Meloci.ru

Как определить возраст шины

Возраст шин

По опыту известно, что шинная промышленность в вопросах старения шин держится довольно скрытно. С одной стороны, не хочется допускать разговоров о желании искусственно взвинтить продажу шин «данными о слишком скудной стойкости» шин, с другой стороны, «свои» шины должны блистать особой долговечностью. Те, кто много ездит, не должны беспокоиться о проблеме возраста шин; они «заблаговременно» износят шины еще до того, как можно будет ожидать снижения безопасности, обусловленного старением покрышек. Тем не менее, даже внешне безупречные и достаточно профилированные шины могут утратить существенные признаки качества только за счет старения, особенно это касается устойчивости на мокрой дороге и пригодности для использования в зимних условиях. В основном старение шин определяют два фактора: газообразный озон в атмосфере в небольшом количестве постоянно проникает в резину шины и разрушает соединения серы между молекулами каучука. Резина утрачивает эластичность. И, кроме того, молекулы «крошатся». Особенно твердеют и становятся хрупкими шины, которые хранятся без использования; постепенно возникают волосяные возрастные трещины. Оба фактора — утрата эластичности и возрастные трещины — значительно ограничивают ходовые качества на мокрой дороге. Дополнительный ущерб наносят шинам погода, а также контакт с жирами, маслами и химикалиями. Наблюдаемую однажды «специальную услугу» на мойке, когда губочкой, пропитанной дизельным маслом, протирались боковые стороны шин для придания им насыщенного черного цвета и блеска, можно поистине назвать медвежьей.

Michelin подтверждает десятилетний срок службы своей продукции при условии правильной эксплуатации; более старые шины могут оставаться на автомобиле только в том случае, если на них до этого всегда ездили при нормальных условиях. За счет постоянного сминания в резине активизируются размягчители, предотвращающие отвердение и образование трещин. Подобные подтверждения гарантии, сделанные другими изготовителями, неизвестны. Исследование неиспользованных запасных колес, сделанное ADAC, выявило значительное влияние возраста шины на прочность при испытаниях на скорость вращения. Вывод: шины в возрасте шести лет уже могут скрывать в себе значительный риск для безопасности:

Действительно, анализ тяжелых аварий, связанных с разрывами шин, проведенный специалистами DEKRA, выявил, во всех случаях в качестве причины старение шин.

Причем это всегда были шины в возрасте от шести до двенадцати лет. Опасность особенно велика, если старые шины внезапно подвергаются тяжёлой нагрузке, если они используются на больших расстояниях или еще с пониженным давлением воздуха. Тогда на больших скоростях едва ли можно избежать тяжелых несчастных случаев. Со старыми шинами, особенно часто встречаются жилые автоприцепы и автомобили для путешествий из-за их относительно небольшого годового пробега.

Специалисты придерживаются мнения, что летние шины с индексом скорости S (до 180 км/час) могут использоваться максимум 8 лет, а в отношении высокопроизводительных шин высших классов скоростей (шины Н, V и ZR) экономия вообще неуместна. Шины, подвергающиеся высоким нагрузкам, должны меняться на новые уже через четыре — шесть лет.

Зимние шины уже через четыре года ощутимо стареют из-за своих особых резиновых смесей. Со временем резиновая смесь их протектора «стекленеет». Но в этом случае можно довольно легко удлинить срок использования зимних шин, оставив их после зимы на автомобиле. Semperit не разделяет мнения ADAC относительно того, что зимняя шина уже через два года не может считаться новой и покупатель должен требовать соответствующего понижения цены. «Современная зимняя шина, — так говорит представитель одной фирмы, — и через один-два года такая же новая, как и раньше, при условии правильного хранения самим продавцом или изготовителем».

DOT или как определить возраст шины

Но сколько лет шине? Информацию об этом дают цифры за номером, DOT на боковой стороне, но, к сожалению, только в закодированном виде. Хотя код легко расшифровывается: с 2000 г. последние две цифры означают год производства, перед ними двузначной цифрой указана неделя производства (ННГГ). Пример: цифры DOT 1400 означают, что шина выпущена на 14 неделе 2000 г. На шинах до 2000 г. делалось трехзначное обозначение DOT c кодом ННГ для недели выпуска (двухзначным) и года производства (последняя цифра). Ради полноты сведений следует упомянуть, что с 1990 г. за опознавательным кодом DOT путем вулканизации наносился еще маленький треугольник, чтобы отличить шины 90-х годов от шин более старых выпусков.

В личных интересах все новые шины при покупке должны быть самого последнего изготовления; от старожилов магазина лучше отказаться.

Заводская гладкость поверхности или проблемы новых шин

После монтажа новых шин во всех случаях нужно некоторое время соблюдать осторожность, т.к. все выпущенные только что с завода шины обладают определенной гладкостью поверхности, которая в особенности на мокрой дороге непривычно сильно снижает показатели трения и может привести к неприятным сюрпризам. Это обусловлено процессом изготовления, во время которого, во-первых, формы для вулканизации, отполированные до блеска с внутренней стороны, разглаживают поверхность шины и, во-вторых, на новой шине еще сохраняются прилипшие остатки смазки. Эта смазка не допускает приклеивания шины к форме во время вулканизации и позволяет ей легче выниматься. Но на новом изделии неизбежно остаются остатки этой смазки, которые уничтожаются уже после нескольких километров дороги.

Читать еще:  Мтз 1221 какие шины

Необходимая мелкая шероховатость поверхности шины устанавливается на сухой дороге примерно лишь через 200 км, на мокрой дороге нужно соответственно дольше считаться с возможностью скольжения.

Определение года выпуска и даты производства шин

Определение даты производства автомобильной покрышки – важный момент, определяющий как долго изделие можно эксплуатировать без риска для участников дорожного движения. Узнать год выпуска резины можно по специальным маркировкам на боковых частях изделия. Данный показатель должен влиять на конечный выбор потребителя при покупке шин, при этом также учитывается страна изготовления.

80% торговых точек, при вопросе, имеет ли значение возраст покрышки, отвечают, что нет. Однако это 100% обман. Согласно исследованиям производителей Hankook, Continental и других мировых брендов, шина может храниться в надлежащих условиях до 5 лет от момента производства. Поэтому при вопросе: важен ли данный индекс, правильный ответ – да.

Существуют отличия для сроков службы и хранения разных моделей. К примеру покрышки «Бриджстоун-Близак» или «Айс-Круизер-7000» при правильном хранении сохраняют свойства до 5 лет, а летние модели допускается складировать не более 120 месяцев.

Как определить год выпуска резины


В разных странах существуют собственные маркировки, дающее определение даты производства автомобильных покрышек. Однако в начале 2000 годов, производители стали придерживаться общих стандартов. Это стало необходимостью по причине распространения и смешивания продукции. К примеру, для иностранных брендов Kumho, Yokohama, Dunlop, «Пирелли» устанавливается специальная маркировка, где зашифрованы точные данные.

Последнее время к общим нормам присоединились и другие изготовители:

Далее представлено более точное определение времени изготовления покрышек популярных производителей.

Дата выпуска шины: где указывается

Согласно нормативным документам организации Department of Transportation всем производителям автомобильных покрышек в обязательном порядке необходимо наносить маркировку даты производства на своей продукции. Код должен быть отделен от прочих обозначений, что выделяет его для лучшей идентификации.

Для моделей производителей типа Goodyear, Мишлен, Нокиан, актуально расположение кодировки в отдельно вынесенном овале. Индекс состоит из 4 цифр, что облегчает его поиск и расшифровку.
Для примера можно взять шины Nokian Хакапелита 7/5/8 поколений.

В данном случае видно – индекс выделен резиновым овалом, цифры выделяются среди общих обозначений.

Также на рынке можно встретить продукцию со странными индексами типа YYY 2015/2117 и прочими. Найти его можно на боковых частях покрышки.

Это типичные определители для бренда Якохама.

У компании Goodyear можно найти следующее обозначение:

Как видно по фото, цифры кода не окружены резиновыми кругами или квадратами, а просто написаны при вулканизации.

Маркировка даты выпуска шин и расшифровка их обозначений

Состоянием на 2020 год существует обще принятая маркировка даты производства автомобильных шин по коду DOT. При этом, для легковых автомобилей, грузовых тягачей и автобусов правила едины.

Боковые части на покрышках марок Bridgestone, Michelin, Toyo, Кама, содержат так называемую ДОТ кодировку. Сам индекс состоит из нескольких символов, однако в данном случае покупателя должны интересовать именно последние 4 цифры.

Распределение на недели учитывается согласно нормативному акту ISO 8601, где строго разбиты календарные отчисления понедельно.

Также на некоторых модификациях резины можно встретить обозначение типа «YYY2018» и аналогичных. Особенно часто подобное указывают на продукции бренда Yokohama. Встретив данную маркировку пугаться не стоит. Первые три буквы не берутся во внимание, интересны цифры – 2018 говорит покупателю, что изделие выпущено с конвейера на 20 неделе 2018 года.

«В закромах» некоторых уникальных магазинов до сих пор можно встретить колеса с трехзначными индексами типа 125 или 129. Это стандартная маркировка деталей, произведенных до 2000 г. При этом нет распределения зимняя это резина или летняя.

Здесь также существует определение недели и года выпуска. Для точного понимания ситуации необходимо обратить внимание на место после крайней цифры. К примеру, если после кода стоит пробел или треугольный символ – это определяет 90-е годы, а при отсутствии посторонних пометок, модель выпущена в 80-е.

Инструкция по определению времени производства

Для примера можно взять стандартную покрышку Европейского бренда. Здесь определить время производства можно таким образом.

  1. Внимательно рассмотреть боковины резины и найти сочетание DOT.
  2. В данной полосе могут содержаться цифры, буквы и прочие символы.
  3. Требуется продвигаться до конца строки, где выделить последние 4 цифры.
  4. Первые две говорят о неделе, а последние о годе, когда продукт покинул конвейер.

Определение срока годности шины

Конкретные даты зависят от качества материала, условий хранения. К примеру, идеальная складская среда представляет собой сухой цех, где отсутствуют перепады температур, минимальная сырость и исключено попадание прямых солнечных лучей. При соблюдении всех параметров допускается хранение изделия в течение 7-8 и 4-5 лет для летней и зимней резины соответственно.

Читать еще:  Какое давление должно быть в шинах хендай старекс

Более точные исследования проводились брендами MICHELIN, Continental и другими. Искусственные тесты подтвердили данные результаты и показали, что покрышка, пролежавшая на складе 2-3 года практически не отличается от свежей по характеристикам. В 2020 году можно брать продукты, выпущенные после 2014-15 г. А для изделий 2012 годов уже настал критический момент списания.

При этом данные актуальны исключительно для брендовой продукции типа Blizzak Spike 01, Гудиер, Ханкук и аналогов японского или Европейского производства.

Для простых модификаций, необходимо пересмотреть сроки в меньшую сторону. При этом затрудняется определение тем, что дешевые покрышки могут не оборудоваться датами. Следовательно, необходимо тщательно просмотреть такие факторы.

  1. Внешний вид – свежая резина насыщенного, черного цвета, белесый оттенок или налет отсутствует.
  2. Материал мягкий, упругий, структура однородная.
  3. На стенках и протекторной части изделия отсутствуют мелкие трещины или надрывы.

При соблюдении всех параметров на колесе можно ездить.

Что такое “возраст” шины: как его определить и какую резину можно считать “свежей”

09.03.2017, 15:45 1.1k Перегляди

Когда речь идет о шинах, в основном обращают внимание на их технические характеристики и стоимость. Вместе с тем, как и у любого другого продукта, кроме физических характеристик и цены, у шин есть ещё и срок годности.

Чтобы верно судить об этом показателе, нужно учитывать не только последние четыре цифры DOT-кода. Большое значение в данном вопросе имеет своевременное обслуживание шины в ходе эксплуатации, а также то, по каким дорогам ей приходится «колесить» и какие погодные условия преодолевать. Не менее важно и то, где и как хранилась шина до приобретения. Рассмотрим по порядку каждый из этих пунктов.

Паспортные данные

Отправной точкой жизненного цикла шины являются последние четыре цифры специального 12-значного кода на боковине. Взглянув на них, можно узнать неделю и год, когда шина сошла с конвейера. Эти сведения, безусловно, нужны, когда принимается решение о покупке новых шин.

Вместе с тем следует понимать, что нет необходимости жестко привязывать дату выпуска шины к текущему моменту, ведь это не скоропортящийся товар, как продукты питания, и в отличие от модной одежды он не утратит актуальности через сезон. В качестве примерного ориентира будет полезна следующая информация.

По рекомендации Nokian Tyres, которая не противоречит рекомендациям Европейской Ассоциация производителей шин и каучука, максимальный возраст шины составляет 10 лет с момента производства, максимальный эксплуатационный – почти наполовину меньше, 6 лет.

«Следует также заметить, что при условии хранения в соответствии с рекомендациями производителя, шины, выпущенные не более 3 лет назад, считаются новыми и не уступают по характеристикам выпущенным в текущем году, – комментирует Александр Снисар, менеджер систем качества Nokian Tyres Украина. – То есть шины одной модели, выпущенные, например, в 2014 и 2017 году, имеют абсолютно одинаковые характеристики».

Обслуживание – персональная зона ответственности

Данный пункт приобретает принципиальное значение с началом эксплуатации, когда запускается процесс реального «старения» шины. И здесь ситуация полностью в руках водителя. Он либо контролирует её – и получает больше лет и километров безопасного вождения с конкретным комплектом шин. Либо пускает на самотёк – и тогда даже самые передовые технологии не добавят шинам пробега.

С помощью регулярного обслуживания можно существенно продлить срок службы шин. Для этого минимум раз в месяц следует проверять уровень давления в шинах, отслеживать остаточную глубину протектора и периодически контролировать развал/схождение. Также каждые 8000 км желательно осуществлять ротацию шин передней и задней оси. Износ шин при этом будет более равномерным, и они прослужат дольше.

Дорожный стресс и испытание погодой

К сожалению, до сих пор дороги не стали нашим национальным достоянием, да и резкие перепады погоды отнюдь не благоприятствуют долгой и беззаботной «жизни» шины. Эти два фактора серьезно влияют на длительность срока, в течение которого шины «будут годны к употреблению». Изменить их нельзя, а вот приспособиться можно. Беспроигрышный вариант – надежные шины, разработанные с учетом специфики вождения в регионе, и спокойная манера вождения. С последней ниже будет не только нагрузка на шины, но и вероятность попасть в неприятную переделку.

Срок годности шин – условная граница, а не жесткие рамки

Всё сказанное выше нуждается в поправке на такой фактор, как складирование продукции до продажи. Ведь от этих неочевидных и зачастую не известных покупателям обстоятельств напрямую зависит то, как в дальнейшем поведёт себя шина на дороге. Так, шины, хранящиеся на открытой площадке, под дождем и солнцем, вряд ли надолго сохранят свои свойства в первозданном виде. В связи с этим рекомендуется покупать шины исключительно у официальных дилеров.

Читать еще:  Автомобильный манометр для шин какой лучше

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Сроки эксплуатации шин автомобиля

Cодержание

Введение

Автопокрышки, как и всякие прочие изделия, имеют установленный гарантийный срок эксплуатации. В течение этого времени производитель дает гарантию, что шины сохранят свою работоспособность при условии правильного использования и хранения.

Как определить возраст автошин

Возраст автошин определяется по маркировке, размещенной на боковой стороне, а именно – по дате изготовления. Она представляет собой комбинацию из четырех цифр. Две первые – это номер недели года, две последние – год выпуска.

Например, цифры «1509» означают, что покрышка изготовлена в 15 неделю 2009 года. С этого момента начинается отсчет гарантийного срока, установленного производителем.

Стандарты на сроки эксплуатации автошин

Отечественными стандартами, определяющими минимальный срок эксплуатации покрышек, являются:

  1. ГОСТ 4754-97 для легковых автомобилей.
  2. ГОСТ 5513-97 для грузовых автомобилей.

В соответствии с данными нормативными документами общий гарантийный срок службы любых автошин составляет пять лет. В этот период изготовитель гарантирует, что выпущенные изделия при соблюдении рекомендованных правил хранения и использования будут сохранять работоспособность до предельного уровня износа рисунка протектора.

Согласно указанным ГОСТам по окончании срока гарантии возможность дальнейшего применения покрышек на автомашине в зависимости от их технического состояния потребитель определяет самостоятельно.

Важно! В законодательстве РФ отсутствуют нормативные акты, обязывающие автовладельцев заменять шины по истечении срока гарантии. Какие-либо штрафные санкции за это также не предусмотрены.

Сроки хранения авторезины

На законодательном уровне каких-либо конкретных сроков хранения автопокрышек на складах не установлено. По общему правилу период хранения авторезины не должен превышать срок эксплуатации по гарантии, то есть пять лет со дня выпуска. До истечения этого времени авторезина считается новой.

Производители указывают рекомендованный срок хранения своей продукции, который обычно составляет от трех до пяти лет. Однако некоторые импортные автопокрышки известных брендов, таких как «GOODYEAR», «PIRELLI», «BRIDGESTONE» и др., имеют срок службы до 10 лет. Такой срок является общепринятым в большинстве стран.

Важно! Следует учитывать, что во время хранения шины подвергаются естественному старению – резина теряет упругость и эластичность, происходит постепенное растрескивание. Поэтому пребывание автопокрышек в рабочем состоянии во многом зависит от условий сезонного хранения.

Как продлить ресурс эксплуатации покрышек

На срок эксплуатации резины автомобиля влияет множество факторов, основным из которых является пробег автомобиля в зависимости от типа и максимально возможного веса перевозимого груза:

  1. Легковые автомашины грузоподъемностью до двух тонн – 45 тыс. км.
  2. Грузовики грузоподъемностью две-четыре тонны – 60 тыс. км.
  3. Грузовики грузоподъемностью более четырех тонн – 65-70 тыс. км.

К другим немаловажным условиям, влияющим на продолжительность срока службы шин, относятся:

  • техническое состояние автотранспорта;
  • условия эксплуатации автомашины;
  • качество изготовления изделия;
  • способы хранения колес в межсезонный период;
  • стиль вождения автовладельца;
  • состояние дорожного покрытия и т. д.

Срок эксплуатации летней резины автомобиля обычно в 1,5 – 2 раза выше, чем у зимней, за счет более твердого состава резиновой смеси.

Для увеличения ресурса годности автопокрышек нужно соблюдать определенные правила их использования:

  • во время движения стараться объезжать неровности на дорогах, не допускать резких торможений и наездов на различные препятствия;
  • поддерживать автомашину в технически исправном состоянии, особое внимание обращать на подвеску, рулевое управление, развал-схождение колес;
  • перед каждой поездкой осматривать покрышки, контролируя отсутствие механических повреждений;
  • еженедельно измерять давление в шинах;
  • периодически проверять степень изношенности протектора;
  • выполнять балансировку колес при сезонной замене резины;
  • соблюдать рекомендованные условия сезонного хранения автошин.

Важно! Комплексное выполнение этих мероприятий позволяет существенно увеличить срок использования покрышек.

Определение окончания срока службы автошин

Определить, что срок эксплуатации колес закончился, можно контролируя ряд технических показателей:

  1. Степень износа протектора. Определяется по специальным индикаторам на его рабочей поверхности либо путем измерения высоты с помощью глубиномера или простой линейки. Данный параметр не должен быть меньше 1,6 мм для летней и 4 мм для зимней авторезины.
  2. Видимые механические повреждения: глубокие трещины, порезы, расслоения или разрывы корда, вспучивания на боковых поверхностях и прочее.
  3. Неравномерный износ рабочей поверхности протектора.
  4. Отсутствие половины или более шипов на зимних шипованных покрышках.
  5. Срок более 10 лет с момента выпуска изделия, несмотря на удовлетворительный внешний вид и отсутствие видимых дефектов.

При обнаружении хотя бы одного из этих признаков автопокрышки следует незамедлительно заменить.

Важно! Несмотря на то, что многие изготовители авторезины обещают срок службы своих изделий до 10 лет, на практике замену покрышек обычно осуществляют через 5-7 лет. Срок эксплуатации зимних шин составляет около 4 лет.

При покупке авторезины специалисты не рекомендуют приобретать покрышки, с момента выпуска которых прошло больше трех лет.

Следует помнить, что поддержание автомобильных шин в рабочем состоянии и их своевременная замена являются залогом безаварийной и безопасной эксплуатации автотранспорта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector