Meloci.ru

Как контролируется давление в шинах

Датчики контроля давления в шинах: как выбрать и какой купить

Большинство автомобилистов, скорее всего, даже не задумывается о таком замечательном и полезном устройстве как датчики давления в шинах. Как работает датчик уровня давления, как он устроен и что следует учитывать при выборе?

Давайте начистоту – как часто вы проверяете давление в шинах? Раз в неделю? В месяц? Или, быть может, в сезон? Многие водители контролируют данный параметр весьма нерегулярно или вообще смотрят на него сквозь пальцы, что, откровенно говоря, чревато. Напомним, что покрышки, давление в которых находится ниже предписанного производителем значения ведет к целому ряду негативных явлений. Это повышение расхода топлива, ухудшение управляемости, увеличение тормозного пут и ускоренный износ. Но и перекачивать шины крайне нежелательно! Тормозной путь также может увеличиться, поскольку площадь пятна контакта с дорожным покрытием уменьшится, а езда станет дискомфортной, поскольку транспортное средство на “перекачанных” покрышках будет жестким. Кроме того, изменение давления в колесе будь то в меньшую или в большую сторону ведет к неравномерному износу протектора.

Как появилась система?

Казалось бы, следить за давлением в шине несложно – главное заставить себя делать это регулярно. Тогда кто и зачем придумал весь этот огород с датчиками?

Первоначально система появилась для военных нужд и позволяла централизованно управлять давление в колесах, ориентируясь по показаниям манометра и оперируя специальным краном. Необходимость системы была продиктована армейской спецификой – порой требуется оперативно стравить давление для преодоления участка бездорожья, а перед выездом на твердую поверхность снова накачаться. Как вы понимаете, у служивого люда нет возможности тратить время на манипуляции вручную, которые, к слову, потребовали бы непомерное количество времени.

Серийные системы

Если говорить о гражданской серийной продукции, то система слежения за давлением в шинах (TPMS, Tires Pressure Monitoring System) – девайс сравнительно молодой. Впервые он появился в конце девяностых годов за океаном. Что интересно, с 2008 года датчики включены в перечень стандартного оборудования для рынка США.

Очень интересным фактом является принцип работы наиболее простой системы данного типа. Она ориентируется не по непосредственно датчикам давления в покрышках, а по… софту в антиблокировочной системе тормозов. Дело в том, что при падении давлении (проще говоря, когда покрышка спускает) меняется радиус качения, то есть колесо проходит за один оборот меньшее расстояние, которое определяется датчиками частоты вращения колес. Управляющий блок ABS анализирует входящие параметры и сравнивает их с базовыми. Если система видит расхождение, то предупреждает индикацией на панели приборов.

Что касается традиционных датчиков, то у них есть свой уникальный код. При перестановке шин или замене одного или нескольких сенсоров требуется привязка или сопоставление идентификационных кодов с расположением новых колес. Некоторые компании предлагают услугу по изготовлении копий датчиков для второго комплекта колес, которые система будет опознавать как штатные и не требовать привязки. Удобно при замене колес.

Афтермаркет-системы

Если на вашем автомобиле нет системы контроля давления воздуха в шинах, то вы можете установить ее самостоятельно. Такая TMPS включает в себя четыре датчика с батареями для каждого колеса, обеспечивающими работоспособность до пяти лет и приемник с экраном (он находится в салоне и может вставляться в прикуриватель), на который отображается информация о давлении. Примерно раз в минуту датчик отслеживает картину и передает показания.

Читать еще:  Почему шины свистят

Сразу следует отметить, что типы датчиков могут быть разными. Раньше в ходу были контроллеры, устанавливаемые непосредственно в центральной канавке колесного диска, но сейчас применяются устройства, которые крепятся на внутренней стороне вентиля (он же сосок). Устанавливаются они сравнительно просто – колесо разбортируется и место штатного вентиля занимает специальное устройство.

Впрочем, есть вариант и попроще – датчики закручиваются на резьбу вентилей прямо снаружи, делая процесс установки очень быстрым и простым. Особую пикантность подобным штуковинам придает тот факт, что показания можно получать на смартфон по протоколу Bluetooth.

Преимущества системы

Датчики призваны контролировать не только давление в шинах, но и температуру. На монитор показания давления выводятся с поправкой на нагрев. Слежение за данными от датчиков обеспечивает равномерный контакт с дорогой и, соответственно, позволяет избежать ускоренного износа, повышенного расхода топлива и негативных явлений, связанных с управляемостью и замедлением. Еще один очевидный аспект безопасности – если колесо повреждено и теряет воздух, водитель может оперативно отреагировать благодаря тому, что система способна отличать постепенное снижение давления от утечки, вызванной проколом. Впрочем, в подобной ситуации изменения в поведении автомобиля будут столь очевидными и заметными, что опытный водитель сразу поймет, в чем дело. В общем от наличия датчиков давления в той или иной степени зависит состояние шин.

Как ни крути, а контроллеры – это дополнительный, пусть и малый вес. Кстати, какова масса датчиков, которые выбрали вы? Не придется ли при балансировке колеса навешивать на него слишком много грузиков? Опять же, данный момент следует учитывать.

Датчик давления в шинах автомобиля

Нормальный уровень давления обеспечивает управляемость машины, длительную эксплуатацию шин, экономный расход топлива и безопасность езды. Системы автоматического контроля давления стали разрабатываться в 70-е годы ХХ столетия и вначале устанавливались на военных грузовиках вместе с системой автоматической подкачки:

  • в 1987-1989 гг — первая автоматическая система контроля устанавливалась на модели Порше 959;
  • с 1991 года — на все машины Шевроле Корвет;
  • с 2008 года — опция стала обязательной для всех автомашин, выпускаемых в США и затем и в ряде стран ЕС.


Датчик давления является главной деталью автоматической системы. В России можно подобрать необходимые вам системы и датчики давления.

Если вас интересует покупка новых шин и дисков, то можете смело обращаться в интернет-магазин https://www.planetakoles.ru/.

Принцип работы датчика давления в шинах

Работа датчиков основана на принципах прямого измерения и расчетного:

  • прямого постоянного измерения, размещением на ниппеле, с соответствующей цветовой сигнализацией на колпачке каждого датчика;
  • прямого постоянного измерения, размещением внутри шин с передачей информации на дисплей;
  • расчетным, через тормозную систему АBS, обрабатывая данные о частоте вращения каждого колеса в бортовом компьютере с выводом информации на дисплей.
Читать еще:  Какой размер шин на фольксваген шаран


Кроме того, датчики могут сообщать температуру воздуха в шинах, что дополнительно обеспечивает безопасность движения.

Варианты датчиков

В целях безопасности принято решение об обязательном установлении штатных систем в США и странах ЕС, а также вызвало производство систем для самостоятельной установки.

Датчики бывают механические и электронные, с внутренней и с внешней установкой, прямого или косвенного контроля.

Важно! Внутренние датчики устанавливаются только в бескамерках.

Штатный датчик давления в шинах

Штатные датчики устанавливаются на заводе при производстве машин и подключены к компьютерному блоку. Информация о конкретном уровне давления выводится или на дисплей, или зеркало обратного вида. В случае выхода из строя датчика замена возможна только на аналогичную модель. Используются высокоточные датчики внутренней установки.

Также на автозаводах широко практикуется использование датчиков тормозной системы ABS для обнаружения снижения давления с помощью программ за счет изменения частоты вращения приспущенного колеса. Это существенно дешевле, но определяется только сам факт недостаточного давления, без фиксирования фактического уровня.

Внешние датчики давления в шинах

В мире налажен выпуск систем с использованием внешних и внутренних датчиков для установки в машинах.

Самыми простыми являются системы с датчиками, насаживаемыми на ниппеля. Уровень давления может сообщаться водителю разными способами:

  • соответствующим цветом колпачков датчиков (зеленый при давлении более 2 бар, желтый — от 1 до 2 бар и красный — мене 1 бара);
  • через систему Bluetooth на салонное или ваше мобильное устройство Андроид или iOs;
  • на поставляемый в комплекте монитор.

Основным недостатком является невозможность получения информации о давлении при движении.

TPMS с внутренними датчиками

Внутренние датчики, дополнительно покупаемые для установления системы контроля аналогичны датчикам штатных систем. Они размещаются внутри колеса вместо вентилей. Отсутствие программного обеспечения требует или приобретение дополнительного монитора или использование Bluetoth-канала для передачи информации на салонное или ваше мобильное устройство. Система обеспечивает высокую точность данных и позволяет дополнительно настраивать информационные сигналы. Установка датчиков и их обслуживание требует шиномонтажных операций.

Установка и настройка

Штатные системы контроля давления, устанавливаемые на заводах, дополнительных действий не требуют. Необходимо только периодически проверять исправность узлов системы.

Дополнительную систему в виде датчиков с цветовым информированием уровня давления устанавливают на ниппеля вместо защитных колпачков.

Внештатная система в виде внешних датчиков с передачей информации требует установки приемника в консоли и подключения к одному из салонных устройств с экраном.

Система с внутренними датчиками требует установку датчиков внутри шин вместо вентилей, предварительную настройку блока на минимальный и максимальный уровень давления, настройку сигнализации.

«Прописка», активация, электронных датчиков производится по кругу — вначале переднее левое колесо, затем переднее правое, заднее правое и заднее левое колесо.

Штатные и самостоятельно устанавливаемые системы обеспечивают качественный контроль за давлением в соответствии с техническим уровнем изделия.

Проверка датчика давления в шинах

Показания датчиков проверяются контрольными измерениями давления обычными манометрами. Их точность составляет 0,1 бар, что вполне достаточно. Более глубокая проверка датчиков и всей системы осуществляется специальными приборами. Если сигнал о низком давлении продолжает гореть, то рекомендуется выполнить следующие действия:

  • визуально внимательно оглядеть колесо на предмет наличия дефектов;
  • в шиномонтажной мастерской накачать до требуемых параметров;
  • проехать какое-то время со скоростью не более 80 км/час.
Читать еще:  Какой средний пробег шин до износа

Сигнал ошибки должен прекратиться и система заработает в штатном режиме.

Сброс датчика давления в шинах

При продолжении наличия ошибки на мониторе рекомендуется полностью спустить колесо и заново накачать, а также произвести перезагрузку программного устройства системы контроля за давлением (бортового компьютера, специального блока монитора и т.д.).

Отключение датчика давления в шинах

В случае неисправности одного из датчиков, до произведения его замены, разрешается отключить его. Отключение датчика давления производится в соответствии с инструкцией системы. В этом случае система продолжает контролировать остальные 3 колеса. При отсутствии кнопки отключения звукового сигнала разрешается отсоединить неисправный датчик от блока.

Возможные неисправности датчиков и их признаки

Главным признаком неисправности датчика является отсутствие информации об уровне давления в колесе на мониторе. Причинами могут быть использованный лимит батарейки, слабый сигнал информации, механическая поломка при монтаже. Как правило, требуется заменять неисправный датчик на новый. При слабом сигнале информации с антенны датчика рекомендуется поворотом определить наиболее эффективное место расположения. Замена батареек зачастую технически сложная операция, требует шиномонтаж при внутреннем расположении датчика и может не дать ожидаемый результат.

Основными неисправностями датчиков являются:

  • возможное подтравливание всех внешних и внутренних латунно-резиновых датчиков;
  • прикипание внешнего алюминиевого датчика с латунным вентилем;
  • ложное срабатывание системы ABS при длительном повороте.

Важно! При длительной езде на высокой скорости происходит нагревание колес, что вызовет ложное срабатывание датчиков и сигнал ошибки может загореться.

В некоторых системах тпмс неудобствами являются:

  • низкая яркость и мелкие цифры дисплея;
  • вывод на экран показатели только одной автошины с необходимостью нажатием кнопки вызывать на экран данные других колес;
  • помехи от магнитолы, рации при подаче информации на экран;
  • необходимость шиномонтажа для замены батареек внутренних датчиков;
  • опасность кражи внешних датчиков;
  • отсутствие настроек параметров давления;
  • невозможность отключения звукового сигнала;
  • несоответствие размеров штекера устройства и автомобильного прикуривателя;
  • требование дополнительной балансировки при установке внешних датчиков.

Проведенные тесты показали высокое качество следующих нештатных систем контроля давления в шинах,

с внутренними датчиками:

  • CRX-1006 (высокое качество, надежная работа);
  • TPMS CRX-1001 (информация в режиме реального времени, крупные цифры, высокая емкость батареек);
  • TPMS-201 (легкая настройка);
  • Parkmaster 4-03 (установка модуля-монитора в прикуривателе, яркость дисплея);

с внешними датчиками:

  • CRX-1041 (быстрая установка, широкий диапазон параметров давления);
  • CRX-1002 (защита от коррозии и кражи).

Системы контроля давления в шинах становятся необходимы условием повышения безопасности и длительности эксплуатации автомобилей. В настоящее время в ряде стран законодательно определено производство машин с установкой данной опции. На рынке автолюбители могут самостоятельно выбирать и устанавливать датчики давления в автошинах tpms в соответствии с их бюджетными возможностями, уровнями качества исполнения и контроля необходимых параметров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector