При зарядке аккумулятора стрелка амперметра опускается
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля!
Аномально жаркое лето, которого никто не ожидал, показало, что природа способна преподносить климатические сюрпризы без предупреждения. Чего теперь ждать от зимы доподлинно неизвестно, однако, чтобы не пользоваться в самый неподходящий момент общественным транспортом, необходимо подготовить аккумуляторную батарею к холодам. Без нее все остальные мероприятия уже не так важны.
Работники автосервисов считают, что минувшая аномальная жара пошла аккумуляторам во вред, поскольку, чем выше температура электролита, тем быстрее в нем скорость химических реакций; уровень падает и обнажившиеся свинцовые пластины покрываются слоем сульфида. Вследствие этого емкость АКБ падает, но ее все равно еще хватает для запуска двигателя… однако не в 20-ти градусный мороз.
Современные автомобильные аккумуляторы в своем большинстве необслуживаемые. Данная их характеристика означает, что к банкам аккумулятора нет доступа, нельзя измерить плотность электролита и долить дистиллированной воды в случае надобности. Если уровень электролита в таких аккумуляторах упал ниже критического, то восполнить его чаще всего невозможно.
Необслуживаемые АКБ всегда имеют индикатор плотности и уровня электролита. Глазок на крышке аккумулятора и есть этот индикатор. Зеленый цвет будет означать, что батарея рабочая и находится в заряженном состоянии. Отсутствие зеленого свечения – батарея разряжена. А белый блик в глазке означает, что уровень электролита ниже нормы. Обслуживаемую батарею в этом случае восстановить легко: необходимо долить дистиллат и поставить аккумулятор на зарядку.
Зачастую причина «выкипания» электролита заключена отнюдь не в аномальных забортных температурах, а в некорректной работе регулятора напряжения или неисправности генератора.
Смотреть в единственный «глаз» аккумулятора желательно каждый раз, когда вы открываете капот, чтобы долить воды в бачок омывателя или проверить уровень масла. Данная процедура ничего не стоит, но может избавить от многих проблем.
Важно также следить за тем, чтобы клеммы аккумулятора содержались в чистоте. Окисленные клеммы хуже проводят ток, а значит, контакт обладает бóльшим сопротивлением, и аккумулятор будет разряжаться быстрее. Для ухода за клеммами существуют специальные составы.
Во время манипуляций с аккумулятором следите за тем, чтобы не замкнуть случайно клеммы. Были случаи, когда неопытные автолюбители, решив измерить тестером «силу тока аккумулятора», дотрагивались обоими контактами до клемм.
Незнание элементарных законов физики в этом случае может стоить как минимум здоровья. Дело в том, что силу тока источника питания (если так можно выразиться) можно измерить только в действующей цепи, т.е. установив контакты тестера последовательно в том месте, в котором необходимо проверить силу тока. Если же дотронуться контактами тестера в режиме амперметра до клемм АКБ напрямую, то произойдет банальное короткое замыкание. И хорошо, если у этого тестера будет на этот случай защита (сами знаете от кого).
Для тех, кто любит точность и не уверен в показателях цветового индикатора, могут воспользоваться электронными способами измерения, но проверять батарею необходимо только на заряд. Для этого тестер устанавливается в режим измерения постоянного тока до 20 В, и только после этого можно измерять какой заряд имеет АКБ (если на вольтметре будет менее 12,6 В – батарея требует зарядки). Для получения более точных данных следует отключить от аккумулятора минусовую клемму.
Однако ни плотность электролита, ни его уровень, ни заряд не могут дать объективную оценку состояния АКБ. Проверить аккумулятор по всем параметрам таким, как например, работа под нагрузкой, можно только на специальном оборудовании. Всем автомобилистам, не зависимо от марок автомобилей и их пробега, советуем сделать такую проверку до наступления холодов.
Даже если вы только недавно купили новый автомобиль, стоит проверить состояние аккумулятора. Дело в том, что ваша машина могла простоять у дилеров год и более, а за это время АКБ вполне могла разрядиться. Работники автосалонов практически не следят за зарядом АКБ – считают, что это не их дело. Даже если проводилась предпродажная подготовка, то аккумулятор вряд ли попал в перечень мероприятий.
Как заряжать АКБ?
Прежде всего, необходимо иметь, чем заряжать. Всяческие самодельные устройства, взятые напрокат у соседей по гаражу, – не лучший выход. Хотя, надо сказать, что среди них попадаются весьма качественные экземпляры. Однако практика показывает, что лучше всего раскошелиться на современное заводское автомобильное зарядное устройство. Обойдется оно не дешево, примерно, до 3000 рублей, но зато вы всегда сможете подзарядить АКБ в случае необходимости.
Кустарные устройства часто становятся причинами пожаров в гаражах. Автолюбители ставят заряжаться аккумулятор на ночь, и в случае короткого замыкания в трансформаторе, может начать плавиться проводка. И поскольку защита гаражных электросетей часто оставляет желать лучшего, беспечного автомобилиста могут ждать очень крупные неприятности.
Даже если у вас совершенно новое зарядное устройство, необходимо проверить состояние защитных автоматов. Современные автоматы в сотые доли секунды обесточивают цепь в случае возникновения короткого замыкания, и проводка не успевает воспламениться. Если вы заряжаете аккумулятор дома, то лучше поставить его на застекленный балкон или лоджию (если температура там выше 0), чтобы не дышать парами серной кислоты.
Порядок зарядки аккумулятора для автомобиля следующий:
- установить АКБ в безопасном месте вдали от воспламеняющихся жидкостей и масел;
- установить рядом с АКБ зарядное устройство, чтобы его провода доставали до клемм (переключатель напряжения должен находиться на нуле);
- если АКБ обслуживаемая, необходимо открыть крышки банок, при этом их можно не вынимать из гнезд – главное, чтобы они не были герметичными;
- соблюдая полярность подключить клеммы зарядного устройства к контактам аккумулятора;
- включить зарядное устройство (ЗУ) в розетку;
- проследить, чтобы ЗУ было установлено 12 В режим, если там предусмотрен режим заряда аккумуляторов еще и на 6 В или 24 В;
- включить питание ЗУ;
- повернуть регулятор тока заряда пока стрелка не установится на 4 А.*
В этом положении аккумулятор будет заряжаться 20 часов, пока не перестанет принимать заряд. По мере зарядки АКБ, стрелка амперметра будет опускаться, и в неавтоматических ЗУ необходимо вручную добавлять напряжение зарядки, доводя стрелку до 3-4 А. Когда аккумулятор окончательно зарядится, глазок на нем будет светиться зеленым. Однако сам по себе глазок не светится, а отражает падающий свет. Поэтому, при плохом освещении следует посветить в него фонариком, либо включить верхний свет в помещении.
*Рекомендуемый ток зарядки аккумулятора зависит от емкости АКБ. Считается, что он должен быть в 10 раз меньше величины емкости. Так, при емкости аккумулятора 45 А· ч соответственно оптимальный ток зарядки будет 4,5 А. После того, как заряд аккумулятора достигнет 14,4 В, а это произойдет примерно через 10-12 часов, необходимо уменьшить ток зарядки вдвое. Так АКБ зарядится более качественно, без сильного газовыделения в конце.
В современных полностью автоматических ЗУ контролировать процесс зарядки не нужно. Достаточно просто подключить устройство к аккумулятору, включить его в сеть, установить нужный режим зарядки – все остальное ЗУ выполнит самостоятельно.
При зарядке аккумулятора стрелка амперметра опускается
А. ЛАВРЕНОВ, г. Иркутск
Когда заряжают аккумулятор (или аккумуляторную батарею), зарядный ток устанавливают по показаниям амперметра. А что он показывает?
Электрохимические процессы в аккумуляторе протекают на поверхности его пластин, находящихся в электролите. Для увеличения емкости аккумулятора пластины выполняют пористыми. В толще пластины, в ее порах, перемешивание электролита происходит значительно медленнее, чем на ее поверхности и в прилегающем слое электролита.
Замечено, что чем больше зарядный ток, тем интенсивнее происходят нежелательные процессы в толще пластин, т. е. старение аккумулятора. Поэтому зарядный ток ограничивают, находя компромисс между быстротой зарядки и интенсивностью старения аккумулятора от большого тока. Общепринято заряжать свинцовые стартерные батареи аккумуляторов током, численно равным в амперах одной десятой емкости в ампер-часах. А инструкция по эксплуатации этих батарей [1] рекомендует, например, для батареи 6СТ55 ток зарядки и того меньше — 2,75 А, т. е. 0,05 емкости.
Много лет зарядные устройства изготавливают по одной структурной схеме: сетевой трансформатор—двуполупериодный выпрямитель (иногда мостовой)— реостат—амперметр. Добавим в зарядную цепь устройства измерительный резистор сопротивлением 0,1 Ом, а вместо одного амперметра включим последовательно три — магнитоэлектрический (авометр ТЛ-4), электромагнитный Э421 и мультиметр M890F (см. схему на рис. 1). Авометр и мультиметр установим на измерение постоянного тока.
Подключим к зарядному устройству аккумуляторную батарею и по магнитоэлектрическому амперметру РА1 установим реостатом R1 зарядный ток 1,9 А. Кому-то покажется странным, но при этом электромагнитный амперметр РА2 покажет 2,7 А, а электронный РАЗ — 1,87 А. Все приборы проверены и при измерении постоянного тока давали одинаковые показания.
Незначительная разница в показаниях амперметров РА1 и РАЗ объясняется только естественной погрешностью приборов, а вот причина существенного отличия показания амперметра РА2 в том, что ток в цепи сильно отличается от постоянного. Известно, что амперметр электромагнитной системы измеряет эффективное значение переменного тока, а магнитоэлектрический и электронный — среднее. Именно среднее значение зарядного тока определяет электрический заряд, передаваемый аккумуляторной батарее.
Подадим напряжение, падающее на измерительном резисторе R2, на вход Y осциллографа (скорость развертки — 2 мс/дел., чувствительность — 0,2 В/дел.) и снимем ряд осциллограмм при значениях тока 1, 2 и 3 А, устанавливаемых по амперметру ТЛ-4.
Осциллограммы (рис. 2,а, б и в соответственно) сильно напоминают по форме напряжение на выходе однополупериодного выпрямителя, хотя каждая “полусинусоида” несколько искажена: ее вершина приплюснута сверху и на клонена вправо. Зарядный ток возникает в момент, когда напряжение на выходе выпрямителя превышает ЭДС заряжаемой батареи, при этом электрохимические процессы имеют нелинейный характер. Подключение к выходу выпрямителя сглаживающего конденсатора С1 емкостью 4700 мкФ форму зарядного тока практически не изменило. А вот и самое интересное: эти “полусинусоиды” на осциллограмме рис. 2,б, например, имеют высоту в точке максимума два деления шкалы осциллографа, а это соответствует 4 А. Вы помните, что показывали амперметры?
Давайте теперь поэкспериментируем с зарядным устройством на тринисторе. Такие устройства привлекательны тем, что благодаря отсутствию громоздкого мощного реостата малогабаритны, имеют значительно более высокий КПД и надежность. Для эксперимента я выбрал устройство, описанное в [2]. Напряжение вторичной обмотки — 27 В эфф., амперметр оставил один — ТЛ-4, измерительный резистор сопротивлением 0,1 Ом тот же.
Осциллограмма на рис. 3,а соответствует показаниям амперметра 1 А; амплитуда тока достигает 3,2 деления шкалы осциллографа — 6,4 А. Осциллограммы рис. 3,б и 3,в — при показаниях амперметра также 2 и 3 А. Кривые 2,в и 3,в близки между собой по амплитуде, так как трансформатор использовался один и тот же, реостат в положении, когда сопротивление почти минимально, и тринистор открыт почти весь полупериод.
Я проводил эти опыты с целью рассказать радиолюбителям и автомобилистам, что при использовании сетевых зарядных устройств через аккумуляторную батарею протекает пульсирующий ток с пиковым значением, в 2. 4 раза большим, чем показывают амперметры. Поэтому зарядный ток необходимо устанавливать только по амперметру, показывающему среднее значение тока, например, магнитоэлектрическому.
Согласно Инструкции прекращать зарядку следует после того, как в течение трех часов интенсивного “кипения” плотность электролита и напряжение на выводах батареи будут оставаться постоянными. И не надо пугаться, когда напряжение достигнет 2,7 В на один элемент. Это происходит вследствие того, что отрицательные пластины покрыты положительными ионами водорода, возникает дополнительная разность потенциалов, достигающая 0,33 В. Она исчезнет через 2. 3 ч после отключения зарядного устройства.
Зарядкой “асимметричным” током [3] мне не удалось заметно увеличить емкость ни у одной из десятка послуживших батарей. Это дает повод поставить под сомнение целесообразность такого метода зарядки.
Имея точный вольтметр, ареометром можно не пользоваться, а плотность электролита вычислять по эмпирической формуле: у = Е1 – 0,84, где Е1 — ЭДС аккумулятора (одного элемента); у — плотность электролита, приведенная к температуре 15 °С.
Зарядка АКБ
Здравствуйте, машина стояа год, АКБ, ест-но, разрядился, сняли – поставили на зарядку вот на такой устройстве ОРИОН
Вложение 20173
Вот инструкция http://www.orionspb.ru/instruction/PW_415.pdf
Страница инструкции о зарядке в автоматическом режиме:
Вложение 20174
В общем зарядка не моя, крутилка выкручена в 0 – мне сказали, что это правильно – так типа в автоматическом режиме заряжает. Скажите, так ли это? В инструкции сказано – установить требуемый ток (пункт 6), но какой ток требуется, не сказано.
Как мне убедиться, что аккумулятор заряжается – неохота мультиметр покупать?
К слову, масло не менялось вообще с 2015 года – ничего, если на нем попытаться завести машину после зярядки АКБ а потом сразу в сервис ехать менять масло?
Ток зарядки считается как 1/10 от емкости аккумулятора, например если емкость 60а/ч то ток зарядки выставляете 6 Ампер. Если Аккумулятор заряжается вы увидите на индикаторе значение тока, сначала которое выставите а потом по мере зарядки ток будет уменьшаться, в итоге при полной зарядке стрелка упадет почти до нуля. Пробки из аккумулятора вывентить не забудьте.
Добавлю. При зарядке АКБ будут появляться пузырьки в банках АКБ. Для этого и выкручивают пробки, чтобы контролировать процесс, но и чтобы не разорвало весь блок аккумулятора, если забиты каналы вентиляции.
И еще. Если сняли аккумулятор с машины, которая стояла с 15 года, то АКБ уже как бы 3 года. И я не думаю, что она была новая. Поэтому, думаю, Аккумулятору лет 5, а нашим АКБ без разницы, работала она или просто стояла. Все-равно емкости в ней осталось не много. Завести может и хватит сил, а вот эксплуатировать вопрос. При наступлении холодов поймете почему. На лето может и хватит, а дальше под замену, если не хотите мучится снятием и зарядкой.
Чтобы завести мотор, нужно, чтобы в нем было масло. Понятно, чтобы оно было хорошим, но ведь ваша задача только завести мотор. Поэтому попытаться завести двигатель можно и на старом, а вот эксплуатировать мотор с плохи маслом опасно, ну или вредно для двигателя.
Завести машину, не работавшую несколько лет, проблема. Попробуйте сначала провернуть колен вал. Вдруг он приржавел. Порвете стартер.
Если есть возможность прокатните ее по дороге немного, ну или хотя бы колеса покрутите в ручную, желательно с включенной высшей передачей. Так просто легче, чем на первой.
Да, и бензина не забудьте залить. smile: Старый то испарился.
паренек оставил пробки, поставил ток на 0 и ушел. Проще было вызвать эвакуатор и в сервисе все сделать наверно.
Машина куплена в январе 2014, ну у дилера еще стояла. Выпуск 2013
Я спрашивала, почему ток на нуль выкручен – ответил, что в автоматическом режиме так надо заряжать. Аккумулятор холодный.
что-то меня все запугали – и сальники забьются, и свечи зальются, и стартер порвется, и бензин испрарился) и аккум с неснятыми пробками на заряде.
да господь с тобой! ни че ни надо. выстави на 6 ампер крутилкой,а лучше малым током заряди,на 2ампера выставь,чтоб не выкручивать пробки на акумыче. как упадет стрелка на ноль,так значит зарядился твой акумыч. ставь его и заводи дрыгатель. завел и едишь менять масло. масло только правильное купи.
Это вот эти вот сверху пробки? Вложение 20175
паренек оставил пробки, поставил ток на 0 и ушел. Проще было вызвать эвакуатор и в сервисе все сделать наверно.
Машина куплена в январе 2014, ну у дилера еще стояла. Выпуск 2013
Я спрашивала, почему ток на нуль выкручен – ответил, что в автоматическом режиме так надо заряжать. Аккумулятор холодный.
Да, эти шесть пробок. Открутите их и оставьте открытыми колодцы. Далее крутилку на зарядке выкручиваете в ноль. Вставляете зарядник в розетку и включаете. Плавно начинайте поворачивать крутилку регулировки тока. И наблюдайте за стрелкой амперметра. Поднимается ли она? Дело в том, что она может вообще не подниматься. Если не поднимается, то плохо. Если поднимается, то хорошо. У вас АКБ ёмкостью 60 А/часов. Теоретически надо ставить не более 10 процентов от этой величины. В общем, выставите стрелку амперметра на 6 Ампер. Для этого плавно поворачивайте крутилку до тех пор, пока стрелка не дойдёт до чёрточки со значением 6. Оставляете в таком режиме. Теоретически Ваш аккамулятор будет заряжаться 10 часов в таком режиме. Но это теоретически. По мере заряда ток должен падать. Т.е. стрелка амперметра должа постепенно падать вё ближе и ближе к нулю. Через 10 часов стрелка либо упадёт до 0,5 ампер либо вообще до 0 ампер. Там точно не поймёшь – в общем, близко к 0. В идеале, как только упала близко у нулю – после этого ещё дать постоять на зарядке пару часов. В процессе зярядки, вы должны наблюдать мелкие пузырики в колбочках. Это норма. Следите, чтобы много их не было – это не суп – кипеть не должно. Должно быть умеренное количество пузырьков. Простите за сленг. Насколько я понял, Вы – девушка. Старался писать как можно понятнее. p.s. от части Ваш “парёнек” прав. Надо ставить как можно меньиший ток – поэтому он поставил на 0. Нуля там точно не будет.Минимальный ток (близкий к нулю) всё равно есть, но таким током Вы будете заряжать Ваш аккумулятор около недели. Сейчас прям ставьте на зярядку. Желательно быть недалеко от АКБ, чтобы контролировать процесс. Есть такая возможность сидеть дома сегодня весь день и куковать? Перед сном проверить, что там происходит. Если перед сном стрелка упала в ноль, то можно ещё оставить на ночь до утра. Ой какой там “перед сном”. Время то уже огого сколько. В общем, вечером не упадёт до нуля. Дай Бог чтобы к середине ночи упала и то не факт. В общем, вам однозначно до утра его оставлять на зарядке. p.s. тираны – год не давали автомобилю ездить. У меня ОКА после года простоя на улице завелась. Думаю, что Ваша тоже заведётся. Она сейчас стоит в тёплом месте?
Поднимается до 3, и все. До 6 не поднимается. Пробки не выкрутила.
Поставила 2, чтоб не взорвался.
Пузырьков нет вообще – и сам АКБ холодный. Он греться хоть должен в процессе зарядки?
ну это те говорят что может такое произойти,но вряд ли. в жизни что только не бывает. но лучше перестраховаться,что бы не было дальнейших проблем с ремонтом.
ну значит уже чуть подзарядился,поэтому до 6 не поднимается.
все верно,мне так акамуляторщики советовали заряжать. я за двадцать лет,ни разу не слышал что бы у кого то он взорвался,сам я ни когда не откручиваю эти пробки,но знаю что надо бы выкручивать.:facepalm: