Meloci.ru

Как обозначается нулевая шина

Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме

С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.

Требования безопасности ПУЭ

Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.

Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины:

  1. Токопроводящая жила из прочного металла.
  2. Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.

В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.

Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.

Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.

Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.

Целевое назначение: для чего нужна

Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.

Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).

  1. Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
  3. Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
  4. Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
  5. Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.

Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.

Характеристики

Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.

Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:

В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.

Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.

Правила монтажа

В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:

  1. Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
  2. Монтаж через угловые изоляторы.
  3. Крепление в электрощитке.

Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:

  1. Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
  2. Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.

После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно. При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть.

Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.

Полезное видео

Цветовое обозначение шин

“Документация” – техническая информация по применению электронных компонентов , особенностях построения различных радиотехнических и электронных схем , а также документация по особенностям работы с инженерным программным обеспечением и нормативные документы (ГОСТ).

Читать еще:  Почему узкие шины лучше зимой

Согласно шестому изданию ПУЭ, в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Цветовое обозначение шин приведено в табл. 1.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Таблица 1. Цветовое обозначение шин

Переменный трехфазный ток

Переменный однофазный ток

Желтый (присоединенная к началу обмотки источника питания)

Красный (присоединенная к концу обмотки)

Нулевая рабочая N

Нулевая рабочая N, используемая в качестве нулевой защитной

Желтый и зеленый (продольные полосы)

Нулевая рабочая M

Резервная (как резерви­руемая основная шина)

Если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается попереч­ными полосами цвета основных шин

Шины однофазного тока, если они являются ответ­влением от шин трехфаз­ной системы

Обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока

Обозначение электропроводки (ПУЭ-7)

Согласно ПУЭ-7 (2002 г., Министерство энергетики РФ) электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам (табл. 2).

Таблица 2. Цветовое обозначение электропроводки по ПУЭ-7

Нулевой рабочий или средний проводник электрической сети

Защитный или нулевой защитный проводник

Двухцветный с голубыми метками

Зеленый-желтый по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже

Совмещенный нулевой рабочий и нулевой защитный проводник

Черный, коричневый, красный, фиолетовый, серый, розовый, белый, оранжевый, бирюзовый

Цветовое обозначение цепей по их функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)

Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей согласно ГОСТ 12.2.007.0 приведена в табл. 3.

Таблица 3. Цветовое обозначение цепей по функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)

Функциональное назначение цепей

Проводники силовых цепей

Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока

Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока

Зеленый и желтый (комбинация)

Нулевые защитные проводники

Проводники, соединенные с нулевым рабочим проводником и не предназначенные для заземления

Идентификация проводов (ГОСТ МЭК 60204-1-2002)

Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 “Электрооборудование машин и механизмов”, если провода идентифицируют по цветовой маркировке, то допустимы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светлоголубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Примечание. Перечень цветов взят из МЭК 60757.

В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если их можно спутать с двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.

Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. При обозначении цветом это должно быть двухцветное сочетание “зеленый-желтый”. Его наносят по всей длине провода. Такое сочетание предназначено только для защитного провода.

На изолированных проводах двухцветное сочетание “зеленый-желтый” должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет – оставшуюся часть.

Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не обязательно по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 или двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.

Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, то другие провода нельзя обозначать светло-голубым цветом.

При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

При обозначении цветом нулевые неизолированные провода следует маркировать светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы – латинскими (прописными или строчными).

Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

  • черный – силовые цепи переменного и постоянного тока;
  • красный – цепи управления переменного тока;
  • голубой – цепи управления постоянного тока;
  • оранжевый – цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.

Исключения из перечисленных правил допустимы:

  • для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
  • когда изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
  • когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания “зеленый-желтый”.
Читать еще:  Какой размер шин на ланосе

Маркировка цепей в разных странах

Проводники, принадлежащие разным фазам, маркируют отдельным цветом. Это делается для удобства обслуживания, монтажа и ремонта электротехнического оборудования. В разных странах маркировка цепей отличается (табл. 4).

Таблица 4. Цветовая маркировка цепей в зарубежных странах

Маркировка шин .

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А – желтым, фазы В – зеленым, фазы С – красным цветом,

2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, – красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, – голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) – красным цветом, отрицательная (-) – синим и нулевая рабочая М – голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

1.1.31. При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

1. В закрытых распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

а) при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз А-В-С;

одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя – В, ближайшая к коридору обслуживания – С;

б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя – В, ближайшая к коридору обслуживания – С;

в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров – из центрального):

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;

при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз А-В-С-N-PE (PEN);

одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания – PE (PEN);

при вертикальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN) или наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания – PE (PEN);

ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN);

при вертикальном расположении: А-В-С-N-PE (PEN) сверху вниз.

3. При постоянном токе шины должны располагаться:

сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);

сборные шины при горизонтальном расположении:

наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;

ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп. 1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи – ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Цветовое обозначение шин

“Документация” – техническая информация по применению электронных компонентов , особенностях построения различных радиотехнических и электронных схем , а также документация по особенностям работы с инженерным программным обеспечением и нормативные документы (ГОСТ).

Согласно шестому изданию ПУЭ, в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Цветовое обозначение шин приведено в табл. 1.

Читать еще:  Как делают шины для автомобиля грузового

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Таблица 1. Цветовое обозначение шин

Переменный трехфазный ток

Переменный однофазный ток

Желтый (присоединенная к началу обмотки источника питания)

Красный (присоединенная к концу обмотки)

Нулевая рабочая N

Нулевая рабочая N, используемая в качестве нулевой защитной

Желтый и зеленый (продольные полосы)

Нулевая рабочая M

Резервная (как резерви­руемая основная шина)

Если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается попереч­ными полосами цвета основных шин

Шины однофазного тока, если они являются ответ­влением от шин трехфаз­ной системы

Обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока

Обозначение электропроводки (ПУЭ-7)

Согласно ПУЭ-7 (2002 г., Министерство энергетики РФ) электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам (табл. 2).

Таблица 2. Цветовое обозначение электропроводки по ПУЭ-7

Нулевой рабочий или средний проводник электрической сети

Защитный или нулевой защитный проводник

Двухцветный с голубыми метками

Зеленый-желтый по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже

Совмещенный нулевой рабочий и нулевой защитный проводник

Черный, коричневый, красный, фиолетовый, серый, розовый, белый, оранжевый, бирюзовый

Цветовое обозначение цепей по их функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)

Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей согласно ГОСТ 12.2.007.0 приведена в табл. 3.

Таблица 3. Цветовое обозначение цепей по функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)

Функциональное назначение цепей

Проводники силовых цепей

Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока

Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока

Зеленый и желтый (комбинация)

Нулевые защитные проводники

Проводники, соединенные с нулевым рабочим проводником и не предназначенные для заземления

Идентификация проводов (ГОСТ МЭК 60204-1-2002)

Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 “Электрооборудование машин и механизмов”, если провода идентифицируют по цветовой маркировке, то допустимы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светлоголубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Примечание. Перечень цветов взят из МЭК 60757.

В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если их можно спутать с двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.

Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. При обозначении цветом это должно быть двухцветное сочетание “зеленый-желтый”. Его наносят по всей длине провода. Такое сочетание предназначено только для защитного провода.

На изолированных проводах двухцветное сочетание “зеленый-желтый” должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет – оставшуюся часть.

Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не обязательно по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 или двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.

Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, то другие провода нельзя обозначать светло-голубым цветом.

При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

При обозначении цветом нулевые неизолированные провода следует маркировать светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы – латинскими (прописными или строчными).

Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

  • черный – силовые цепи переменного и постоянного тока;
  • красный – цепи управления переменного тока;
  • голубой – цепи управления постоянного тока;
  • оранжевый – цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.

Исключения из перечисленных правил допустимы:

  • для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
  • когда изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
  • когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания “зеленый-желтый”.

Маркировка цепей в разных странах

Проводники, принадлежащие разным фазам, маркируют отдельным цветом. Это делается для удобства обслуживания, монтажа и ремонта электротехнического оборудования. В разных странах маркировка цепей отличается (табл. 4).

Таблица 4. Цветовая маркировка цепей в зарубежных странах

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector