Meloci.ru

Как протачивают тормозные диски на токарном станке

Проточка тормозных дисков своими руками

Поверхность тормозных дисков изнашивается при торможении. Часто это происходит неравномерно. Одним из способов, в случае появления дефектов, продлить их работоспособность своими руками, является проточка тормозных дисков.

Для качественного проведения этой процедуры, стоит разобраться: какие существуют признаки, указывающие на возникшие дефекты тормозных дисков. А также: зачем нужна проточка, как ее можно выполнить своими руками, виды и технология обработки этих запчастей, станки и оборудование, необходимые для проведения работ.

Диагностика дефектов

Распознать появление дефектов на этих составляющих тормозной системы необходимо вовремя, ведь от этого может напрямую зависеть безопасность автовладельца.

Проточка, расточка передних или задних тормозных дисков бывает необходимой, когда при торможении автомобиля появляются следующие признаки:

  • Вибрация или ощущаемое биение в тормозной педали или руле.
  • Прикасаясь к дискам колес чувствуется их значительный нагрев.
  • Увеличился, больше чем обычно, тормозной путь машины.
  • При визуальном осмотре видны задиры, трещины, буртик, глубокие борозды и значительная ржавчина на рабочей поверхности тормозных дисков.

Зачем необходима такая процедура

Из-за деформации рабочая часть тормозных дисков теряет изначальную форму, что снижает ее площадь соприкосновения с колодками.

Также в результате частых и резких торможений автомобиля их металл разогревается и в случае попадания на него воды, снега образуется окалина. Еще одним дефектом является появления слоя ржавчины на их рабочем слое. Ржавчина возникает при длительном бездействии машины при условии ее хранения на улице или в сыром помещении.

Все это влечет за собой увеличение промежутка времени необходимого для полной остановки автомобиля.

После измерения толщины тормозных дисков, если она значительно больше минимальной, можно делать их проточку своими руками, которая поможет:

  • Устранить вибрацию и биение.
  • Увеличить эффективность и надежность тормозов.
  • Продлить работоспособность и сэкономить на покупке новых дисков.

Виды и технология обработки

Для устранения дефектов на диске своими руками существует две технологии обработки. Первая из них – расточка, производится для увеличения диаметра его рабочей поверхности. Такая процедура помогает избавиться от буртика, появляющегося в том случае если фрикционные накладки колодок, не захватывают при торможении всю площадь диска.

Вторая технология обработки – проточка, которую делают для устранения поверхностных дефектов: возникшего слоя ржавчины или окалины, неравномерной выработки в виде глубоких борозд. В этом случае необходимо учитывать размер снимаемого слоя исходя из минимально допустимой толщины, рекомендованной для данной марки тормозных дисков.

В недалеком прошлом был только один вид устранения дефектов своими руками на данных элементах тормозов – их обработка на стационарном токарном станке.

Для этого приходилось производить их предварительное снятие с автомобиля. В этом случае очень сложно было соблюсти при устранении дефектов необходимые балансировочные параметры. Но были специалисты, которые с этим справлялись – такие как на этом видео.

Сейчас есть технологии и специальные станки, позволяющие это сделать, не снимая передних и задних дисков с автомобиля.

На таком оборудовании очень просто выдержать необходимую балансировку и требуемую толщину рабочей поверхности, ведь на нем данные параметры устанавливаются как вручную, так и автоматически. Более наглядно это можно увидеть на приложенных видео.

Оборудование

Вообще, устранение дефектов на снятых передних и задних тормозных дисках на токарном станке это полумера. Ведь точно отцентрировать и восстановить геометрию данной детали на глазок очень сложно. Поэтому лучше делать проточку, не снимая дисков с автомобиля, используя специальное оборудование. Ведь на таком станке есть специальные датчики, позволяющие на неснятых дисках контролировать степень их шероховатости и биения.

Кроме этого характеристики подобного оборудования позволяют восстанавливать геометрию благодаря учету реальной оси при вращении ступицы и убирать дефекты: значительную шероховатость и небольшие трещины, невзирая на диаметр диска машины. Также большим их плюсом является регулируемая скорость вращения шпинделя, что дает возможность добиться почти зеркальной чистоты протачиваемой поверхности.

А возможность обрабатывать деталь без снятия с двух сторон при помощи двух резцов значительно сокращает время устранения дефектов.

Процесс устранения дефектов

На автомобиле снимают колеса и суппорт. К ступице крепится специальный переходник, позволяющий снять все необходимые параметры: толщину, степень износа, шероховатость поверхности. Также если в оборудовании предусмотрена функция вращения ступицы, то к ней крепятся специальные крепления. Потом включается двигатель данного оборудования или если он не предусмотрен, заводится машина и включается передача. После начала вращения ступицы происходит замер необходимых параметров. Разобравшись со всеми полученными данными можно приступать к устранению дефектов с помощью специальных резцов, которые устанавливаются с боков обрабатываемой поверхности.

Выставив резцы, опять заводится мотор, (включается передача или запускается соответствующий механизм оборудования) и происходит непосредственно проточка. Обычно для полной обработки поверхности необходимо два или три прохода резца.

После окончания процедуры необходима установка новых колодок. Также рекомендуется для притирки рабочих поверхностей диска и колодок первые несколько сот километров производить торможение аккуратно.

Технологии проточки тормозных дисков

Тормозные диски на автомобилях являются сердцем сложных тормозных систем. Только с идеально ровными дисками тормозная система будет работать эффективно, а на рулевом колесе и педали тормоза отсутствовать вибрации.

От состояния дисков зависит корректная работа антиблокировочной системы ABS, анти пробуксовочной TSC и системы стабилизации курсовой устойчивости ESP. Эти системы используют пару «тормозной диск — колодки», притормаживая то или иное колесо при разгоне, торможении или заносе. Алгоритм работы этих систем предусматривает исправное — «заводское», состояние диска и колодок.

Читать еще:  Как ехать при замене тормозных дисков

Диск как элемент тормозной системы теряет свою эффективность в случаях:

  • Появления на его поверхности волн и ступенек в результате применения некачественных колодок.
  • Возникновения на краях диска характерных буртиков, в которые при торможении упирается основа колодок.
  • Изменения его геометрии, возникающее, как правило, в результате резкого изменения температуры или механического воздействия.

Дефектный тормозной диск можно заменить или же отремонтировать. Проточка тормозных дисков является более дешевой и быстрой альтернативой их замене. После проточки достигается максимальная площадь прилегания основных элементов в тормозной системе, что значительно увеличивает эффективность тормозной системы.

Проточка тормозных дисков – это снятие поверхностных дефектов с тормозного диска до допустимой производителем толщины диска.

Для того, чтобы тормозная система постоянно была максимально эффективной и безопасной, желательно при каждой замене колодок протачивать тормозные диски.

Раньше эту операцию проводили только на токарных станках. Для этого диск снимался и обрабатывался на токарном станке. Благодаря развитию технологий и созданию нового оборудования стала возможна проточка тормозных дисков без снятия.

Сегодня на нашем рынке представлено два вида оборудования: установки с раздельным приводом и токарным модулем и стенды, в которых данный модуль совмещен.

Станки с разделенным приводом и токарным модулем крепятся к ступице посредством небольшого кардана, а токарный блок навешивается на диск, на место тормозного суппорта.

После включения приводного модуля ступица автомобиля вместе с тормозным диском начинает вращаться, при этом резцы токарного модуля перемещаются вдоль поверхностей диска, обрабатывая одновременно обе его поверхности.

При таком способе проточки не учитывается биение ступицы колеса, которое появляется в результате износа подшипников и других ее элементов, что в свою очередь влияет на качество проточки дисков.

Установка такого оборудования занимает гораздо меньше времени по сравнению с токарными станками, где для проточки требуется снятие и установка дисков. Конечно бывают ситуации, когда для проточки задних тормозных дисков требуется демонтаж бампера, т.к из за своих габаритов токарный модуль просто не помещается в заднюю арку автомобиля.

Элитную же группу оборудования для проточки дисков составляют установки американского производства Hunter OCL400 и PRO-CUT. Обе установки очень схожи по своей конструкции и функциональным возможностям.

Рабочая головка обоих станков представляет собой токарный модуль и систему привода вращения тормозного диска, объединенные в единое целое. Кроме того, у каждого из станков имеется функция компенсации биения ступицы колеса.

При использовании этих станков снятие и установка тормозных дисков и суппортов не требуется, так же они позволяют протачивать не только передние, но и задние тормозные диски без демонтажа деталей кузова (бампер, подкрылки и тд.) Монтаж и настройка такого оборудования занимает гораздо меньше времени.

Для проточки тормозных дисков мы используем станок Hunter пр-ва США, который позволяет протачивать диски диаметром до 400мм и толщиной не более 70мм.

Также станок Hunter оборудован мотором мощностью 1,5 л.с., который легко справляется с обслуживанием дисков 4WD, легких и средне тоннажных грузовиков

Одно из главных отличий станка Hunter от всех остальных заключается в том, что здесь реализовано очень жесткое соединение между обрабатываемой деталью и резцами. Именно это и позволяет добиться прецизионной точности в обработке тормозного диска.

На станке OCL400 установлен датчик . Этот датчик отслеживает биение и вибрацию тормозного диска, которые неизбежно возникают в результате износа подшипника ступицы, втулки, прочих элементов подвески (рычагов, ШРУСов, шаровых опор). После того, как датчик развала зафиксировал параметры биения, оператору надо нажать всего лишь одну кнопку, которая активизирует программу компенсации биения Pro Comp.

Следует также обратить внимание на функцию ACT (Anti Chatter Technology). При постоянной скорости вращения может возникнуть вибрация, как следствие нарушается качество обработки поверхности. Система АСТ позволяет, варьировать скорость вращения мотора в ту и другую сторону от установленной величины устраняя вибрации. АСТ обеспечивает гладкость финишной обработки и предотвращает пульсацию на педали тормоза.

На станках всех остальных производителей предусмотрено постоянное движение резцов вдоль обрабатываемого диска. В совокупности с постоянной скоростью вращения диска на его поверхности возникает микрорельеф, похожий на мельчайшую резьбу. В этом случае усиленный износ колодок гарантирован.

На стенде Hunter OCL400, установлен эксклюзивный механизм прерывистой подачи «ServoDrive» который протачивает диск по концентрическим окружностям, чем исключает появление спиральных канавок на обработанной поверхности.

Привод «ServoDrive» позволяет работать с блокирующимися дифференциалами, распространенными на современных внедорожниках и легких коммерческих грузовиках, не снимая и не разбирая элементы привода. Прерывистая подача обеспечивает качество обработанных поверхностей тормозных дисков, которое превышает требования авто производителей.

Расточка тормозных дисков

Эксплуатация автомобиля приводит к постепенному износу узлов и деталей, и тормозные диски не являются исключением. Один из способов продлить срок их эксплуатации – проточка тормозных дисков. Эта процедура позволит сэкономить и на время отложить покупку новых.

Важно понимать, что при проточке толщина металла снижается, а это непременно отразится на рабочих характеристиках диска. Он будет быстрее нагреваться, с большей вероятностью деформируется или расколется при ударе.

Когда необходима проточка

Диагностировать необходимость проточки можно с помощью визуального осмотра, а также опираясь на тактильные ощущения от эксплуатации автомобиля.

Если в результате осмотра, на рабочей поверхности выявлены:

  • Буртики;
  • Глубокие борозды;
  • Трещины;
  • Ржавые участки.
Читать еще:  Тормозной диск прикипел как снять с ниссан

При торможении проявляются следующие симптомы:

Своевременная диагностика на выявление дефектов тормозных дисков, напрямую влияет на безопасность водителя и других участников дорожного движения.

Причины возникновения дефектов

Ниже более подробно рассмотрен каждый из пунктов.

Попадание грязи и посторонних предметов

Первый признак — наличие стороннего шума (от мягкого шороха до режущего слух скрежета). Это повод для тщательного осмотра тормозного привода и механизмов. Посторонние предметы следует удалить продувкой сжатым воздухом или при помощи отвертки, поверхности очистить от загрязнений.

В случае с закрытой системой, для осмотра придется снять тормозные барабаны, ведь раннее обнаружение позволит избежать крупных проблем.

Например, отцепившаяся пружинка задних тормозных колодок ВАЗ 21099, попав в просвет между колодками и барабаном, может привести к выработке в них глубокой канавки.

Закисание или неравномерная работа цилиндров

Когда машина долго стояла, или были повреждены защитные пыльники, зачастую возникает закис суппортов или цилиндров. Поршни обрастают толстым слоем окислов и не дают нормально работать механизму.

Если не устранить проблему вовремя, высока вероятность повреждения рабочих поверхностей.

Для восстановления работоспособности производят следующие действия:

  • Очищают детали от ржавчины;
  • Заменяют пыльники с уплотнениями.

Однако, это не всегда способствует возобновлению нормальной работы, и тогда приходится менять цилиндры на новые.

Перекос колодок из-за неправильной установки

При техническом обслуживании тормозной системы, необходимо внимательно следить за правильной установкой всех компонентов во время сборки. В противном случае давление фрикционных накладок на барабан или диск не будет равномерным.

В конечном итоге ухудшится работа тормозной системы, детали выйдут из строя и ремонта или замены будет не избежать.

Некачественный материал фрикционных накладок

При покупке нового комплекта колодок, следует внимательно отнестись к его качеству. В составе не должно быть твердых включений. Если смесь содержит стружку металла, следует выбрать другого производителя. Твердый состав накладок повышает результативность торможения, но быстрее изнашивает тормозные диски.

Деформация диска в результате перегрева

Если в результате торможения машину резко уводит в сторону и ощущаются пульсирующие толчки на педали, вероятная причина этого – деформация диска. Это могут быть последствия интенсивного торможения с последующим резким охлаждением.

Чем больше деформирован тормозной диск, тем меньше вероятность его исправить.

Естественный износ металла от трения

Работа тормозов основана на трении, и так или иначе, это со временем приводит к износу металла и образованию выступающей кромки, которая мешает работе тормозов. Для удаления фаски (буртика) требуется проточка.

Несвоевременная замена колодок

Колодки – расходный материал. Мягкий, фрикционный материал колодок нанесен на металлическую основу. После износа материала, при торможении, на диск будет воздействовать металлическая пластина, что в разы повысит скорость стачивания.

Производители оснащают колодки датчиками, сигнализирующими о крайней степени износа. На старых моделях автомобилей это скобы-пискуны, на новых – электронные датчики.

Когда не следует протачивать тормозные диски

  1. Рабочая поверхность имеет толщину меньше допустимой;
  2. Диск сильно искривлен и не подлежит восстановлению;
  3. Плоскость с ярко выраженными дефектами, присутствуют глубокие трещины с признаками обгорелого металла;
  4. Стоят спортивные диски, которые не поддаются реставрации.

Если стоимость нового комплекта ниже услуг автосервиса, протачивать деталь нет резона. К примеру, проточка тормозных дисков на ВАЗ обойдется в 2000 рублей, тогда как новый вентилируемый комплект на «Приору» можно приобрести за 800 рублей.

Плюсы и минусы проточки

Плюс у протачивания один — это стоимость. Цена покупки и установки новых дисков зависит от марки автомобиля и качества комплекта, в среднем он обходится владельцу иномарки в сумму от 10000 до 40000 рублей. Восстановление потребует от 2000 до 8000 рублей.

Существенный минус – процедура временная, и ее не следует проводить более 1 раза. Проточка уменьшает толщину, а от нее зависит хрупкость и интенсивность нагрева во время торможения.

Важно правильно рассчитать снимаемый слой. Для разных марок тормозных дисков допустимая толщина отличается, обычно эта информация указана в мануале к автомобилю.

Таблица допустимой степени износа тормозных дисков

Автомобиль Передние (мм) Задние (мм)
ВАЗ 2110 11,8 (17,8 вентилируемые)
ВАЗ 2107 9,5 Диаметр барабана не более 251
ГАЗ 3110 (волга) 18
Daewoo Lanos/Nexia (13 дюймов) 17
Daewoo Lanos/Nexia (14 дюймов) 21
Nissan Qashqai 24 8
Kia Rio 10 (20 вентилируемые)
Opel Zafira 22 8
Renault Logan (дв. 1.4) 10,6 Диаметр барабана 181,25
Renault Logan (дв. 1.6) 10,6 204,45
Ford Focus 2, 3 23 9
Toyota Corolla 23 8
Hyundai Solaris 20 8,4
Skoda Octavia 22 10

Технология и способы расточки

Расточка, она же проточка, производится как с использованием профессионального оборудования, так и при помощи подручных средств.

Процедура избавляет от буртика, который появляется, если вся рабочая поверхность не захватывается фрикционными накладками колодок во время торможения. Проточка устраняет дефекты поверхности: коррозию, глубокие борозды.

Наиболее действенными способами являются проточка на токарном станке (при правильном выполнении), и с помощью специальных стендов: pro-cut и аналогов.

Все остальные, в особенности с применением болгарки и наждачного круга, ожидаемого результата не принесут. Вы просто загубите диски, которые еще можно было исправить профессионально.

Использование стендов

Существует большое количество специального оборудования для проточки тормозных дисков со снятием и без. Но не все автосервисы могут позволить себе приобрести подобный стенд.

Вся процедура максимально автоматизирована, замеры биения и определение толщины снимаемого металла осуществляет электроника, что сводит к минимуму вероятность ошибки.

Проточка без снятия происходит следующим образом.

  • Демонтируются суппорта и защитные кожухи. Часть, на которой находятся резцы, крепится в уши для суппортов.
  • Двигатель стенда, который будет вращать диск в процессе проточки, крепится в штатные места для болтов или на шпильки.
  • После запуска резцы проходят по поверхности и выравнивают ее сразу с двух сторон.

Проточка на токарном станке

Имея профессиональные навыки работы на токарном станке, и сам станок, можно произвести проточку на нем. При этом следует учесть, что при снятии необходимо выравнивать не только наружную и внутреннюю стороны диска, но и ту плоскость, которая прилегает к ступице.

Работа подручными средствами

Мы настоятельно не рекомендуем использовать для выравнивания поверхности диска никакие подручные средства, будь то болгарка, напильник, наждачный круг. Так вы лишь окончательно его испортите.

Но если все же решили проточить диск своими руками, делают это следующим образом.

  • Автомобиль вывешивается, снимаются колеса.
  • Как и в случае со стендом, диск освобождается от всех навесных и защитных элементов.
  • Втыкается вторая передача и запускается двигатель.
  • Болгаркой или иными подручными средствами выполняется выравнивание поверхности.

” alt=””>

Тормозная система требует повышенного внимания от владельца транспортного средства. Регулярно проверяйте все ее элементы и производите своевременную замену изношенных деталей. Не доводите толщины тормозного диска до критического состояния.

Самостоятельная проточка тормозных дисков

Тормозные диски – это последний элемент тормозной системы, которые и выполняет торможение и остановку. Все элементы тормозной системы работают для того, чтобы тормозные колодки сжали тормозной диск и остановили автомобиль или же замедлили движение.

Нет смысла напоминать о том, что рабочие тормозные диски – шанс не попасть в ДТП. Это значит, что тормозные колодки нужно обязательно своевременно обслуживать и ремонтировать.

Шлифовка и проточка тормозных дисков – это один из вариантов ремонта. Есть несколько народных методов, которые определяют состояние тормозных дисков во время эксплуатации.

Предварительная диагностика имеет определенные параметры, которые нужно знать водителю, чтобы заметить неисправности тормозов. К таким параметрам относят:

    тормозные диски нагреваются;
    при торможении ощущается вибрация педали тормоза или рулевого колеса;
    визуальный осмотр дает возможность определить следы ржавчины и механические повреждения диска.

Эти признаки говорят о том, что нужен ремонт, а именно шлифование тормозных дисков. Но, помимо всего, производители предъявляют требования к минимальной толщине тормозных дисков. После достижения этой толщины эксплуатировать диски категорически запрещается. Тормозные диски нужно заменить.

Проточка дисков – это действенный метод продления срок эксплуатации. Тормозные диски рано или поздно стают непригодными: к перегреву дисков ведет экстренное торможение, высокая влажность воздуха приводит к появлению коррозии, причиной ржавчины может быть и редкая эксплуатация автомобиля.

Зеркалу диска стертая тормозная накладка, пыль и взвесь песка наносят механические повреждения. Есть очень много факторов, из-за которых могут износиться диски. Расточка тормозного диска – единственный выход.

Для начала нужно узнать, нужна ли шлифовка тормозного диска или же придется заменить тормозные диски.

По нескольким причинам рабочие поверхности тормозных дисков начинают приобретать борозды, а по краям прилегания тормозных колодок к диску образовываются «буртики».

Проточка тормозных дисков значит, что на станке для проточки снимают с рабочей поверхности тормозного диска поверхностные дефекты. Ответ о том, сколько снимать, определяется производителем, поскольку он устанавливает для каждой модели дисков минимальную толщину.

Нормой являются цифры от производителей. Если диски штатные, то значение можно найти в мануале или же в инструкции по эксплуатации.

Возникает вопрос, стоит ли проточка дисков таких затрат. Может новые диски купить проще? Но нужно помнить о том, что покупать необходимо пару дисков, чтобы их одновременно заменить на оси.

При замене тормозных дисков лучше всего поменять и тормозные колодки. Это для того случая, если дефекты тормозной колодки стали причиной износа тормозных дисков. Если позволяет бюджет, то можно приобрести новые диски.

Еще совсем недавно у автомобилистов не было проблем с тем, где тормозные диски проточить. Диски просто снимали и относили в ближайшую мастерскую, где есть токарный станок. Этот процесс был технологически сложным.

Проточка тормозного диска – это не только снятие верхнего слоя рабочей поверхности. Нужно не только снять этот слой, но и соблюдать параметры балансировки относительно ступицы колеса и диска.

Современные специалисты имеют специальные станки для проточки тормозных дисков. В станках программируются все параметры. Диски шлифуются автоматически. Теперь уже нет потребности в том, чтобы с автомобиля снимать тормозной диск.

На стационарных станках для расточки дисков осуществляют проточку тормозных дисков, которые снимают с автомобиля. Рабочая поверхность диска одновременно обрабатывается с двух сторон. Обеспечивается регулировка всех нужных параметров по балансировке диска и его толщине.

Проточку тормозных дисков без снятия дисков осуществляют с помощью переносного станка. Место крепления суппорта – это базовая плоскость при проточке дисков. В результате проточки поверхности диска будут параллельными.

После профессиональной проточки тормозного диска автомобилист получает:

    увеличения срока службы тормозных дисков;
    повышение эффективности тормозной системы;
    тормозной диск перестает биться;
    экономию средств.

Такую проточку тормозного диска можно произвести самостоятельно. Но для этого нужно выполнить 2 условия: иметь токарный станок и быть хорошим токарем. В других случаях лучше самостоятельно не производить проточку дисков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector