Meloci.ru

Как подписать шины

Как подготовиться к обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек?

Как подготовиться к обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек?

Как устроен процесс маркировки шин

Маркировка шин подразумевает под собой нанесение на все покрышки специальных идентификационных знаков в виде кодов DataMatrix. Код маркировки содержит данные о характеристиках шин, магазине, производителе, стране и дате ввоза, поставщике, импортере и другие сведения. Идентификационный знак представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный ЗНАК» — два аналогичных по содержанию кода сгенерировать невозможно. Если код был однажды использован, то повторно его применить не получится. Когда покрышка будет продана конечному покупателю, идентификационный знак удалится из системы. В случае утилизации товара (к примеру, при выявлении заводского брака) код подлежит уничтожению.

За выпуск кодов маркировки и отслеживание шин отвечает система мониторинга «Честный ЗНАК» (ГИС МТ). Чтобы оборот шин был прозрачным, каждому участнику рынка необходимо предоставлять данные о текущем статусе товара. Разберем поэтапно.

Производитель и импортер

Регистрируются в ГИС МТ, заказывают коды для каждой шины и потом маркируют их. Перед передачей поставщику промаркированных шин создают электронную накладную — универсальный передаточный документ.

Участники обязательной маркировки шин передают документы через оператора электронного документооборота (ЭДО). Так система мониторинга получает информацию, что шины готовы к отгрузке, одновременно с поставщиком.

Дистрибьютор

Регистрируется в ГИС МТ и заключает договор с оператором ЭДО. Перед приемкой шин от производителя или импортера сверяет коды маркировки на товарах с данными в передаточном документе.

Если нарушений нет, принимает шины и формирует новую накладную для розницы. Товар везут в магазин. Это отображается в системе мониторинга.

Розница

Регистрируется в ГИС МТ и заключает договор с оператором ЭДО. Магазин получает накладную от дистрибьютора и проводит сверку. Для этого сканирует коды с шин и, если все в порядке, принимает товар. Система мониторинга получает информацию о том, что шины поступили на баланс магазина.

Когда шины покупают, кассир сканирует маркировку еще раз, чтобы товар вышел из оборота.

Если шины возвращают с поврежденным кодом маркировки или без кода, магазину нужно перезаказать его в ГИС МТ и наклеить на шины самостоятельно.

Этапы введения маркировки шин и автопокрышек

Правительство установило сроки внедрения маркировки шин постановлением № 1958 от 31 декабря 2019 года:

  • С 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами.
  • До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 ноября 2020 года.
  • С 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения о приобретении, продаже и ином обороте шин в систему маркировки “Честный ЗНАК”.

Что нужно магазину для продажи маркированных шин

Квалифицированная электронная подпись, чтобы передавать отчетные документы в контролирующие органы и ГИС МТ. Подпись оформлять нужно на того, кто вправе действовать от лица организации без доверенности.

Личный кабинет на сайте ГИС МТ, чтобы передавать информацию о шинах. В нем хранится информация о товарах, магазине, кассирах. Через личный кабинет розница передает данные системе о вводе или выводе шин на рынок и запрашивает коды маркировки, если это необходимо.

Новое ПО кассы и 2D-сканер, чтобы сканировать коды маркировки и отправлять данные в ГИС МТ и налоговую при продаже шин.

Считывает коды только 2D-сканер. Его нужно купить и настроить.

Установить новое ПО кассы можно самостоятельно через производителя оборудования или обратиться в сервисный центр.

Когда маркировать остатки шин

До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые не были реализованы до 1 ноября 2020 года.

Как промаркировать остатки шины

Описать шины

На сайте «Честный ЗНАК» в своем личном кабинете необходимо описать имеющиеся на остатках шины и покрышки:

  • Новые шины — по 13 характеристикам в личном кабинете ГС1 РУС.
  • Остатки — по 4 характеристикам в личном кабинете Честного ЗНАКа. Остатки можно описывать и по полной схеме, если вы можете это сделать: в ЛК ГС1 РУС, по 13 атрибутам.

Заказать коды маркировки

Коды маркировки для остатков шин необходимо заказать через ЦРПТ. Информация о готовности кодов будет доступна в личном кабинете.

Распечатать коды

После того как коды будут готовы, необходимо распечатать их на принтере для наклеек или обычном принтере с возможностью печати на самоклеящейся бумаге.

Наклеить коды маркировки

Необходимо самостоятельно наклеить коды на саму покрышку.

Ввести в оборот

После этого необходимо ввести шины в оборот посредством раздела «Документы» на сайте «Честный ЗНАК». Теперь система знает, какие остатки покрышек имеются у розничного магазина.

Ответственность за нарушения

За производство шин без обязательной маркировки или с нарушением установленного порядка маркировки:

  • для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

За хранение, транспортировку, продажу, покупку в целях сбыта шин без маркировки:

  • для граждан — от 2 до 4 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей.

За нарушение во всех случаях предмет административного правонарушения конфискуют.

За производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт шин без маркировки в крупном размере (на 1,5 млн рублей или больше) возможно уголовное наказание:

  • штраф в размере до 300 тысяч рублей или дохода за период до двух лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или дохода за период до шести месяцев.

Контур.Маркет — решение для работы с маркированными товарами. Позволяет не только вести полноценный товарный учет, но и производить все необходимые операции с маркированными товарами. Запрашивать для немаркированных остатков товаров коды в «Честном знаке», наносить эти коды на ярлыки (этикетки, коробки) и вводить промаркированную продукцию в оборот. Также вы сможете принимать электронные накладные с маркированными товарами, подтверждать их электронной подписью, делать возвраты и корректировки, продавать маркированные товары на онлайн-кассе.

Читать еще:  Как резать шины для клумбы

Что нужно знать об электронной маркировке шин

С 1 декабря 2019 года в России стартует обязательная электронная маркировка резиновых шин и покрышек. Нововведение идёт в рамках общей стратегии государства на усиление прослеживаемости движения товаров — табака, лекарств, обуви, шуб, ювелирных украшений, фототехники и продуктов питания.

Маркировку шин активно поддерживают сами производители. С её помощью они хотят сократить количество контрафакта. За оставшиеся месяцы бизнесу предстоит участвовать в экспериментах по маркировке шин и готовить свою ИТ-инфраструктуру к официальному началу проекта.

Коротко о маркировке

Маркировка шин предполагает нанесение на покрышки уникальных идентификационных знаков. Считывая с них данные, можно будет получить исчерпывающую информацию о происхождении продукта — о стране-производителе, бренде, торговых представительствах на территории РФ (если покрышка импортирована из-за рубежа), основных эксплуатационных характеристиках.

Идентификационный знак строго уникален — два аналогичных по содержанию кода сгенерировать невозможно. А уже использованный единожды код более не присваивается товару. Если покрышку продадут конечному покупателю, то код выведут из системы. При утилизации товара код также необходимо уничтожить.

Наносимые знаки будут состоять из двух блоков:

  • Кода категории и конкретного экземпляра для идентификации шины
  • Проверочного кода, с помощью которого можно подтвердить подлинность зашифрованной информации

Для импортных шин маркировка станет гарантией законности ввоза на территорию России и легальности производства. Контрафакт или контрабанду промаркировать государственными знаками идентификации будет чрезвычайно сложно.

Что говорит закон

Ключевым документом, определившим сроки запуска маркировки шин, стало распоряжение правительства РФ от 28 апреля 2018 года №792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации».

При этом вся система маркировки товаров средствами идентификации опирается на федеральный закон №487-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Закон вступил в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится новый закон о маркировке товара — его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы — от условий оплаты за генерацию кодов до ответственности за нарушения маркировки.

25 января 2019 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект распоряжения правительства «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации шин и покрышек пневматических резиновых новых на территории Российской Федерации». Сейчас документ проходит общественное и экспертное обсуждение.

Как это будет работать

В прошлом году инициаторы эксперимента выбирали между двумя типами маркировок — DataMatrix и RFID.

Совместное предприятие «Роснано» и «Систематики» разработало RFID-чип для маркировки автомобильных шин. Её монтаж предполагал, что изъять метку без повреждения шины будет невозможно, что помогло бы защитить продукцию от подмены и контрафакта. Чипу обещали защиту от перепадов давления, температур и механических воздействий

Но ставку должны сделать на использование DataMatrix-кода. Его применение поддерживают представители автопрома. В пользу DataMatrix играют такие аргументы как отсутствие необходимости установки дополнительного оборудования. Например, используемые в торговле двухмерные сканеры пригодны для работы с такой кодировкой; изображение можно наносить на любые поверхности; код может распознаваться даже при повреждениях рисунка и, что особенно актуально в контексте покрышек, код «отбивается» сканером даже через несколько слоев упаковочного полиэтилена.

Итоговый вариант официально определит Минпромторг.

С 1 марта по 30 ноября 2019 года будет идти экспериментальная часть проекта маркировки шин. Функции оператора эксперимента переданы ООО «Оператор-ЦРПТ», которое согласилось выполнять их на безвозмездной основе.

В оборот продукция будет выпускаться только после нанесения кодов. Одновременно с этим в систему мониторинга нужно будет передавать данные о смене собственника продукции, размере партий, возвратах товара.

После выхода проекта в официальную часть, отношение к немаркированной продукции будет строгим. Её предполагается изымать без возможности возврата предпринимателю. Попытка запустить в продажу покрышки без кодов будет чревата существенными финансовыми рисками. Кроме изъятия шин предполагаются штрафы и даже вероятность уголовного преследования при значительных объёмах обнаруженного контрафакта.

Последствия для рынка

В отличие от других сфер производства, которые затронет маркировка, в автомобильной промышленности одним из инициаторов внедрения инновации стал сам бизнес. Они согласились понести некоторые расходы на обновление ИТ-инфраструктуры, предполагая, что в конечном итоге окажутся в плюсе из-за ухода с рынка «серой» продукции.

Сейчас в рабочую группу по маркировке шин входят — «Татнефть-Нефтехим», Cordiant, Bridgestone, Nokian Tyres, Goodyear, Michelin, Continental и Pirelli. Очевидно, что такое представительное лобби будет отстаивать и свои, и отраслевые интересы.

Пока обязательная маркировка зимних и летних шин не введена, стоимость одного кода обсуждается. Но ожидается, что цена будет минимальной и не отразится на стоимости покрышек.

Что нужно для внедрения системы маркировки

Внедрение электронной маркировки неразрывно связано с уходом от бумажного документооборота между участниками сделок. Строгие требования к наличию маркировки и оперативному внесению изменений при продаже товара (от производителя, импортёра или дистрибьютора к розничному продавцу) предполагают точный и быстрый обмен данными по поставкам между сторонами. Бизнес-партнёрам потребуется минимизировать ошибки и неточности при оформлении сопроводительной документации, что может дать только ЭДО.

Бизнесу рекомендуется уже сейчас заняться вопросами автоматизации обмена данными и электронным документооборотом, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты оптимитизации бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.

Кроме того, потребуется настроить передачу самих данных по маркировке в единую систему мониторинга. Предприятиям нужно выбрать, каким решением они будут пользоваться: разработают за оставшийся срок что-то собственное или воспользуется тем, что предлагают профильные ИТ-компании, занимающиеся системной интеграцией.

Читать еще:  Какие шины на форд транзит фургон

Пока же у бизнеса есть возможность, чтобы подключиться к пилотным проектам, изучить устройство системы маркировки в автомобильной отрасли, и решить стоящие задачи.

Готовимся к обязательной маркировке шин

По поручению правительства РФ к 2024 году должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

Все законодательные нововведения в отношении маркировки импортируемой продукции не могут оставаться без внимания со стороны провайдеров комплексных логистических услуг, которые часто берут на себя роль исполнителей маркировки перед импортом товаров на территорию ЕАЭС в случаях, если производитель требуемую маркировку не обеспечивает.

Ранее мы уже писали о том, как в ГК TELS подготовились к обязательной маркировке импортируемой алкогольной продукции в системе ЕГАИС. Сегодня в компании идет Проект по подготовке к обязательной маркировке шин. Какой объем работ предстоит проделать логистическому провайдеру, чтобы обеспечить беспроблемный переход к новому формату маркировки – рассказывают эксперты TELS.

Александр Устимович, ведущий специалист по работе с ключевыми заказчиками:

С 1-го декабря 2019 года стартует обязательная маркировка шин. Наша компания сотрудничает с мировыми производителями шин и, чтобы сохранить существующих и привлекать новых клиентов в шинной отрасли, нам нужно обеспечить надежную услугу по маркировке.

Сейчас в рамках Проекта идет процесс выстраивания отношений с поставщиками – согласовываем работу со складами и транспортными компаниями: уже выбран основной поставщик складских услуг, согласованы тарифы на маркировку грузовых и легковых шин, составлен список транспортных компаний, готовых участвовать в тестовых и регулярных перевозках. Но мы все равно продолжаем встречи с предприятиями складского сервиса, которые могут стать нашими альтернативными поставщиками услуг на случай резкого увеличения грузопотока. Также мы добились включения нас в рабочую группу на базе ЦРПТ (Центр Развития Перспективных Технологий), в которую входят представители ведущих шинных компаний. Следующий этап нашего Проекта – тестовые перевозки с выполнением маркировки.

ЦРПТ объявил о старте эксперимента по маркировке шин и обозначил сроки его проведения – с 20 июня по 30 ноября 2019 года. Но подробной информации об этапах эксперимента, требованиях к участникам и методических рекомендаций оператор пока не озвучил, ждем этой информации.

Виталий Полик, заместитель руководителя Департамента сборных грузов:

Нам удалось стать участниками рабочей группы на базе ЦРПТ, но даже члены этой группы достоверно не могут ответить на вопросы: «Каким образом будет наноситься уникальный код на шину: наклейка с Data Matrix кодом или RFID метка?» и «Каким образом он будет передаваться производителю/логистическому оператору для нанесения на товар?». Возможна реализация нескольких способов нанесения маркировки на шины, но рекомендации появятся только после пробных партий. Сегодня все импортеры и производители готовятся к появлению возможности получить коды в Личном кабинете ЦРПТ, а мы уже готовимся к передаче этих кодов нам и работаем над организацией инфраструктуры и IT решений для нанесения кодов на шины.

Общий процесс маркировки включает в себя следующие этапы:

  1. Импортер обращается в ЦРПТ за выпуском марок/присвоением товару уникального кода. Импортер с помощью программного продукта получает марки в цифровом формате и передает их производителю/логистическому оператору.
  2. На уровне производителя/импортера/логистического оператора: уникальный код наносится на товар.
  3. На уровне логистики: фиксируется весь путь товара — от завода до потребителя;
  4. На уровне магазина: товар размещается на полке только после сканирования кода, что исключает возможность выкладывание подделки.
  5. На уровне кассы: кассир сканирует код в момент продажи, ОФД (оператор фискальных данных) сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл. При продаже на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафактный товар.
  6. На уровне потребителя: осуществляется общественный контроль и выявление нелегального товара с помощью мобильного приложения «Честный знак».

Общая схема процессам маркировки (источник – kontur.ru):

Логистический провайдер, организующий импортную перевозку при отсутствии на продукции маркировки, встраивает свои услуги в общую схему на 2-3-м этапах:

Важно отметить, что подобный проект уже был реализован в TELS – маркировка импортируемого вина, поэтому опыт в таких делах имеется уже достаточный. Единственное, что мы не можем контролировать в этом Проекте – это вероятность смещения сроков самим ЦРПТ и переноса внедрения маркировки шин на более поздний срок.

Разбираемся в маркировке шин: что означают те или иные надписи, как узнать какая резина перед Вами?

На боковины пневматической шины всегда нанесена определенная маркировка, несущая информацию о ее размере, типе, конструкции, сезонности и ряде других характеристик. Рассмотрим подробнее обозначения, которые автолюбители могут встретить на покрышке. Данная информация также будет полезна тем, кто купил авто и хочет узнать какая резина на машине.

Что означают все эти надписи?

Прежде всего, данные условные обозначения указывают на ширину и высоту профиля, на диаметр посадочного места. Значения могут быть указаны в дюймах, миллиметрах либо одновременно двумя способами. Также на шине указывается индекс скорости (см. картинку выше).

Какие еще надписи и обозначения можно встретить на шинах

  • Латинская буква «R» или надпись перед обозначением диаметра «Radial» означают, что перед вами шина с радиальной конструкцией. Если конструкция диагональная, то она просто не будет никак обозначаться. Но таких шин уже почти не осталось.
  • «C» — резина для малой коммерческой техники (микроавтобусов и легких грузовичков). От английского слова Commercial.
  • «LT» – такое же обозначение, но для Северной Америки (Light Truck).
  • «L» — таким символом могут обозначаться низкопрофильные шины.
  • «Extra Load» (XL) — обозначение усиленной покрышки. Отличается от обычной шины большим индексом допустимой нагрузки.
  • «M+S» — дословно в переводе с английского «грязь + снег» (Mud + Snow). Такие обозначения встречаются на всесезонной и зимней резине. Эти шины хорошо работают на мягком покрытии: песке, снегу, грязи. Не стоит думать, что «всесезонка» с таким значком является зимней шиной.
  • «All Season» или «Any Weather», может быть «AS» — обозначения всесезонных покрышек.
  • «Снежинка», может быть снежинка в скале — обозначение зимней авторезины. Причем конкретно зимней, а не «еврозимы».
  • «Зонтик», надписи: «Rain», «Aqua», «Water», «Aquacontact», «Aquatred» — указывают на дождевые шины (такие покрышки имеют мощную систему водоотвода, но на сухой дороге их показатели хуже, чем у стандартных шин).
  • «Inside», «Outside» — таким образом обозначены внутренняя и внешняя стороны на асимметричных шинах. Монтировать такую резину на диски необходимо строго по этим указателям ( какие виды протекторов бывают).
  • «RunFlat», RSC (RunFlat System Component) — резина, которая сохраняет свои свойства после прокола. Шины, изготовленные по технологии Run Flat, у разных производителей шин могут называться по-разному. После того, как давление в колесе полностью упало, на нем есть возможность еще проехать от 60 до 150 км без повреждения, но желательно не ехать больше 80 км/ч.
  • Надпись «Rotation» или значок в виде стрелки — такую маркировку наносят на шины с направленным рисунком протектора. Это направление так же необходимо учитывать при шиномонтаже, иначе продуктивность шины будет полностью потеряна.
  • «Tubeless» — обозначение бескамерной шины. Если этой надписи на шине нет, то без камеры ее нельзя использовать. 100-процентно на это указывает надпись «Tube Type».
  • «AT», «A/T» (All Terrain) – универсальные покрышки для внедорожников и кроссоверов, предназначенные как для шоссе, так и для пересеченной местности. Но, в по-настоящему серьезное (и даже — среднее) бездорожье на них заезжать не стоит. Отличие AT от MT и вообще что это всё означает тоже в ссылке.
  • «BLK» — обозначение черной боковины.
  • «DA» (Defective Appearance) — этот штампик означает, что шина содержит небольшие дефекты, полученные при ее изготовлении, но не влияющие на ее качество. Дефект чисто косметический.
  • «DD» — шипы у шин с такой маркировкой имеют прямоугольные сердечник и алмазные грани.
  • «FR» (Flangerib) — борта таких покрышек усиленные.
  • «HP», «H/P» (High Performance) – шины премиум класса, которые отличаются высокой производительностью и высоким скоростным индексом. Так маркируют только шоссейные шины для внедорожников и легковых авто.
  • «HT», «H/T» (HighwayTerrain) — такую маркировку можно встретить на шинах для кроссоверов и внедорожников. Означает она, что на такой резине можно передвигаться только на дорогах общего пользования, без выезда на любое, даже самое легкое бездорожье.
  • «MD» — шины имеют пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
  • «REGROOVABLE» — протектор шины можно углубить посредством нарезки специальной машинкой.
  • «FR» — после обозначения типоразмера означает шину с защитой обода диска.
  • «Reinforced», «Reinf.» или буквы RF после указания типоразмера означают усиленную шину, имеющую больше слоев резины, по сравнению с обычной.
  • «SD» – шипы с твердосплавным сердечником.
  • «MFS» (Maximum Flange Sheild) – шина со специальной системой, защищающей ее от механических повреждений, которые могут быть получены от контакта с бордюрами или тротуаром. Покрышка имеет особый буфер на нижней части боковой стенки.
  • «Left» или «Right» — обозначения асимметричных направленных шин, которые строго бывают левыми или правыми. Это обязательно должно учитываться при шиномонтаже.
  • «MT», (Mud Terrain) — так обозначается резина для настоящего бездорожья, которая устанавливается только на внедорожники. Резина с мощным, агрессивным протектором, не подходящая для асфальта.
  • «OD» – шипы с овальным сердечником.
  • «Max Pressure» — указывает на максимально допустимое давление в колесе.
  • «Max Load» — обозначение максимальной допустимой нагрузки в килограммах на колесо.
  • «Studless» — такие шины нельзя ошиповывать.
  • «Studdable» — а такие можно.
  • «Steel» — эта надпись сообщает о наличии металлического корда в конструкции шины.
  • «E» в кружке означает соответствие ECE (европейским требованиям).
  • «DOT» — соответствие американскому стандарту качества.
  • «Temperature» — может быть «A», «B» или «C». Показатель термостойкости шины на большой скорости. Самая стойкая резина обозначается «Temperature A».
  • «TWI» — указывает на то, что шина имеет индикаторы износа. Надпись может сопровождаться стрелкой. Сами индикаторы в количестве шести или восьми штук расположены на протекторе шины, и выполнены они в виде выступов в углублении канавки протектора. Высота выступа обычно — 1.6 мм. Как только протектор сравняется с выступом, шину необходимо заменить.
Читать еще:  Датсун какое давление в шинах

Про стандарты Евросоюза

С недавних пор законодательство ЕС требует наносить на шины, реализуемые на территории Евросоюза, информацию о экологичности и безопасности. Теперь на них обязательно нужно клеить наклейки, чем-то напоминающие обозначения на бытовой технике. На маркировке указываются показатели расхода топлива, сцепления с мокрым дорожным покрытием, уровень издаваемого шума, выраженный в Дб.

Разберем подробнее эти обозначения

Топливная экономичность

Значок с бензоколонкой. В качестве ориентира взято сопротивление шины качению, которое самым прямым образом влияет на этот показатель. Шкала от «А» (самые экономичные шины) до «G» (самое большое сопротивление качению).

Сцепление на влажной дороге

Значок с дождиком. За основу взят показатель тормозного пути на мокрой дороге. Шкала от «A» до «F» (самый длинный тормозной путь).

Уровень шума

Значок с динамиком. В качестве показателя взят звук, издаваемый шиной при движении, выраженный в децибелах. Класс акустического комфорта отражается черными делениями звуковых волн. Одна волна — тихая шина, соответственно, три волны — самая громкая.

Вот и все основные маркировки, которые вы можете встретить на современных шинах. Конечно, производя новые шины, отдельные производители могут добавлять какие-то свои обозначения и даже метки , но они не являются типичными, и поэтому рассматривать их в рамках данной статьи нецелесообразно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector