Meloci.ru

Как влияет износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков

Как и тормозные колодки, диски также являются важной частью тормозной системы и тоже подвержены постоянному износу. Необходимо знать, как правильно производится диагностика тормозных дисков, чтобы своевременно принимать соответствующие меры, так как это является залогом безопасности водителя и пассажиров.

Как определяется износ тормозных дисков?

Диагностика тормозной системы – дело достаточно дорогое и по карману не каждому. Тем не менее, износ тормозных дисков можно определить самостоятельно, так как в руководстве по эксплуатации автомобиля есть соответствующие нормы.

Есть ряд определенных факторов, ускоряющих нормальный износ тормозных дисков. Вот некоторые из них:

  • Дешевые и некачественные тормозные колодки. Чаще всего, приобретаются ради экономии, а их производитель либо не известен, либо китайский.
  • Плохое качество тормозных дисков. Если диск изготовлен при не соблюдении правильности технологии, то его износ может возрасти в несколько раз. Обращайте особое внимание при покупке тормозного диска, он должен быть ровным и не иметь бугров и царапин.
  • Агрессивная езда. Слишком резкое и частое торможение также может привести к ускоренному износу тормозного диска. Такое случается, в основном, в городах с большим количеством светофоров, где постоянное торможение и ускорение – это обычное явление.

Для определения неисправности диска можно пользоваться тремя основными методами:

1. Во время движения обратить внимание на поведение автомобиля при торможении. Если педаль тормоза начинает вибрировать, а в районе колес появляется неприятный шум, то тормозной диск уже достаточно изношен.

2. Демонтировать тормозной диск и визуально провести оценку его состояния. Если диск неисправен, то на нем будут видны трещины, глубокие царапины, различные бугорки и впадины. Эксплуатация тормозов с таким диском может стать вполне опасной.

3. Последний способ выполняется в случае, когда первые два теста не помогли определить неисправность. Для этого толщина диска измеряется с помощью штангенциркуля и сравнивается с нормируемыми значениями. Допустимый износ тормозных дисков может быть указан в руководстве по эксплуатации автомобиля или в техническом пособии к самому тормозному диску.

Видео – Причины неравномерного износа тормозного диска

Что делать, если тормозной диск не соответствует техническим нормам?

Первое, что приходит нам ум любому, более-менее, опытному автолюбителю – это расточка тормозного диска. Данная процедура является самой экономной, так как расточить диск намного дешевле приобретения нового диска. Тем не менее, такая экономия может очень плохо сказаться на эффективности тормозной системы. Дело в том, что при уменьшении толщины тормозного диска он становится тоньше, что повышает его хрупкость. В конечном итоге он разрушается, и тормоза теряют свои свойства, ставя под угрозу жизнь и здоровье всех, кто находится в автомобиле.

Расточка дисков подходит, в основном, в тех случаях, когда толщина диска подобна толщине новой детали, но на нем имеются различные канавы и бугры. Таким образом, расточка ровняет поверхность диска и снова делает тормозной диск пригодным.

Внимание! Расточка слишком сильно изношенных дисков не допустима!

Перед проведением расточки, необходимо избавиться от причины, которая вызвала искривление диска. Ведь какой смысл растачивать диск, если он будет постоянно деформироваться? Среди причин неправильного износа диска, первое место занимают тормозные колодки. Их низкое качество и неправильная установка гарантируют вам поломку тормозной системы. На втором месте можно выделить только качество изготовления диска.

Если вы все же решились заменить тормозные диски, то меняйте их на обеих осях. Старайтесь не экономить на их качестве и внимательно осматривайте перед покупкой.

Избегайте агрессивной езды и «катания» на нейтральной передаче, это два злых врага тормозных дисков и колодок. На спусках рекомендуется применять торможение двигателем, если обороты не слишком большие.

Вот так осуществляются диагностические и ремонтные мероприятия в отношении тормозных дисков. Обслуживание тормозной системы – это ответственное дело, поэтому старайтесь уделить ему максимум внимания.

К чему ведет износ тормозных дисков


От состояния тормозных дисков зависит эффективность функционирования всей тормозной системы автомобиля. К чему ведет износ тормозных дисков, расскажет эта статья.

Если диски сильно износились или на них образовались трещины, то идеальным решением будет их замена. Геометрические изменения и образовавшиеся шероховатости на рабочей поверхности диска легко можно восстановить, прибегнув при этом к механической обработке (проточка на токарном оборудовании). При этом снимать диск совсем не обязательно.

При обнаружении неглубоких трещин на рабочей поверхности диска их можно сначала удалить посредством проточки. Но где уверенность в том, что данные манипуляции приведут к положительному результату. В данном случае у вас нет полной уверенности в отсутствии микротрещин, которые вы не в состоянии заметить. Так что менять или восстанавливать повреждённый диск – решение сугубо индивидуальное.

Также не стоит увлекаться восстановлением тормозных дисков. Толщина изношенного диска, допустимая при эксплуатации, величина подчинённая регламенту производителя. Эти значения вы можете найти в каталогах и специальных инструкциях.

Читать еще:  Как поменять тормозной диск на ваз 21099 видео

При эксплуатации поверхность дисков изнашивается неравномерно. Поэтому при замене тормозных колодок необходимо произвести проточку рабочей поверхности диска. Сделать это необходимо во всех случаях. Исключением является одновременная замена колодок и дисков.

Износ тормозных дисков влечёт за собой увеличение шума и понижение плавности торможения. Попадание накладки в зазор между диском и колодкой, а также использование накладок не должного качества приводит к образованию задиров и довольно глубоких рисок на рабочей поверхности диска. Это в своё время приводит к быстрому износу дисков. Чаще всего такие диски уже не подлежат восстановлению. Их необходимо будет заменить.

При установке нового диска следует обратить внимание на его качество и процент износа ступицы колеса. Последнее немаловажно для старых автомобилей или машин со значительным пробегом. Может оказаться, что суммарная величина биения недопустимо велика. Для устранения этих неприятностей можно воспользоваться всё той же проточкой. При этом диск с автомобиля снимать не обязательно.

Необходимо с завидной регулярностью следить за состоянием краёв тормозного диска. При соприкосновении с поверхностью колодок будет издаваться неприятный звук. Особенно ощутимо это на небольшой скорости. Если колодка новая – вы услышите писк. Если колодка изношена – насладитесь «приятным» скрежетом.

О первых признаках неравномерного износа тормозного диска говорит возникновение вибрации, появляющейся в момент торможения. В этом случае вам также придётся прибегнуть к проточке.

При резком понижении температуры происходит деформация диска. Его начинает коробить. Произойти это может в случае преодоления глубокой лужи, объехать которую не представляется возможным. Колесо погружается в холодную воду, диск при этом имеет немалую температуру. В момент погружения происходит резкое охлаждение диска, что влечёт за собой увеличение биения рабочей поверхности. При достижении величины биения критической отметки (0,1-0,15 мм), при торможении ощущается заметная вибрация руля и педали тормоза. Эксплуатировать тормозную систему становится нереально, если величина биения превышает указанные значения.

Рассмотрим варианты восстановления дисков.

1. Можно провести обработку на токарном станке. Но это не лучший вариант. Обработать одновременно обе стороны диска не выйдет. В процессе проточки приходится поворачивать диск, чтобы обработать обе поверхности. Идеального диска при этом не получится, поэтому диск вам всё равно придётся заменить.

2. Посредством специального оборудования, возможно, провести более качественное восстановление. Тормозной диск обрабатывается с обеих сторон одновременно. Параллельность дисковых плоскостей и точность обработки обеспечивается путём применения специальных резцов. Масса обрабатывающего станка порядка 600 – 800 кг. Данный факт способствует исключению вибрации резцов при работе. В свою очередь отсутствие вибрации повышает точность ремонта.

Снятый диск, конечно, обработать легче, но нет никакой уверенности, что снизится величина биения. Ведь восстановление диска – это половина дела. Необходимо учитывать состояние ступицы. Она может быть заржавевшей или деформированной. Также причиной может быть износ установочных плоскостей (восстановлению не подлежит). Если сложить все эти факты воедино, то, как бы хорошо не был восстановлен диск, биение не исчезнет. Также следует обратить ваше внимание на то, что не у всех автомобилей процесс снятия дисков является лёгким делом.

В некоторых случаях обработку тормозных дисков производят, не снимая с автомобиля, на специальных станках. Проделав необходимые подготовительные мероприятия, передвижной станок устанавливают таким образом, чтобы резцы симметрично обрабатывали обе стороны диска. Такой способ проточки диска позволяет снизить величину биения до минимума. Перед проведением восстановительных работ необходимо убедиться в исправности всех узлов, задействованных в момент торможения. При необходимости изношенные узлы заменяют или регулируют.

Вводя в эксплуатацию восстановленные диски, рекомендуется заменить тормозные колодки. Это значительно сократит время приработки диска и колодки, а торможение будет более эффективным. Эти факты с лихвой окупят дополнительные материальные затраты автовладельца.

Каждая проточка значительно сокращает срок службы тормозного диска. Поэтому восстанавливать его рекомендуется только в крайнем случае.

Из-за трения, которое образуется в момент торможения, температура дисков может возрасти до 500 0 С. Прогрев диска происходит неравномерно. Наивысшая температура достигается на участке непосредственного контакта с фрикционными насадками колодок. При повышении температуры происходит изменение толщины диска по окружности. Эти факты приводят к проскальзыванию колодок. Водителю приходится сильнее давить на педаль тормоза, а это приводит к возникновению вибрации кузова автомобиля и педали.

Если вы не пользуетесь автомобилем в зимнее время, то после «зимовки» необходимо провести «весеннюю обкатку», что поможет восстановить эффективное функционирование тормозов.

Минимальная толщина износа тормозного диска

В процессе эксплуатации машины, многие автолюбители не задаются вопросом о том, какая должна быть минимальная толщина тормозного диска для эффективного торможения. А зря, ведь это немаловажная величина, от которой зависит безопасность автовладельца и его пассажиров. Поэтому вопрос как определить износ тормозных дисков, должен быть актуальным для всех водителей.

Читать еще:  Как ставить тормозные диски с проточкой

Для выяснения этого вопроса стоит коснуться темы конструкции дисков, что провоцирует их износ, как его проверить, каковы признаки и какие факторы на него влияют.

Конструктивные особенности

Основная масса передних и задних дисков изготавливается из чугуна. Его популярности способствовали невысокая себестоимость и неплохие фрикционные свойства. Но беда в том, что в процессе торможения происходит нагревание этого материала. Это может привести к его короблению, изменению формы рабочей поверхности и в итоге неравномерному стиранию. Для минимизации данных явлений производители начали выпуск передних и задних дисков с внутренней вентиляцией. А также стали нарезать на их поверхности канавки и перфорировать это изделие. Что позволило существенно уменьшить перегрев и увеличить их время эксплуатации.

Эффективное сцепление между колодками и диском начинается лишь после их притирки. В это время не стоит резко нажимать на тормоз, а нужно останавливаться плавно. Обычно это происходит при пробеге не более 1000 км. Проверить эффективность притирки можно на специальном стенде.

Факторы, влияющие на износ

Каждый производитель сам прописывает допустимый коэффициент износа для дисков выпускаемой им марки авто. Эти параметры рассчитываются исходя из мощности мотора, массы машины и прочего. Но сложно учесть максимальный пробег, через который возникнет необходимость менять тормозные диски. Ведь на это влияют не поддающиеся учету факторы:

  • Стиль езды. Если присутствует экстремальное вождение, при котором разгон сменяется резким торможением, то срок износа может существенно сократиться.
  • Условия, в которых эксплуатируется авто. Если зимой в слякотную погоду постоянно ездить по лужам, то попадающая влага на разогретый диск может спровоцировать его деформацию и, как правило, неравномерный износ.

  • Механические факторы. Здесь играет роль материал изготовления этого элемента тормозов, а также качество применяемых колодок. Обычно диски изготавливают из чугуна, но со временем их стали производить из других материалов: стали, керамики, карбона. Это намного увеличило срок их службы.
  • Применение некачественных колодок также может вызвать неравномерный износ. Вследствие чего придется менять этот элемент тормозов.

Показатели, указывающие на износ

Существуют признаки, по которым можно определить износ тормозных дисков. Первым показателем, указывающим что пора менять эту запчасть, являются возникшие во время торможения лишние звуки, скрежет, вибрация или рывки. Вторым симптомом служит занос машины из-за блокировки тормозов после нажатия на педаль. При возникновении таких сигналов необходима визуальная проверка дисков. На их рабочей поверхности не должно быть буртиков, трещин или сколов.

Определение толщины стирания

Чтобы узнать, какова допустимая предельная толщина дисков стоит обратить внимание на его торец или заглянуть в мануал авто. Там есть два значения – исходная и минимальная толщина этих элементов системы тормозов. Эти цифры разнятся в зависимости от производителя как машины, так и самих деталей.

При стирании диска до значения, когда предельная толщина не позволит эффективно тормозить, следует незамедлительно их менять. Измерить толщину можно на СТО с помощью микрометра.

Или самостоятельно определив это штангенциркулем, в этом случае толщину передних дисков измеряем, зажав их передней частью инструмента.

Менять их нужно, когда проверка показывает максимальный их износ или если у дисков окажется разная толщина. Проверять эти значения необходимо в разных точках данного элемента тормозов. Это связано с тем, что его истирание проходит неравномерно.

Проверка заднего диска барабанного типа проводится не по толщине, а по внутреннему расстоянию (диаметру) от одного бортика до другого также в нескольких точках.

Неравномерный износ, при котором возникает биение, можно проверить специальным прибором, улавливающим колебания в сотые доли его значений.

Выявленные погрешности: неравномерный износ или разную толщину можно подправить проточкой тормозных дисков. А вот покоробленный или треснутый элемент однозначно необходимо менять.

Вывод

Преждевременный износ тормозных дисков происходит во многом по вине автомобилиста. Если постоянно приходится менять этот элемент тормозной системы нужно пересмотреть свой стиль езды. Также не стоить экономить при покупке тормозных колодок и самих дисков. Необходимо не забывать, что от их состояния зависит безопасность, всех находящихся в машине.

Видео по теме

Необходимость в замене тормозных колодок и дисков на ВАЗ 2114

Купив автомобиль, некоторые водители забывают, что транспортное средство нуждается в регулярном техническом обслуживании и диагностике. Они также игнорируют текущий ремонт узлов и агрегатов автомашины. Но запущенное состояние авто часто обходится дорого владельцу, так как серьезный ремонт предполагает замену крупных узлов и агрегатов, которые могут стоить намного больше, чем расходные материалы (свечи зажигания, фильтры, масла и т.д.). А вот неисправности в тормозной системе (ТС) и вовсе недопустимы, так как они напрямую связаны с безопасностью движения. Поэтому периодическая проверка тормозов и всех элементов этой системы необходима, и пренебрегать ей не стоит.

Читать еще:  Какая должна быть выработка тормозных дисков

Проверка тормозной системы – обязательное мероприятие

КОЛОДКИ

На какой пробег рассчитаны тормозные колодки, точного ответа нет. Сколько они проходят, может зависеть:

  • От качества изготовления;
  • условий эксплуатации автомобиля;
  • стиля вождения;
  • производителя.

В любом случае, колодки нормального качества не могут износиться раньше, чем через 10 тыс. км пробега. Даже на почти новой машине при проведении технического обслуживания проверяется состояние ТС. Периодичность замены колодок обычно устанавливается заводом-изготовителем транспортного средства, и менять тормозные колодки положено через определенное количество пройденных километров. Причем чаще проводить замену можно, а вот реже крайне не рекомендуется.

ДИСКИ

Тормозные диски не так быстро изнашиваются, и поэтому их замена производится реже. Хотя следует оговориться – если на автомобиле установлены барабанные тормоза, то колодки в такой ТС меняются значительно реже, чем в дисковых. Особенно, если речь идет о задней подвеске. Износ задних тормозных колодок барабанного типа происходит где-то в среднем за 50-100 тыс. км.

Обычно диски меняют в два раза реже, чем колодки. Но здесь тоже много зависит от различных факторов, иногда замена требуется раньше планируемого срока.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДИСКОВ И КОЛОДОК

Износиться раньше времени вышеперечисленные детали ТС могут в следующих случаях:

  1. при динамичной езде с частым резким торможением;
  2. в результате длительной эксплуатации автомобиля на мокром дорожном покрытии;
  3. вследствие заклинивания поршня переднего суппорта;
  4. при постоянном перегревании деталей ТС.

Чтобы детали служили дольше, следует бережнее эксплуатировать свой автомобиль:

  • вовремя проводить техническое обслуживание;
  • не злоупотреблять экстренным торможением;
  • при возникновении шумов и скрипов диагностировать причину их возникновения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА

Жесткая эксплуатация вызывает не только преждевременный, а еще и неравномерный износ трущихся деталей в любой тормозной системе. Неравномерный износ тормозных дисков можно определить при движении по биению и шуму во время нажатия на педаль тормоза. Соответственно, в таком случае и колодки снашиваются не одинаково.

У автовладельцев часто возникает вопрос, как определить износ тормозных колодок по внешним признакам, не разбирая авто. Признаки неисправности:

  • ухудшается эффективность торможения;
  • загорается световой сигнал (при наличии датчиков износа колодок в автомобиле);
  • увеличивается свободный ход педали, иной раз педель и вовсе проваливается;
  • как самый крайний вариант, возникает металлический звук при нажатии на педаль. Это говорит уже о том, что колодки стерлись до железа.

Нужно хорошо понимать, чем грозит неисправность тормозной системы. При любом подозрении на присутствие дефекта необходимо проверить состояние деталей

. Для проверки состояния деталей дисковых тормозов на передней подвеске нужно:

  1. ослабив переднее колесо, поднять машину домкратом, затем колесо снять;
  2. произвести снятие колодок и внимательно осмотреть детали.

Как определить износ колодок? Без снятия состояние колодок можно не разглядеть, так как даже довольно толстые накладки на них порой имеют неравномерный износ. Толщина фрикционных накладок не должна быть менее 1,5 мм. Колодки необходимо менять целиком комплектом, так как разная толщина фрикционного слоя отрицательно скажется на эффективности торможения. Также замену следует проводить:

  • при попадании масла на детали;
  • при обнаружении сколов и трещин;
  • при отслаивании фрикционного слоя колодки.

Попробуем определить износ тормозных дисков. Толщина рабочей поверхности этих деталей не должна быть меньше величины, которая предусматривается изготовителем данной марки автомобиля. Считается, что толщина диска не может быть меньше 11 мм.

Чтобы правильно определить износ, следует обратить внимание на общее состояние деталей. Замене подлежат диски:

  • с толщиной рабочей поверхности, меньше допустимой величины;
  • с неравномерным износом рабочей плоскости;
  • искривленные, овальные диски.

Такие тормозные диски подлежат замене

ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Сейчас появилось много неоригинальных запасных частей от различных производителей, и выбор становится нелегким. Но при покупке неоригинальных тормозных колодок покупателя могут ожидать разные неприятные сюрпризы:

  • фрикционный материал может оказаться очень мягким, и колодки будут быстро изнашиваться;
  • слишком твердый материал может вызывать преждевременный износ тормозных дисков;
  • при установке неоригинальных запчастей может возникать при торможении скрежет и скрип.

Чтобы избежать подобных неприятностей, следует приобретать запасные части оригинального производства.Самое главное, не попасться на подделку. Чтобы не купить подделку, необходимо придерживаться определенных правил:

  1. приобретать товар в проверенных торговых точках с хорошей репутацией;
  2. обращать внимание на качество упаковки и исполнения самих деталей;
  3. не соблазняться на подозрительно низкую цену.

Цена оригинальных деталей, конечно, выше. Но если учитывать, что такие запасные части служат значительно дольше неоригинальных, к тому же не возникает никаких проблем в процессе их эксплуатации, то выбор здесь очевиден. И скупой всегда платит дважды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector