Дорога из чего состоит, автодорога
Дорога и ее элементы
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)
Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.
Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.
рис. 1. Дорога в населенном пункте
рис. 2. Дорога в населенном пункте
рис. 3. Дорога вне населенного пункта
На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:
1 – проезжая часть;
2 – полоса движения;
3 – разделительная полоса;
4 – тротуар;
5 – обочина.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).
Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).
рис. 4. Разделение дороги на проезжие части
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.
Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).
рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе
На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.
рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)
При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис. 7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.
рис. 7. Двойная сплошная линия разметки – не делит дорогу на проезжие части!
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис. 7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.
Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).
рис. 8. Определение числа полос
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.
рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход
Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.
Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.
Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4
При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).
рис. 10. Автомагистраль
Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.). Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью. Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).
рис. 11. Варианты обозначения главной дороги
Если знаков, указанных в определении «Главная дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.
Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.
Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).
рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.
Источник: 1pdd.ru
Дорога из чего состоит, автодорога
Автомобильная дорога — достаточно сложное сооружение, проложенное в полосе отвода на местности. Она представляет собой комплекс основных и вспомогательных дорожных устройств. К основным устройствам принадлежат земляное полотно, дорожные одежды, путепроводы, мосты, водоотводные сооружения; к вспомогательным относятся устройства связи, мастерские, заправочные станции, лесонасаждения и др. Причем состав вспомогательных сооружений зависит от назначения и категории дороги.
Ось дороги, проложенная на местности, называется трассой, а ее план на горизонтальной плоскости — планом трассы. В продольной плоскости по пересеченной местности трасса образует продольный профиль дороги. В плане дорога состоит из прямых участков и скруглений, а продольный профиль — из прямых участков, участков с уклоном и переходных кривых в нижних и верхних точках профиля.
Автомобильная дорога состоит из следующих основных элементов: земляного полотна (рис. 15.1), отсыпаемого или сформированного на поверхности земли, и проезжей части, располагаемой на этом земляном полотне (на некоторых участках земляное полотно может быть заменено эстакадами, путепроводами в месте пересечения дорог или мостами при пересечении дорог с реками и пр.).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Земляное полотно. Состоит из грунтов, отсыпанных, уплотненных и спрофилированных с помощью дорожной техники. Оно является основанием под дорожные одежды, уложенные на него сверху. С боков земляное полотно ограничено специальными выемками — кюветами, которые служат для отвода воды. Кюветы могут быть треугольной или трапецеидальной формы. Их боковые стенки образуют так называемые откосы. У трапецеидальных кюветов имеется и дно. Крутизна (уклон) откосов задается проектом и зависит от глубины кюветов, свойств грунта (при глубине до 1 м отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции принимается равным 1:3, при глубине свыше 1 м — 1:1,5. Верхняя поверхность земляного полотна профилирована требуемым образом для укладки дорожных одежд проезжей части с небольшим уклоном от оси дороги 5 к кюветам. Поверхности, образованные между кромками дорожной одежды 4,6 и бровками земляного полотна, называются обочинами. Они служат для остановок автотранспорта, проведения ремонтных работ с ним и могут быть резервом для планируемого расширения проезжей части.
Рис. 15.1. Основные части автомобильной дороги
Рис. 15.2. Поперечные профили земляного полотна: о — с насыпью; б — в выемке; в — полувыемка-полунасыпь
В зависимости от характера поперечного профиля местности несколько видоизменяется и профиль земляного полотна (рис. 15.2). Если дорога проходит выше уровня земли, возводится насыпь, когда же, наоборот, уровень земли выше отметки дороги, делается выемка. На косогорах, когда один край земляного полотна выше другого, сооружаются полувыемки (полунасыпи). При нехватке грунта из кюветов для сооружения земляного полотна предусматривается его выемка с боков от земляного полотна из так называемых резервов. Наоборот, при избытке грунта (при разработке выемок) его складывают по бокам дороги — в кавальеры или небольшие банкеты.
На косогорах для защиты дорожного полотна от воды, прибывающей сверху, служит нагорная канава.
Продольный уклон земляного полотна должен соответствовать требованиям, предъявляемым к дороге (см. табл. 15.1). Он выражается в процентах как отношение высоты (Я) между точками по краям участка с уклоном к расстоянию между этими точками по горизонтали.
Проезжая часть. Является той частью автомобильной дороги, по которой непосредственно перемещается автомобильный транспорт. Это наиболее ответственная часть дороги. Она должна быть прочной, долговечной, износостойкой, устойчивой к воздействию внешней среды и динамических нагрузок от колес автотранспорта, должна иметь ровную и шероховатую поверхность. Основой проезжей части служит дорожная одежда, состоящая из нескольких слоев (рис. 15.3), уложенных непосредственно на земляное полотно в таком порядке: сначала подстилающий слой, на него — один или несколько слоев основания и, наконец, сверху один или два слоя дорожных покрытий.
Подстилающий слой служит в качестве выправляющего, морозозащитного, дренирующего и виброзащитного слоя.
Основание служит в качестве несущего слоя, воспринимающего от автотранспорта и передающего на земляное полотно нагрузки. Если в основании не один слой, то верхний выполняется всегда более прочным.
Дорожные покрытия предназначены для непосредственного восприятия нагрузок от колес автотранспорта и воздействия внешней среды. Если в покрытии не один слой, то верхний является по мере истирания колесами восстанавливаемым.
Дорожные одежды устраивают либо на всю ширину земляного полотна, либо на части его. Они делятся в зависимости от назначения дороги и применяемых материалов на три типа: усовершенствованные, переходные и низшие.
К усовершенствованным дорожным одеждам относятся капитальные одежды (асфальтобетонные, цементо-бетонные, брусчатка на бетонном основании) и облегченные покрытия (черные щебеночные и гравийные
смеси).
Рис. 15.3. Конструкция дорожной одежды
К переходным дорожным одеждам принадлежат щебеночные, гравийные, булыжные и грунтовые, обработанные вяжущими материалами в стационарных установках.
К низшим дорожным одеждам относятся грунты, обработанные вяжущими непосредственно на дороге (стабилизированные грунты), укрепленные местными материалами (гравием, дресвой и т. д.).
Источник: stroy-technics.ru
ПДД для “чайников”
Из чего состоит дорога
Наверняка, многие знают, что такое “дорога“. Но, скорее всего, мало кто скажет из каких элементов состоит дорога. Ниже об этом рассказано.
Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.
Что такое “дорога”
Дорога . Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:
- проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
- трамвайные пути;
- обочины (оранжевая стрелка);
- тротуары;
- разделительные полосы (черная стрелка).
Что такое “проезжая часть”
Проезжая часть . Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Что такое “разделительная полоса”
Разделительная полоса . Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.
Пример дороги с разделительной полосой:
У новичков может возникнуть законный вопрос – как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).
Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме “Дорога”.
Что такое “полоса движения”
Полоса движения . Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.
Пример дороги с двумя полосами движения:
Пример дороги с четырьмя полосами движения:
Что такое “тротуар”
Тротуар . Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.
Что называют “обочиной”
Обочина . Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1
Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.
Что такое “пешеходный переход”
Пешеходный переход . Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2
Пример пешеходного перехода:
Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 – слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть – пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Что такое “прилегающая территория”
Прилегающая территория . Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
Что такое “железнодоржный переезд”
Железнодорожный переезд . Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.
Какая дорога является автомагистралью
Автомагистраль . Дорога,обозначенная знаком 5.1
Определение населенного пункта
Населенный пункт . Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.
Что называют препятствием
Препятствие . Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.
Парковка
Парковка . Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.
Источник: vaz-2101-07.ru