сохранении ширины и посадочного диаметра обода) подобное переоборудование заканчивается редко (при незначительном увеличении диаметра). Колеса должны умещаться в колесные ниши кузова во всех возможных режимах движения при работе подвески. Если колеса управляемые — еще и при всех их возможных положениях рулевого колеса.

Установка больших колес требует соответствующего изменения либо несущей системы (увеличение колесных ниш, поднятие кузова над рамой), либо увеличения клиренса другими способами.

Отметим, что на современных автомобилях, обладающих достаточно высокой тяговооруженностью, на низших передачах к колесам может быть подведен очень большой момент, который не может быть реализован по сцеплению на асфальтобетонном покрытии – колеса начнут буксовать. Это можно легко проверить — включите 1 или даже 2 передачу в коробке передач (в автоматической КП движение начинается с первой передачи, если не включен зимний режим), начните движение и нажмите на педаль акселератора до конца. Произойдет либо пробуксовка, либо сработает противобуксовочная система (если таковая установлена на автомобиль). Теперь представим, что радиус колес в двое больше (гипотетически). Соответственно для его буксования при прочих равных необходимо подвести момент вдвое больший. Элементы трансмиссии, находящиеся в кинематической цепи близко к колесу на такой большой момент не рассчитывались, не испытывались. В итоге имеет место как заметное сокращение срока службы элементов трансмиссии, так и их разрушение в отдельных случаях. Не стоит забывать о том, что изменяется и динамическая характеристика автомобиля. Происходит то же самое, что и при установке главной передачи с меньшим передаточным числом — на каждой передаче автомобиль достигает большей скорости, но теряет в тяге. В итоге страдает динамика разгона. Также увеличивается время буксования сцепления или работы гидродинамической передачи в начале движения. Показания спидометра и одометра также изменяются.

Читать еще:  Как выбрать шины для грязи

С точки зрения тормозной системы все тоже далеко не гладко. Как было сказано выше – для замедления с той же эффективностью, нужно к колесу приложить больший тормозной момент. И этот момент должен быть обеспечен механизмом, рассчитанных на куда меньший тормозной момент. Добиться этого можно только путем прижатия колодок к дискам/барабанам большей силой. Тормозной механизм при работе, с одной стороны, замедляет колесо (и приходящуюся на него часть автомобиля), а с другой — передает такое же усилие через элементы подвески на несущую систему (кузов, раму) автомобиля. То есть при торможении автомобиля с колесами большего радиуса подвеска нагружается больше. При значительном превышении радиуса может произойти даже разрушение элементов подвески или тормозного механизма, однако в большинстве случаев происходит снижение ресурса как фрикционных элементов тормозных механизмов, так и элементов подвески.

Вылет

Вылетом колесного диска называется расстояние от середины ширины обода диска до привалочной плоскости диска (той, что сопрягается со ступицей или тормозным диском/барабаном) (иллюстрация. 1). Данный параметр колесного диска важен с точки зрения распределения нагрузки между ступичными подшипниками, либо изгибающей нагрузки полуоси при зависимой подвеске, когда полуоси не являются разгруженными. Однако данный параметр колесного диска даже производителями указывается с определенным допуском (для легковых автомобилей, как правило ± 5 мм). Причиной этого является то, что распределение нагрузки между подшипниками ступицы очень сильно зависит от боковой составляющей, которая имеет место быть при движении в повороте, когда инерционная сила «тащит» автомобиль наружу поворота. Колеса догружается большой боковой силой помимо вертикальной силы от веса машины. За счет той же центробежной силы происходит перераспределение нагрузки между колесами. Наиболее нагруженным оказывается переднее внешнее (по отношению к повороту колесо). Распределение нагрузки между ступичными подшипниками при прямолинейном движении и при движении в повороте для внешнего переднего колеса показано на иллюстрации 2. Как видно, при прямолинейном движении подшипники нагружены достаточно малой силой. В повороте силы на подшипниках значительно увеличиваются. Если бы стояло колесо с большим вылетом, то силы на подшипниках в повороте были бы меньше, а при прямолинейном движении больше.

Силы на подшипниках ступицы передаются на детали подвески. В случае, показанном на иллюстрации 2 слева значительное догружаются детали подвески.

Вылет также влияет на плечо обката (иллюстрации 3).

Данный параметр показывает, на сколько управляемое колесо смещается вперед (назад) при его повороте посредством системы рулевого управления. На иллюстрации 3 показана подвеска, на которой положительное плечо обката. То есть при повороте направо правое колесо отъезжает назад, а левое — вперед и наоборот. Увеличение вылета увеличивает плечо обката. Увеличение плеча обката небезопасно. При выезде на высокой скорости правым колесом на обочину, покрытую снегом, песком, грунтом или гравием, на правом колесе будет большее сопротивление движению, чем на левом. В итоге возникнет сила, которая будет стремится развернуть управляемые колеса направо. Также при неравномерном распределении тормозных сил в тормозных механизмах передних колес или неравном коэффициенте сцепления левого и правого колес при торможении появится сила, стремящаяся повернуть управляемые колеса, что небезопасно.

В обычных режимах эксплуатации заявленный производителем вылет колеса обеспечивает оптимальное распределение нагрузки между ступичными подшипниками, оптимальное усилие в системе рулевого управления, что обеспечивает высокий ресурс данных систем автомобиля.

Высота профиля шины

Данный параметр шины для легковых автомобилей постоянно снижался. На то есть вполне объективные причины – низкопрофильные шины имеют высокую жесткость в боковом направлении, что благоприятно сказывается на курсовой устойчивости и управляемости. Многие сходятся во мнении, что колеса с низкопрофильными шинами смотрятся куда лучше высокопрофильных.

Однако у снижения высоты профиля есть и «обратная сторона медали». Пневматическая шина выполняет роль упругого элемента, то есть сглаживает неровности дорожного покрытия. И чем ниже высота профиля, тем хуже шина справляется с этой задачей. Поясним это на простом примере – при движении автомобиля на высокой скорости колесо наехало на неровность (камушек, заплатка и т. п.). Высокопрофильная шина поглощает данную неровность в значительно большей степени, нежели низкопрофильная. Можно заметить, что при прочих равных автомобиль с низкопрофильными шинами имеет худшую плавность хода – каждый «камушек» передается на кузов. При высокопрофильных шинах эти «камушки» поглощаются самой шиной. А при низкопрофильной – передаются на ступицу и элементы подвески, что снижает их ресурс. Также повышается общая вибронагруженность кузова и всего, что на нем установлено. Крупные неровности поглощаются низкопрофильной шиной в меньшей степени – бОльшая часть удара передается через элементы подвески на кузов.

Размеры шин и дисков, рекомендованные производителями в большинстве случаев являются оптимальными и обеспечивают приемлемое соотношение ходовых качеств автомобиля и ресурса ступичных подшипников, деталей подвески и рулевого механизма. В ходе проведения экспертизы деталей подвески, а также элементов тормозной и ходовой систем зачастую оказывается, что причиной многократной замены в гарантийный период деталей является использование владельцем колес не соответствующего типа-размера. Это является прямым нарушением руководства по эксплуатации. Иногда возникали случаи, когда колеса нестандартного размера были установлены дилером при продаже автомобиля в качестве подарка, что затем создавала прецедент для проведения судебной экспертизы по причине трехкратной замены амортизаторов в период гарантии. Отказ автоматической трансмиссии и ведущих мостов возникал из-за использования запасного колеса не соответствующего размера по отношению к остальным. И многое…многое другое.

Читать еще:  Какую марку шин выбрать на лето

В рамках первичной консультации учитывайте фактор влияния колес нештатного размера для исключения обоснованного отказа в иске в дальнейшем. Консультируйтесь у специалистов сервисных станций, если желаете изменить размерность колес своего автомобиля. Если у Вас возникнут вопросы, то с удовольствием ответим на них на нашем Форуме экспертизы.

Специалист Александр (ник на форуме Sancho )

Устройство автомобилей

Проходимость автомобиля

Проходимость является одним из основных эксплуатационно-технических качеств автомобиля, определяющих возможность его эффективного использования в тяжелых дорожных условиях. Этим качеством обладают автомобили всех типов, но в зависимости от их назначения в различной степени, поэтому все автомобили по проходимости делят на три основные группы – обычной, повышенной и высокой проходимости.

Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по шоссейным и грунтовым дорогам достаточно хорошего качества. К таким автомобилям относятся автомобили общетранспортного назначения с колесной формулой 4×2, обычными тороидными шинами и оснащены трансмиссией, не предусматривающей блокировку колес или осей.

Автомобили повышенной проходимости , как правило, имеют колесную формулу 4×4, 6×4, 6×6 и т. д. с широкопрофильными шинами, шинами регулируемого давления воздуха и частично или полностью блокируемыми дифференциалами. Эти автомобили предназначены для работы и движения на дорогах разного качества и с разным покрытием, а также по пересеченной местности.

Автомобили высокой проходимости – это полноприводные автомобили с шинами сверхнизкого давления, арочными шинами или пневмокатками. Они могут иметь специальную компоновку, отличающуюся от характерной компоновки автотранспортных средств, а также оснащаться дополнительными устройствами, повышающими проходимость.

Наиболее характерные виды препятствий, влияющих на проходимость автомобиля, представлены здесь.

На показатели проходимости, по которым сравниваются различные автомобили, влияют различные факторы. Их можно разбить на следующие группы:

  • геометрические;
  • тягово-динамические;
  • конструктивные.

Деление это условное, поскольку все перечисленные факторы взаимосвязаны.

Геометрические факторы проходимости автомобилей

Геометрические факторы проходимости определяют способность автомобиля не задевать за препятствия, ограничивающие пространство для его движения. Они определяются конструкцией и компоновкой автомобиля.

Дорожный просвет – это расстояние с (рис. 1) от опорной поверхности (полотна дороги) до низшей точки элементов конструкции автомобиля (не считая колес, конечно же).
Низшей точкой автомобиля обычно является картер ведущего моста, картер маховика двигателя или его поддон, а также какие-либо элементы днища кузова. Дорожный просвет определяет проходимость автомобиля по мягким грунтам и по местности с выступающими неровностями (камнями, пнями, земляными валами, канавами, колеей других автомобилей и т. п.).

Продольный радиус проходимости R1 определяется как радиус окружности, касающейся передних и задних колес и наиболее низкой точкой средней части автомобиля. Этот радиус определяет условную цилиндрическую поверхность, через которую автомобиль может переехать, не задевая ее низшей точкой, расположенной в средней части (между мостами) автомобиля.
Чем меньше R1 , тем более крутые продольные неровности дороги автомобиль способен преодолеть, не «ложась» на днище кузова или другие элементы конструкции.

Поперечный радиус проходимости R2 определяет проходимость через неровности, ширина которых соизмерима с колеей автомобиля. Чем меньше радиус R2 , тем выше проходимость автомобиля через препятствия такого типа.

Углы переднего γ1 и заднего γ2 свеса , а также передний а и задний b свесы определяют проходимость автомобиля по неровным дорогам, при въезде на препятствие или съезде с него.
Для определения углов скоса γ1 и γ2 проводят касательные к внешним окружностям шин передних и задних колес и к наиболее удаленным передней и задней частям автомобиля. Чем больше углы свеса, тем более крутые препятствия может преодолеть автомобиль.
Передний и задний свесы определяются расстоянием от крайней точки контура передней или задней выступающей части автомобиля по длине до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних или задних колес.

База автомобиля L оказывает существенное влияние на возможность преодоления пороговых препятствий, а для многоосных автомобилей – преодоление рвов. Чем больше база автомобиля, тем больше высота преодолеваемого порога, больше ширина преодолеваемого рва. Для многоопорных автомобилей преодоление рва определяется также расстоянием между соседними осями.

Радиус колеса r определяет проходимость автомобиля через пороговые препятствия и рвы, а также влияет на сопротивление движения по деформируемым грунтам. Чем больше радиус колеса, тем выше проходимость автомобиля.

Маневренность автомобиля характеризуется минимальным радиусом проворота переднего наружного колеса ρн (рис. 2); шириной полосы движения H (габаритного коридора), которую автомобиль занимает при повороте; максимальным выходом отдельных частей автомобиля за пределы траектории движения переднего и заднего колес (расстояние а и b на рисунке 2).

Тяговые и опорно-сцепные показатели проходимости

Масса автомобиля

Чем меньше масса автомобиля, тем выше его проходимость по мягким грунтам, особенно по грунтам, имеющим коркообразный покров (снег с обледенелой коркой – настом, и т. п.). Масса автомобиля определяет возможность движения по мостам и другим искусственным сооружениям, а также преодоления ледовых переправ.
Кроме того, масса автомобиля оказывает влияние на такие факторы, как удельное давление, удельную мощность, нагрузку на ось и т. п.

Удельная мощность

Удельная мощность автомобиля – это отношение номинальной мощности двигателя к полной массе автомобиля. Удельная мощность влияет на среднюю скорость автомобиля и на его динамические качества (способность быстро разгоняться и преодолевать крутые подъемы и препятствия).
Для современных автомобилей удельная мощность достигает значений 9…15 кВт/т.

Удельное давление колес

Удельное давление колес на дорогу в значительной степени определяет проходимость автомобиля по легко деформируемым грунтам. Удельное давление определяется отношением веса автомобиля, приходящегося на данное колесо к площади контакта колеса с дорогой.
Очевидно, что чем меньше удельное давление, тем меньше колесо будет проваливаться в грунт и тем выше проходимость автомобиля на мягких грунтах.

Динамический фактор

Динамический фактор определяет сопротивление, которое автомобиль может преодолеть на данной передаче. Сопротивлением в данном случае может являться затяжной подъем, противодействие качению колес со стороны дороги, ступенчатое либо какое-нибудь другое препятствие, сильный встречный ветер и т. п.
Чем больше динамический фактор автомобиля, тем выше его проходимость. Для автомобилей повышенной проходимости динамический фактор от 0,67 до 0,8. Этот показатель во многом определяется мощностью двигателя.

Коэффициент сцепной массы

Коэффициент сцепной массы kφ – это отношение сцепной массы автомобиля к его полной массы. Чем больше kφ , тем выше сила тяги по сцеплению.
Для полноприводных автомобилей kφ = 1, для автомобилей с колесной формулой 4×2 kφ0,6.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector