Meloci.ru

Что такое еепром в эбу, eeprom?

АвтоДиагност

Убить иммобилайзер

Штатный иммобилизатор ВАЗ – некое “волшебное” устройство, высокое предназначение которого поставить в тупик злоумышленников и уберечь Ваш автомобиль от хищения третьими лицами. На самом деле это не совсем так: спасает он только от “пионеров”, злоумышленники не воспринимают его за мало – мальскую преграду, а иммо, в отместку, частенько портит кровь своим хозяевам. Устройство это неоднозначное – имеет ярых сторонников и не менее ярых противников. Я являюсь скорее противником, поэтому данный материал может показаться предвзятым.

Иммобилизатор находится: на ВАЗ 2110 прямо над ЭБУ. ВАЗ 2109 с высокой панелью – за панелью приборов, между рулевой колонкой и тем местом, где у карбюраторных находится подсос. При удалении иммобилизатора не забудьте установить перемычку для восстановления связи ЭБУ с диагностической колодкой.
Внутреннее устройство иммобилизатора довольно сложно. Он представляет собой микроконтроллер на базе PIC16C65B, схему K-Line для обмена данными с ЭБУ по диагностической линии и памятью EEPROM, для хранения кодов.

Последнее серийное Вазовское ПО поддерживает программируемую пользователем функцию альтернативного запуска, т.е контроллер в аварийном режиме разрешает произвести одну поездку при условии активации этой функции и правильного ввода пароля. Активация и ввод пароля из 6 цифр (программирование) должна производится заблаговременно и производится нажатиями на педаль газа, представьте, сколько раз Вам будет нужно, не сбиваясь, ее надавить, если Вы задумали, например, число «999999». Впоследствии, при отказе иммобилизатора, можно, опять – таки многочисленными нажатиями на газульку, упросить машину завестись. Подробнее об этом изврате для неутомимых и любознательных любителей отстоя можно почитать в описании иммобилизатора.

Далее описаны методы борьбы с “заглючившим” или сломавшимся иммобилизатором. Немного теории для упрощения восприятия: Обученный иммобилизатор записывает свой код в EEPROM контроллера. EEPROM – энергонезависимая флэш – память, сохраняющая данные при полностью отключеном питании. При снятии с охраны считывается код обученного черного ключа и сравнивается с кодом, записанным в EEPROM ЭБУ. При совпадении кода дается разрешение на запуск двигателя. Обмен данными между иммобилизатором и ЭБУ происходит по линии диагностики K-Line, поэтому вывести его из строя или сбить код (!) возможно даже невинным подключением диагностического оборудования при включенном зажигании (испытано на собственном опыте). Довольно продолжительное время сей факт приносил немало доходов мастерским, ибо трабл решался и до сих пор иногда решается тривиально и прибыльно – заменой ЭБУ на новый. Так-же, при наличии иммобилизатора не в коем случае нельзя “высаживать” АКБ “в ноль”. В этом случае в еепром прописывается хаотичный мусор, и поездки в сервис “на галстуке” не избежать.

Метод оживления контроллера в теории очень прост – нужно очистить энергонезависимую память ЭБУ от информации, оставленной там иммобилизатором. На практике это выглядит так – от иммобилизатора отсоединяется разъем штатной проводки, если Вам необходимо, что бы сигнал диагностики доходил от ЭБУ до диагностической колодки, необходимо в снятом разъеме установить перемычку между контактами 9.1 и 18. Иммо можно выбросить, а можно и оставить – красиво гасить плафон, в этом случае необходимо отрезать от разъема провода от контактов 9.1 и 18 и соединить их вместе. Разъем иммобилизатора при этом установить на прежнее место. Далее, нужно внимательно приглядеться к ЭБУ и выяснить его происхождение. Если это Bosch, необходимо его вскрыть и установить на место штатного чип с программой очистки памяти ЭБУ и включить на несколько секунд зажигание. После обратных манипуляций двигатель заведется, если, конечно, дело было именно в этом. Если же В Вашем блоке ПЗУ запаяна, выходов 2 – либо выпаивать и устанавливать панельку (пригодится впоследствии для Чип – Тюнинга), либо воспользоваться программой COMBISET от US, имеющей функцию очистки ЕЕPROM по последовательному каналу.

Если у Вас Январь 5.1.Х, то необходимо вооружиться Программатором блоков, скачать специальную программку перезаписи EEPROM, и залить в блок прошивку EEPROM, считанную с “чистого”, с необученным иммобилизатором, контроллера. Можно считать старый файл, любым редактором исправить все на FF и залить обратно, имеющаяся в EEPROM информация практически не несет никакой смысловой нагрузки, если блок работает без иммобилизатора, содержит лишь КС, коэффициент коррекции СО и название прошивки.
Если Вы счастливый владелец программатора ECU Programmer, убрать иммо из памяти ЭБУ можно одним изящным кликом по кнопочке “Remove Imm.” В системах Bosch M1.5.4 с запаянной микросхемой ПЗУ возможно два варианта – либо выпаивание ПЗУ и установка монтажной панели (“кроватки”), либо использование последней версии программы (aka Uncle Sam) – CombiSet.
Может так случиться, что целиком стирать eeprom нельзя, тогда нужно подредактировать дамп по методе Kn: Для удаления записи об иммо достаточно байты с 02 до 07 заменить на FF. После подключения иммо не нужен и на это место очевидно ЭБУ прописывает 0FD1 0FD1 0FD1. Если после записи FF иммо отключить физически, пишется туда 0FD30FD30FD3. Если прописать сразу не FF а 0FD10FD10FD1 иммо не мешает больше. Самое интересное – если вписать случайную последовательность на это место, то иммо работает(. ) и прописывает туда ЭБУ снова 005100510051. Меняются еще байты с 050 адреса и с 070, но на что они влияют и как – загадка.

Со всей тщательностью и внимательностью отнеситесь к данной процедуре, если запись осуществляется freeware программами. Есть случаи (и один – у меня :)), когда файл для EEPROM заливался прогой FlashECU, и, наоборот, файл с ПО и калибровками – прогой EeprECU. Тупые программы НТС не содержат “защиты от дурака” и позволяют это сделать. В результате либо портится прошивка, либо в епромке записаны несколько байт прошивки. Естественно, автомобиль при этом не подаст Вам никаких признаков жизни. В этом случае желательно переписать сразу все, и прошивку и информацию в eeprom.

Читать еще:  Лампочки на приборной панели приора обозначение

После удаления иммобилизатора на автомобилях без катализатора и без регулятора СО (установка СО с компьютера или тестера) необходимо заново отрегулировать СО.

Если после процедуры очистки EEPROM двигатель завелся, можно рискнуть вновь подключить иммобилизатор. Следует иметь ввиду, что для того, что бы иммобилизатор нормально начал выполнять свои функции, необходимо заново “переобучить” его с помощью красного ключа. Инструкция по переобучению иммобилизатора. Данный документ пригодится также и при замене ЭБУ на новый. Может случиться так, что процедура переобучения не сработает. Тогда есть три варианта. Первый – необходимо выпаять eeprom из иммобилизатора, очистить его с помощью программатора и запаять обратно. Запаять можно также и новую, чистую микросхему. Второй – очистить eeprom с помощью программы (aka Uncle Sam) Combiset, режим очистки eeprom Bosch. Третий – приобрести новый иммобилизатор. Во всех трех случаях иммобилизатор “чистый”, т.е способен к программированию с помощью любого красного ключа.

Запись информации в EEPROM ЭБУ BOSCH M154

Как известно, в системе Bosch M1.5.4 записать осмысленные данные в EEPROM 24С02 можно только внешним программатором. Для этого нужно выпаять микросхему, что представляет некоторые сложности. Кроме того, нужен еще программатор для этого типа микросхем.

есть программа(поже выложу),позволяет немного упростить процесс программирования EEPROM, путем подготовки специальной прошивки, которая, будучи установленной в ЭБУ сама пропишет ваши данные в EEPROM. Это очень удобно, если Вам необходимо записывать всегда одни и те же данные (например пароль для защиты прошивки или какой-либо нестандартный идентификатор и т.п.). В этом случае вам нужно лишь один раз подготовить ПЗУ 27С512, в которой будет находится программа, прошивающая EEPROM. Весь процесс программирования будет заключаться в установке этой ПЗУ и включению питания на несколько секунд. Для большей безопасности предусмотрена индикация успешного окончания операции с помощью лампы Check Engine.

Принцип работы с программой очень прост: Вы открываете файл, содержащий образ EEPROM, который вы хотите записать в ЭБУ, а программа создает файл-прошивку, которую нужно зашить в ПЗУ 27С512. Попутно можно изменить некоторые идентификационные данные, хранящиеся в EEPROM (VIN, номер кузова и двигателя). Установив полученную ПЗУ в ЭБУ и включив “зажигание”, Вы запишите данные в EEPROM.

Источник: autodst.ru

EEPROM и flash память

EEPROM — это энергонезавимая память с электрическим стиранием информации. Количество циклов записи-стирания в этих микросхемах достигает 1000000 раз. Заминающие ячейки в них, также как и в постоянных запоминающих устройствах с электрическим стиранием EPROM, реализуются на основе транзисторов с плавающим затвором. Внутреннее устройство этой запоминающей ячейки приведено на рисунке 1:


Рисунок 1. Запоминающая ячейка ПЗУ с электрическим стиранием (EEPROM)

Ячейка EEPROM памяти представляет собой МОП транзистор, в котором затвор выполняется из поликристаллического кремния. Затем в процессе изготовления микросхемы этот затвор окисляется и в результате он будет окружен оксидом кремния — диэлектриком с прекрасными изолирующими свойствами. В транзисторе с плавающим затвором при полностью стертом ПЗУ, заряда в “плавающем” затворе нет, и поэтому данный транзистор ток не проводит. При программировании, на второй затвор, находящийся над “плавающим” затвором, подаётся высокое напряжение и в него за счет туннельного эффекта индуцируются заряды. После снятия программирующего напряжения индуцированный заряд остаётся на плавающем затворе, и, следовательно, транзистор остаётся в проводящем состоянии. Заряд на его плавающем затворе может храниться десятки лет.

Подобная ячейка памяти применялась в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием (EPROM). В ячейке памяти с электрическим стиранием возможна не только запись, но и стирание информации. Стирание информации производится подачей на программирующий затвор напряжения, противоположного напряжению записи. В отличие от ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием, время стирания информации в EEPROM памяти составляет около 10 мс.

Структурная схема энергонезависимой памяти с электрическим стиранием не отличается от структурной схемы масочного ПЗУ. Единственное отличие — вместо плавкой перемычки используется описанная выше ячейка. Ее упрощенная структурная схема приведена на рисунке 2.


Рисунок 2. Упрощенная структурная схема EEPROM

В качестве примера микросхем EEPROM памяти можно назвать отечественные микросхемы 573РР3, 558РР3 и зарубежные микросхемы серий AT28с010, AT28с040 фирмы Atmel, HN58V1001 фирмы Hitachi Semiconductor, X28C010 фирмы Intersil Corporation. В EEPROM памяти чаще всего хранятся пользовательские данные в сотовых аппаратах, которые не должны стираться при выключении питания (например адресные книги), конфигурационная информация роутеров или сотовых аппаратов, реже эти микросхемы применяются в качестве конфигурационной памяти FPGA или хранения данных DSP. EEPROM изображаются на принципиальных схемах как показано на рисунке 3.


Рисунок 3. Условно-графическое обозначение электрически стираемого постоянного запоминающего устройства

Чтение информации из параллельной EEPROM памяти производится аналогично чтению из масочного ПЗУ. Сначала на шине адреса выставляется адрес считываемой ячейки памяти в двоичном коде A0. A9, затем подается сигнал чтения RD. Сигнал выбора кристалла CS обычно используется в качестве дополнительного адресного провода для обращения к микросхеме. Временные диаграммы сигналов на входах и выходах этого вида ПЗУ приведены на рисунке 4.

Читать еще:  Наилучшие свечи зажигания на шевроле круз


Рисунок 4. Временные диаграммы сигналов чтения информации из EEPROM памяти

На рисунке 5 приведен чертеж типового корпуса микросхемы параллельной EEPROM памяти.


Рисунок 5. Чертеж корпуса микросхемы параллельной EEPROM

Обычно данные, которые хранятся в EEPROM требуются достаточно редко. Время считывания при этом не критично. Поэтому в ряде случаев адрес и данные передаются в микросхему и обратно через последовательный порт. Это позволяет уменьшить габариты микросхем за счет уменьшения количества внешних выводов. При этом используются два вида последовательных портов — SPI порт и I2C порт (микросхемы 25сXX и 24cXX серий соответственно). Зарубежной серии 24cXX соответствует отечественная серия микросхем 558РРX.

Внутренняя схема микросхем серии 24сXX (например AT24C01) приведена на рисунке 6.


Рисунок 6. Внутренняя схема микросхемы AT24C01

Подобные микросхемы широко используются для сохранения настроек телевизоров, в качестве памяти plug and play в компьютерах и ноутбуках, конфигурационной памяти ПЛИС и сигнальных процессоров (DSP). Применение последовательной EEPROM памяти позволило значительно уменьшить стоимость данных устройств и увеличить удобство работы с ними. Пример расположения данной микросхемы на печатной плате карты памяти компьютера приведен на рисунке 7.


Рисунок 7. EEPROM на печатной плате карты памяти компьютера

На рисунке 8 приведена схема электронной карты с применением внешней EEPROM микросхемы.


Рисунок 8. Схема электронной карты с применением внешней EEPROM

На данной схеме микроконтроллер PIC16F84 осуществляет обмен данными с EEPROM памятью 24LC16B. В таких устройствах, как SIM-карта, уже не применяется внешняя микросхема памяти. В SIM-картах сотовых аппаратов используется внутренняя EEPROM память однокристального микроконтроллера. Это позволяет максимально снизить цену данного устройства.

Схема управления для электрически стираемых программируемых ПЗУ получилась сложная, поэтому наметилось два направления развития этих микросхем:

  1. ЕСППЗУ (EEPROM) – электрически стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство
  2. FLASH-ПЗУ

FLASH – ПЗУ отличаются от ЭСППЗУ тем, что стирание производится не каждой ячейки отдельно, а всей микросхемы в целом или блока запоминающей матрицы этой микросхемы, как это делалось в РПЗУ.


Рисунок 9. Условно-графическое обозначение FLASH памяти

При обращении к постоянному запоминающему устройству сначала необходимо выставить адрес ячейки памяти на шине адреса, а затем произвести операцию чтения из микросхемы. Эта временная диаграмма приведена на рисунке 11.


Рисунок 10. Временные диаграммы сигналов чтения информации из ПЗУ

На рисунке 10 стрелочками показана последовательность, в которой должны формироваться управляющие сигналы. На этом рисунке RD – это сигнал чтения, A – сигналы выбора адреса ячейки (так как отдельные биты в шине адреса могут принимать разные значения, то показаны пути перехода как в единичное, так и в нулевое состояние), D – выходная информация, считанная из выбранной ячейки ПЗУ.

  1. Микушин А.В. Занимательно о микроконтроллерах. СПб, БХВ-Петербург, 2006.
  2. Микушин А.В., Сажнев А.М., Сединин В.И. Цифровые устройства и микропроцессоры. СПб, БХВ-Петербург, 2010.
  3. С.А. Майоров, В.В. Кириллов, А.А. Приблуда Введение в микро ЭВМ Л., Машиностроение 1988
  4. Постоянные запоминающие устройства (http://naf-st.ru/)
  5. EEPROM Параллельные (http://www.chipfind.ru/)

Вместе со статьей “Постоянные запоминающие устройства (ПЗУ)” читают:

Источник: digteh.ru

Что такое еепром в эбу, eeprom?

Современные автомобили всё больше и больше становятся похожими на средний по размерам офис на колесах, со своими кабинетами, ответственными за определённую задачу и объединенных локальной сетью для координации работы. Задачи, возложенные производителем на электронные блоки управления, становятся сложнее. Требования к скорости и стабильности работы возрастают, что в свою очередь ведёт к усложнению схемотехники, применению более современных компонентов. Программное обеспечение претерпело большие изменения. Если раньше блок обслуживал одну систему, то теперь, в современном автомобиле, практически каждый блок объединен с остальными в одну или несколько сетей, связанных межсетевым шлюзом, и обрабатывает данные не только от своих датчиков, но и те, которые получает по сети от других блоков, с которыми он связан для более гибкого решения определённой задачи.
Усложнение элементарной базы и конструкции электронных блоков, так или иначе, сказывается на надёжности их работы. Причём заметно растёт число отказов, относящихся к «программным сбоям». Этому только способствует «наш менталитет» эксплуатации, «прикурка от пускозарядного», незатянутые клеммы АКБ, плавная посадка АКБ, попытки запустить авто с разряженной батареей и т.д.
Если на автомобилях начала 90-х, в большинстве случаев, это всё сходило владельцам с рук, то современный автомобиль может и не простить таких издевательств…
Мой наставник однажды выразился так – «Современный автомобиль сродни живому существу – сердце, запущенное однажды на заводе, при полном отключении, снова может и не заработать».
Откуда же такие проблемы?
Вот мои личные соображения и анализ информации найденной в сети.
На истину ни в коем случае не претендую..
Схемотехника блоков управления 90-х годов предусматривала хранение программы блока в ультрафиолетово-стираемых ПЗУ или масочном РОМ микроконтроллера.
То есть информацию сам контроллер изменить не может даже при всём своём желании …
Масочный процессор хранит свою программу, до полного выхода из строя по какой- либо причине…
Память ЕЕПРОМ (EEPROM) – то есть пользовательские данные, информация о проведённых адаптациях, коррекциях, кодировках, привязках к каким либо определённым входным данным (к примеру, синхронизации блоков, ID транспондеров в системах иммобилайзеров), всё то, что на каждом экземпляре авто будет индивидуально и может быть изменено в процессе эксплуатации, но должно быть энергонезависимым (не факт, что именно всё, на многих коррекции при отключении АКБ очищаются).
Память ФЛЕШ (FLASH)
Производители в последнее время отдают предпочтение именно ей, в виду возможности более гибкого её использования.
Преимущество её в том, что микроконтроллер может изменить её данные (перезаписать). То есть открывается возможность изготовления блоков, конструктивно подходящих для многих моделей авто определённой группы, но программно отличающихся. И если ранее с применением масочного микроконтроллера или ПЗУ нужно было заказывать изготовление определённой партии комплектующих под каждую модель блока, то сейчас имеется возможность «прошивать» программу в блок непосредственно с диагностического оборудования уже на выходе авто с конвейера, а так же иметь возможность сменить программу в блоке, при обнаружении каких либо недостатков, не учтённых ранее, без замены самого блока.
Но обратная сторона медали – более низкая надёжность.
Есть вероятность потери данных при проблемах в бортовой электросети автомобиля.
Сами физические процессы, при которых происходит потеря данных, мне досконально не знакомы, но на просторах сети неоднократно попадались версии – «при снижении напряжения питания микроконтроллера до предела его нормального функционирования, есть вероятность сбоев, перескакивания с инструкции на инструкцию, и как следствие записи случайных данных в ЕЕПРОМ или ФЛЕШ».
Исходные данные естественно будут утеряны, и работоспособность блока будет нарушена. Сети передачи данных в современном авто довольно надёжны, но и от нарушений в их работе никто не застрахован. Некоторые блоки в авто могут быть связанны динамически меняющимся кодом , в системах иммобилайзера как правило , и при нарушении связи между блоками, даже кратковременно , в момент обмена данными , может привести к рассогласованию блоков и , как следствие, авто перестаёт запускаться родным ключём.
В блоках начала 90-х годов выпуска используются ультрафиолетово-стираемые ПЗУ для хранения программы блока. Их срок службы заявлен Производителем около 10 лет. Многие ПЗУ выходят из строя от своей старости и блок перестаёт функционировать.
Владельцы современных автомобилей, находясь в регионах, далёких от дилерских станций и крупных СТО, располагающих необходимым оборудованием и возможностями в разумные сроки и за приемлемую стоимость заказать, заменить и закодировать блок для автомобиля, – они оказываются в затруднительном положении.
Хотя, для восстановления работоспособности порой бывает достаточно поменять значение всего лишь 1 байта информации.
Остаётся только один вариант – работа с программой или данными блока непосредственно на «физическом уровне», то есть программатором.
Это устройство позволяет изменять данные в самих носителях информации – микросхемах УФПЗУ, ЕЕПРОМ, ФЛЕШ, а так же внутренних областей памяти микроконтроллеров.
Описывать разновидности и возможности существующих программаторов в этой статье я не буду, так как их довольно много и каждый имеет свои плюсы и минусы.
Остановлюсь на кратком описании комплекса «OMEGA».
Данным комплексом можно читать и программировать параллельные (ПЗУ, ФЛЕШ), последовательные (ЕЕПРОМ), микроконтроллеры MOTOROLA и TEXAS INSTRUMENTS.
Конструкция комплекса – блочная. За основу взят базовый блок , дополняемый модулями и адаптерами под конкретную задачу. Многообразие разновидностей корпусов электронных компонентов не располагает к полной универсальности, но каждый из компонентов или их группа , работа с которыми заявлена разработчиком, оснащается своим адаптером или описанием для внутрисхемной работы.
Кстати о внутрисхемном программировании.
Комплекс позволяет работать со многими компонентами не выпаивая их из устройства.
К ним относятся ЕЕПРОМ и микроконтроллеры.
Конечно не 100% любой контроллер или ЕЕПРОМ могут быть прочитаны внутрисхемно, в некоторых случаях это может не позволить конструкция устройства , но разработчик постарался как можно более упростить данную задачу..
Это очень кстати ,если микроконтроллер имеет около 100 «ног» с мелким шагом или доступ для демонтажа затруднён. Порой разборка и сборка устройства не проходят без последствий.
Протоколы чтения /записи микросхем у разных серий и производителей различаются, встречаются узкоспециализированные микросхемы, которые кроме как в авто, не встретишь нигде. Радует наличие модулей для таких случаев, когда любой другой серийный программатор расписывается в бессилии. На некоторых микроконтроллерах встречается защита от чтения, установленная производителем, чтобы помешать прочитать содержимое внутренних областей памяти. Заявлен и реально работает обход такой защиты, если возникает необходимость работы с таким микроконтроллером.
Из дополнительных модулей не могу не отметить логический анализатор/генератор и частотомер.

Читать еще:  Не работают дворники на ВАЗ 2115

Окно программатора с дампом памяти микросхемы ЕЕПРОМ 93С66.


Окно программатора с дампом памяти ROM микроконтроллера MOTOROLA

В умелых руках, логический анализатор один из мощнейших инструментов для изучения работы электронных устройств. Со встроенными декодерами протоколов этот инструмент становиться гораздо приветливее и пользователь избавляется от необходимости «ковыряния» в нулях и еденицах записанного лога. Информация выдаётся в удобно воспринимаемом виде.

Логический анализатор с открытым окном декодера и различными представлениями одних и тех же данных.

В данном примере, в анализе записанного лога обмена микроконтроллера и ЕЕПРОМ мы видим, к каким ячейкам памяти обращался микроконтроллер, и какие изменения он внёс в содержимое. Появляется реальная возможность посмотреть на работающем устройстве, какие из ячеек читаются (или пишутся) в процессе выполнения каких-либо действий.
Работа с данным прибором подразумевает уровень знаний современной микропроцессорной техники и опыта работы с ней. Всего знать и понимать невозможно, поэтому форуму поддержки уделено особое внимание.
Сайт разработчика и форум http://www.cnc-lab.com/

Автор статьи:
Бочковский Алексей Иванович
СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИАГНОСТОВ

Источник: autodata.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector